Чтение художественной литературы как одна из форм патриотического воспитания дошкольников
материал

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Дошкольный возраст-период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает само по себе, так как является результатом длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

   Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста-одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание гордости за свою страну, любви к Родине, ее культуре, истории, природе, людям, к своему родному краю.

   Задачи патриотического воспитания решаются разнообразными педагогическими средствами, основным из которых обоснованно считается художественное слово. Художественная литература сопровождает ребенка в повседневной жизни как на специально организованных занятиях , так и в различных сферах самостоятельной деятельности.

   Художественная литература-это вид искусства, в котором слово является основным средством образного отражения жизни; это одна из форм освоения мира, отражающего богатство и многообразие духовной жизни человека. Писатели обращаются к универсальным категория и ценностям бытия: добро и зло, истина и красота, справедливость и совесть, дружба и любовь. Что обуславливает возможность использования литературных текстов с целью воспитания у детей дошкольного возраста различных нравственных качеств, в том числе- патриотизма.

   Список художественной литературы для старшего дошкольного возраста достаточно обширен и разнообразен. Используется литература самого разного объема, формы и стиля. Патриотическое воспитание, как более узкая часть воспитания личности, тем не менее, пользуется всем перечнем жанров, рекомендуемых старшему дошкольному возрасту.

   Наиболее доступным восприятию детьми дошкольного возраста является устное народное творчество, в котором отражается история народа и его духовное богатство. К старшему дошкольному возрасту дети знакомы со многими видами устного народного творчества: пословицы, поговорки, загадки. Вместе с тем, в этот период особое значение приобретают считалки, скороговорки, волшебные сказки. Для знакомства с родной культурой важно не только научить ребенка некоему количеству поговорок и прибауток,. Но и уделить внимание тому, чтобы они использовались им в подходящих играх или обрядах.

   Самым ярким и любимым жанром детей остается русская народная сказка. Она полна чудесного вымысла, драматических ситуаций, противостояния добра и зла, и не только развлекает и радует детей, но и закладывает основы патриотизма. При мерами таких сказок являются «Морозко», «Гуси-Лебеди», «Крошечка-Ховрошечка» и многие другие.

   Былины особый жанр устного народного творчества, с которым детей знакомят в старшем возрасте. Содержание былин вплотную подводит к патриотическому воспитанию. Героические сюжеты восхищают детей и будоражат их воображение яркой гиперболой, напевностью, легендарностью героев (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеше Попович, Садко, Змей Горыныч, Соловей-Разбойник и др.) Для детей лучше использовать адаптированные варианты текстов.

  В число произведений для дошкольного возраста входят обрядовые песни, прибаутки, докучные сказки и небылицы. К небывальщине и нелепицам дети проявляют особый интерес. У дошкольников уже имеются четкие реалистичные представления об окружающем мире. В небылицах-перевертышах развиваются события, совершенно невероятные с точки зрения здравого смысла. Детям нравится оперировать неосязаемыми сущностями, образами и понятиями, мысленно переставляя их и ощущая себя значимыми и компетентными.

   Рассказы о природе- изучаются с целью ознакомить детей с красотой родной страны (что является также частью формирования патриотического отношения к родному краю). Рассказы Паустовского К.Г., Пришвина М.М., Бианки В.В. и многих других- это яркие зарисовки из жизни натуральной природы и ее обитателей. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки и понятны детям.

   Стихи и рассказы о войне- являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С.Михалкова, С.Васильева, А.Твардовского-о подвигах и мужестве солдат  партизан, защищавших родину, не жалевших себя в борьбе-являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляюще. А слушая рассказы А.Гайдара, Л.Кассиля, А.Митяева и др. дети сопереживают и волнуются за героев; впервые осознав всю жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против военных действий, нападений на мирных жителей, получают первые представления о равенстве всех рас и национальностей.

   Рассказы о стране и родном городе-это отдельный вид специальной детской литературы, который рекомендуется для решения задач патриотического воспитания дошкольников. Использую в своей работе данные произведения, педагог имеет возможность знакомить детей с бытом, традициями наших предков, отдельными историческими моментами, оказавшими влияние на развитие и становление родной страны и города.

    Основной формой использования литературы в воспитании патриотизма у старших дошкольников являются занятия. Дети слушают различные про изведения, беседуют с педагогом, рассказывают свои впечатления, заучивают наизусть и пересказывают. Но для запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства мало. В этом возрасте наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то государственные символы, красоты природы, военной героики) нужна опора на визуальном уровне.

     Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов нужно обязательно использовать наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, фотографии и открытки по теме. При чтении сказок и рассказов с новыми словами, например «прялка», «решето», «ухват»-четкое понимание о предмете дает реальный предмет или его изображение, потому что словесное описание предмета дети воспринимают с трудом.

   Кроме занятий, литературные произведения даются детям во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и печатного театров. По мотивам известных произведений (или только прочитанных) можно организовывать инсценировки, спектакли. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажей и впитывает способы поведения.

   Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача. Решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственная символика - одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Что такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет чело...

Мастер-класс для педагогов «Создание герба семьи, как одной из форм патриотического воспитания дошкольников»

Цель. Создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулировании творческого потенциала педагогов.Задачи:повышение педагогического мастерства и квалификации педагоговраспространен...

«Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».

laquo;Государственная символика –одна из форм патриотического воспитания дошкольников».Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то, какие качества разовьются у р...

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников...

Семейные традиции – как одна из форм патриотического воспитания дошкольников

Формирование патриотического воспитания дошкольников через семейные традиции...