«Клубный час»- технология успешной социализации дошкольников.
статья

Сагдеева Оксана Валерьевна

«Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая во многих ДОУ. Впервые  опыт использования  «Клубного часа»  представлен Гришаевой Н.П., ст. научным сотрудником ИС РАН и Струковой Л.М. педагогом-психологом ГБОУ 2620. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_kch.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Клубный час»- технология успешной  социализации дошкольников.

Сагдеева О.В., ст.воспитатель МБДОУ «Детский сад № 31 «Алёнушка»

«Клубный час» это особая современная технология развития личности ребёнка, реализуемая во многих ДОУ. Впервые  опыт использования  «Клубного часа»  представлен Гришаевой Н.П., ст. научным сотрудником ИС РАН и Струковой Л.М. педагогом-психологом ГБОУ 2620.
Авторы отмечают, что  современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции  негативно отражаются на социализации современных детей.  В детских садах отдаётся явное предпочтение когнитивному развитию дошкольника в ущерб социально-личностному. Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой  недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и заорганизованностью педагогического процесса. Известно, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольность) поведения.

Развитие саморегуляции - это одна из центральных линий развития детей старшего дошкольного возраста. В разнообразных  видах деятельности формируется важнейшее личностное новообразование дошкольного возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Таким образом, основными целями «Клубного часа» являются:

  • воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  • обучение ориентировки в пространстве;
  • воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
  • способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
  • закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
  • развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
  • поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
  • приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Для реализации  данной педагогической  технологии необходима подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов. Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность, самим проводить «мастер-классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую тематику клубных часов.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа»:

  • «Свободный»  К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам;
  • «Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например, в ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические темы, постройка космического корабля, викторины «космонавт»;
  • «Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

1. Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план К.Ч. на полугодие.

2. Определяют периодичность и длительность К.Ч., как правило, 1 раз в неделю. Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает образоваться собственный жизненный опыт.

3. Определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»(совместно с детьми)

Правила поведения детей во время «Клубного часа»:

 Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

 Если взял предмет – положи его на место, когда уходишь.  

 Помогай  другим, если справился сам.

 Ходи спокойно.

 Занимай на площадке  место по билету.

 Возвращайся в группу по сигналу звонка.

 За нарушение правил воспитатель имеет право забрать дисциплинарную фишку.

4. Разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч.

5. Определяют порядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к первому К.Ч.

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.

После проведения каждого К.Ч. воспитатели, педагоги и сотрудники обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.

 На протяжении трех лет  в нашем детском саду  реализуется технология «Клубный час». Исходя из важности развития у детей познавательной активности, изначально название и содержание всех клубов  продумывали с уклоном на познавательно – исследовательскую деятельность. Количество и тематика клубов может меняться, некоторые остаются неизменными. Например:

«Профессор Почемушкин»

В данном клубе дети с педагогом проводят разные опыты, в  процессе  которых делают удивительные открытия, могут посмотреть на многие вещи по – новому.

«Путешествие по карте»

Знакомятся с картой и глобусом, изготавливают  макеты, изучают  богатство России и достопримечательностями родного города и края, путешествуют по Енисею, разрабатывают свои карты, порой очень необычные (например, Сказочную карту России, Вкусную карту России и т.д.- можно добавить ото)

 «Лепилки»

Лепят  из разных  видов пластилина, глины,  соленого теста - исследуют свойства  этих материалов, экспериментируют, узнают много нового и интересного.

«Бумажные истории»

Знакомятся с основными видами бумаги, свойствами. Узнают, как бумага может издавать  звук, что она может быть очень прочной, какой упаковочный материал менее вреден для окружающей среды и т.д. Часто эти занятия заканчивается  не только интересными опытами, но и сделанными руками детей полезными поделками, позволяющими продолжать свои исследования в группе и дома (вертушки, хлопушки, вертикальный взлет, воздушный винт)

«Рисунки на стекле»

Дети рисуют на оргстекле  разными материалами, это и пена, зубная паста, солью и т.д. Не просто рисуют , но и исследуют эти виды материалов, и могут использовать вместо красок.

 «Волшебный песок»

Тоже очень популярный у детей клуб- особенно часто его выбирали очень активные дети- таким образом они успокаивались, узнавали много интересного о разных видах песка, выполняя очередное задание Песочной Феи.

«Сундучок здоровья»

Этот клуб  и оздоровительный и познавательно – исследовательский. Каждый раз в сундучке спрятан какой-то полезный фрукт, овощ, ягода- а дети должны угадать с помощью загадки. Вместе со взрослым дети изучают полезные свойства, где и в каком виде  растут, как правильно хранить и применять с пользой для здоровья…

Открывают для себя способ приготовления, сами пробуют на вкус, рассказывают о своих ощущениях.

«Вкусно, но не полезно»

Самый популярный среди детей клуб, где мы путем экспериментирования узнали, из чего состоят эти не очень полезные для здоровья продукты,  в чем их вред и как можно по другому их использовать. Например, мороженое, чипсы, кола, фанта. Учились делать  полезные заменители этих продуктов.

«Весёлые эстафеты»

Даже в этом клубе  наблюдается познавательно- исследовательская деятельность. Помимо того, что с детьми проводят весёлые эстафеты, в игре повторяют, обобщают тему недели. Проводят точечный массаж, ходят по солевым дорожкам, учатся измерять свой пульс, т.е  исследуют свой организм. Один-два раза в месяц этот клуб проводит закрепленный за ДОУ инспектор ДПС. Он проводит с детьми практические задания с использованием магнитно –маркерной доски, обыгрывает возможные ситуации на дороге, а затем обязательно –веселые эстафеты по ПДД.

Таким образом, использование заданий  познавательно-исследовательского характера, проблемных ситуаций в рамках «Клубного часа» позволяет:

- расширить образовательно-развивающее  пространство в ДОУ;

- развивать навыки межгруппового взаимодействия в процессе решения познавательно - исследовательских задач, активно взаимодействуя со сверстниками и взрослыми;

- развивать умение планировать и выбирать свой «образовательный маршрут»; анализировать полученные  результаты;

- проявлять инициативу и самостоятельность в стремлении к получению знаний.

Литература:

Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // http://profpsy.ru/user-articles.html?view=article&id=217


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология социализации дошкольников "Клубный час"

Поддержка детской инициативы, как основная цель технологии социализации "Клубный час"...

Моя статья: «Клубный час» - технология эффективной социализации дошкольников и развития их коммуникативных способностей». Из опыта работы.2019год.

Статья посвящена осмыслению проблем социализации и развития речи ребенка дошкольного возраста в современном обществе.Статья рассказывает о педагогической технологии эффективной социализации дошкольник...

Развитие самостоятельности и инициативности через педагогическую технологию социализации дошкольника «Клубный час»

Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всей территории детского сада, соблюдая определённые правила, и по...

План работы театральной студии "Апельсин", реализуемый в рамках технологии социализации дошкольников "Клубный час"

Педагогический коллектив МКДОУ №1 «Улыбка» на педагогическом совете, принял решение вести работу по внедрению современных технологий социализации дошкольников. Наиболее интересной нам пока...

Клубный час технологии Гришаевой Н.П.(сам.образование)

Клубный час» – это одна из новых технологий социализации детей в дошкольном учреждении. Опыт использования «Клубного часа» представлен Гришаевой Н.П. ст. научным сотрудником ИС...