Моя статья: «Клубный час» - технология эффективной социализации дошкольников и развития их коммуникативных способностей». Из опыта работы.2019год.
статья по развитию речи

Семьянских Мария Юрьевна

Статья посвящена осмыслению проблем социализации и развития речи ребенка дошкольного возраста в современном обществе.
Статья рассказывает о педагогической технологии эффективной социализации дошкольников, автором которой является Н.П.Гришаева, об опыте внедрения технологии "Клубный час на дошкольной ступени школы, знакомит с одним из сценариев деятельностного клубного часа и акцентирует внимание на возможности реализации воспитательных, образоательных. развивающих и коррекционных задач в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas.docx29.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Клубный час» - технология эффективной социализации дошкольников и развития их коммуникативных способностей».

Из опыта работы.

АННОТАЦИЯ

        Статья посвящена осмыслению проблем социализации и развития речи ребенка дошкольного возраста в современном обществе.Статья рассказывает о педагогической технологии эффективной социализации дошкольников, автором которой является Н.П. Гришаева, об опыте внедрения технологии «Клубный час» на дошкольной ступенинашей школы, знакомит с одним из сценариев деятельностного клубного часа и акцентирует внимание на возможностях реализации воспитательных, образовательных, развивающих и коррекционных задач в соответствии с ФГОС ДО при использовании этой технологии.

                                   «Отдельный человек, как нечто обособленное,

не заключает человеческой сущности в себе …

Человеческая сущность налицо только в общении,

в единстве человека с человеком».

Л.Фейербах.

        «Петька, выходи!» - как часто в нашем детстве мы слышали подобные призывы, летящие в окно нашего дома. Жизнь двора бурлила и кипела и шла по своим законам.Подростки играли в футбол, малыши возились в песочнице, девчонки прыгали в классики и играли в дочки - матери вечерами вместе пели песни под  гитару. У каждого была своя роль, свои правила ибесконечные разговоры о том, что интересно, разновозрастное общение,а родители занимались своими взрослыми проблемами и знали, что их ребенок рядом, близко, только выгляни в окно …

В наше время информационных технологий, тотальной компьютеризации жизненных процессов, занятости родителей,общение посредством речи, человеческое общение, уходит с первых позиций.

Мы  много общаемся через интернет, смотрим телевизор, слушаем плееры, наши дети с детства получают в подарок модные гаджеты, они часто заменяют им слушание  детских книг, которые читает мама или бабушка, детские  игры в коллективе сверстников, друзей во дворе.

Все эти факторы и, несомненно, социальные проблемы, с которыми столкнулся человек 21 века, сказываются на развитии психических процессов детей, адаптации в социуме,развитии их речи.

По данным опросов социологовв настоящее время  не более 30 % родителейчитают своим детям; современные семьи мало свободного временипроводят вместе в выходные дни, утеряв традиции гостеприимства, приготовления семейных обедов,общения друг с другом, занятий какой –либо полезной совместной деятельностью;заменяя его походами в гипермаркеты,решением финансовых проблем. У детей практически не стало возможности общаться с друзьями во дворе, играть в сюжетно – ролевые игры, где ребенок брал на себя различные социальные роли и действовал в соответствии с ними. Таким образом,детский сад стал практически  единственным местом, где ребенок может социализироваться и получить этот опыт.

ФГОС ДО  выделяетсоциально-коммуникативное развитие, которое    «…направлено наусвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка совзрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе», какодно из ключевых   направлений в работе с детьми.

Это вызывает необходимость освоениясовременных образовательных технологий, которые позволятреализовывать требования ФГОСДОв этом направлении, обновить формы работы по социально - коммуникативному развитию, сделать этот процесс интересным для детей, привлечь к нему родителей.

        Педагогическую технологию эффективной социализации «Клубный час», автором которой является Н.П.Гришаева, уже освоили около 2500 педагогов из 200 садов и школ 16 регионов нашей страны.Технология подробно представлена в книге: Гришаева Н.П., Белая Л.Н., Брынцева Е.В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии». Очень подробно ознакомился с ней и педагогический коллектив нашего дошкольного отделения. Педагогическая технология отвечает современным тенденциям развития дошкольного образования, способствует и направлена на поддержание детской инициативы и саморегуляции поведения у детей, учитывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

        В 2018 - 2019 учебном году в дошкольном отделении нашей школы успешно проходят клубные часы для детей. В основном по своему типу - этодеятельностные«Клубные часы».

        Звонко и заманчиво звенит колокольчик, из групп в коридоры выходят маленькие люди с сумочками через плечо, в которых лежат заветные кружочки, и деловито направляются по своим интересам. Начался «Клубный час»!В этом месяце его тема: «Семья. Досуг с семьёй».

        В физкультурном зале сегодня «Шашечный клуб», в кабинете учителя - логопеда можно обогатить свой лексикон такими словами, как народные промыслы, хохломской и гжельский узоры, Павлово - Посадские платки. Здесь «Вернисаж» детских работ и  можно заняться творчеством - украсить весенним орнаментом бумажные тарелки, а заодно развить свою мелкую моторику, диалогическую и монологическую речьв процессе обсуждения своих действий с педагогом и детьми.

        В музыкальном зале - «кинотеатр», где показывают коротенькие, но любимые добрые, отечественные  мультики, песенки из которых можно спеть всем вместе.

        В кабинете другого специалистана этот час устроена фотостудия. Тебя сфотографирует «фотограф»- одного или вместе с друзьями,

 в костюме любимого героя, который ты долженпридумать сам, проявляя творчество и фантазию.

        А что же нас ждет в группах? В средней группе студия «Матушки Варвары» - мамы показывают мастер - класс, объясняют детям, какмастерить маленьких тряпичных кукол. А в старшей группе «Пиццерия» - из яркого пластилина готовят игрушечную пиццу.

        По сути,  на час ребенок становится полноправным хозяином пространства детского сада, которое в этот час готово его принять.

                Педагогический коллектив «незримо» наблюдают на своих постах за самостоятельной жизнью детей. И если ты забыл правила, у тебя обязательно заберут один из заветных, бумажных кружочков, которые лежат в маленькой сумочке на твоем плече.

                Да,с детьми много обсуждали эти правила,и они будут их соблюдать, ведь  это - главное условие, пойти на следующий клубный час! Будь вежливым и говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу; клади игрушки на место, если взял их поиграть, не отнимай игрушки у других детей;не кричи – говориголосом нормальной громкости; не бегай и не толкайся - ходи спокойно; передвигаясь по лестнице, держись за перила;если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе или вернуться в нее, если устал;возвращайся в группу, когда услышишь колокольчик.

                Проведение таких клубных часов дает возможность решать множество образовательных, воспитательных, развивающих и коррекционных  задач.                        Дети учатся ориентироваться в пространстве детского сада; проявлять инициативу в выборе деятельности, которая их привлекает;с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны других детей, педагогов и родителей; выражать свою просьбуи свое отношение к окружающему и  самостоятельно находить для этого речевые средства;самостоятельно  отвечать за свои поступки, дружески относятся к другим детям различного возраста, делиться с педагогами и другими детьми разнообразными впечатлениями, приобретать собственныйжизненный опыт,  необходимый для самоопределения и саморегуляции. И все это - уйдя от  классического занятия!

                Составление сценария клубного часа сплачивает коллектив педагогов, дает возможность делиться творческими идеями, самосовершенствоваться, действовать, как единая команда, привлекать в процесс взаимодействия с детьми и дошкольной организацией родителей.

        «Только творческий педагог может развить творческое начало в ребенке».

В.А.Сухомлинский.

                

Список литературы:

  1. Антонов Ю.Е. Управление дошкольными организациями: актуальная динамика/ Ю.Е. Антонов - М.: Творческий центр Сфера, 2013.
  2. Бренифье О. Серия книг «Сделать счастливыми наших детей». - М.:Клевер- Медиа-Групп, 2015.
  3. Вальдорфская педагогика: Антология/ сост.:А.А. Пинский и др.-М.: Просвещение, 2005
  4. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений М.: Мозаика - Синтез, 2008г.
  5. Гришаева Н.П., Белая Л.Н., Брынцева Е.В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет: система реализации, формы, сценарии».Издательстово «ВЕНТАНА-ГРАФ» 2017г.
  6. Грюнелиус Э.М. «Вальдорфский детский сад. Воспитание детей дошкольного возраста» СПб.: Издательство «Деметра» 2010г.
  7. Под редакцией Н.Е. Вераксы,  Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Издание - 3-е М.:Мозаика - синтез, 2016г.
  8. Федеральный Государственный ОбразовательныйСтандарт Дошкольного Образования - М.: Центр педагогического образования, 2014г.
  9. Элизабет М. Грюнелиус «Вальдорфский детский сад» Издательство «Деметра» 2010г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе,Клубный час в МБДОУ д/с №21

Введение детей в ситуацию «Клубный час». Помощь детям в приобретении жизненного опыта (смысловые образования), переживания, необходимые для самоопределения и саморегуляции....

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"

Публикация "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ «КЛУБНЫЙ ЧАС» ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ"...

Использование технологии «Клубный час» для эффективной социализации дошкольников

Педагогическая технология "Клубный час" - технология успешной социализации дошкольников....

Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»

Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»Актуальность темыВоспитание детей, формирование личности ребенка с пер...

Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»

Из опыта работы Технология эффективной социализации дошкольников «Дети-волонтеры»...

проект Технологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»

Паспорт проектаНазвание проектаТехнологии эффективной социализации дошкольников «Клубный час», «Мама, папа, я – дружная семья»Вид проекта по виду деятельности: Позна...