Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического направленности «Умелые ручки» 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Меркулова Татьяна Ивановна

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 
   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.   
  На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. 
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации Инжавинского района МБДОУ «Инжавинский детский сад «Березка»

Рассмотрено на педагогическом совете                Утверждено Заведующая МБДОУ              

№____ от «____» ________ 2017г                Д/C «Березка»___________ Л.А.                        

                                                                          Ивкина «___» _______ 2017 г

Дополнительная общеразвивающая программа художественно- эстетического развития «Умелые ручки»

Возраст: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Воспитатель: Меркулова Т.И.

Инжавино, 2017 год

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. 
   Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.   
  На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. 
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет

Возраст от 5 до 6 лет - является сенситивным периодом для развития творческих способностей индивида.

Развитие творческих способностей тесно связано с общим психофизиологическим развитием ребенка дошкольника, поэтому рассмотрение особенностей развития творческих способностей невозможно без раскрытия общих закономерностей и особенностей физического и психического развития ребенка 5 - 6 лет.

Дошкольный возраст - время активного развития познавательных психических процессов ребенка, памяти, внимания, мышления, речи, воображения. В старшем дошкольном возрасте все психические процессы приобретают такое качество, как произвольность, что обеспечивает основу перехода ребенка новому ведущему виду деятельности - учебе.

Важным фактором, стимулирующим развитие творческих способностей, является речь.

К 6 годам дети обычно полностью усваивают фонетику языка. Ребенок переходит от простых предложений к многословным, сложным, может их выстроить в связный рассказ. Активный словарь старшего дошкольника составляет 2 - 3 тысячи слов, а знают еще больше - около 14 - 15 тысяч слов.

У детей 5 - 6 лет уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

Наряду с развитием мышления, речи у ребенка 5 - 6 лет развивается и внимание.

К старшему дошкольному возрасту внимание приобретает все более произвольный характер. Ребенок может концентрировать свое внимание на необходимом объекте достаточно длительное время, так же это касается и выполняемой им деятельности. В процессе взросления ребенок в состоянии заниматься чем-либо уже в течение более длительного времени.

В 6 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Однако основным фактором развития всех психических процессов детей 5 - 6 лет все еще является игра, которая в процессе развития играет особую роль, так как является в этом возрасте ведущим видом деятельности.

В старшем дошкольном возрасте дети активно фантазируют, будь то игра, учеба, общение со сверстниками или со старшими. Это связано с развитием воображения, которое и обуславливает развитие творческих способностей ребенка.

Развитие воображения способствует более быстрому развитию других психических процессов, усвоению новых знаний и, таким образом, подготавливает 5-6 летнего ребенка к дальнейшему обучению в школе.

Стимулирование познавательной активности, создание чего-то нового как в воображении, так и в действительности, способствует тому, что у ребенка процессе творческой деятельности проявляются и развиваются творческие способности, которые, начав активно развиваться в дошкольном возрасте, продолжают совершенствоваться и в процессе обучения в школе.

Принципы построения программы

  1. От простого к сложному.
  2. Доступность.
  3. Системность знаний.
  4. Воспитывающая развивающая среда.
  5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
  6. Активность и самостоятельность.
  7. Научность.

Режим проведения занятий

Одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительность 25 минут. В начале занятия создается игровая ситуация, сюрпризный момент; в ходе занятия, объяснение, показ, снятия напряжения – физ. минутки, подведение итогов. Всё проходит в игровой форме.

Направленность программы

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Представленная программа, построена на принципах, развивающего обучения, предполагающего овладения детьми определенных знаний, умений, навыков. Выявление осознание ребенком своих способностей, формирование творческих и специальных умений.

Актуальность

Актуальность программы заключается в приобщении ребят к творчеству, развитии их способностей. Аппликация в развитии моторики позволяет ребенку научиться выполнять тонкие и точные движения пальцев рук, а от этого напрямую зависит работа мыслительных и речевых центров головного мозга.

В настоящее время существует проблема эстетического воспитания дошкольников, которая предусматривает развитие способности воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей действительности, пробуждение у детей эстетических чувств, формирование эстетического вкуса, а также умений и навыков в творческой деятельности. Эстетическое воспитание в детском саду создаёт предпосылки для полноценного последующего художественного развития каждого ребёнка, в том числе для формирования изобразительного творчества.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Наиболее интересным, занимательным и любимым способом для развития мелкой моторики рук, я считаю различную работу с бумагой. Для решения этих проблем организовала кружок.

Цель кружка:

- развитие мелкой моторики через занятия продуктивной деятельностью в рамках кружка;

- развитие творческих способностей, способствование формированию у детей чувства прекрасного, развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия.

Задачи:

- создать условия для детского творчества;

-обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой;  

-предоставить детям возможность закреплять полученные знания и умения в самостоятельной деятельности;

- воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое до конца, взаимопомощи при выполнении работы.

Основные формы работы кружка

Подгруппа детей 12 человек

Формы проведений занятий различны. Предусмотрены как теоретические – рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

   Программа “Умелые  ручки”    рассчитана на 1год (старший дошкольный возраст). Для успешного освоения программы на занятиях численность детей в группе кружка   составляет 12 человек. Занятия проводятся  1 раз в неделю, со  октября по  май. Продолжительность занятий с группой - не более 20-25 минут .

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-    выставки детских работ в детском саду;
   составление альбома лучших работ;
-    участие в конкурсах  художественно -  
     эстетической  направленности;
-    презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
-    творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на педсовете;

Предполагаемые результаты

В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование  специальных умений, способов самоконтроля,  развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.

Взаимодействие с родителями

Индивидуальные консультации

Выставки детских работ

Тема

Образовательные задачи

Материалы  

Октябрь

 «Наш город»                                            

Учить вырезать дома из бумаги, сложенной дважды пополам; составление панорамы с частичным наложением элементов.

Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, салфетки, клеенка, большой лист бумаги.

 «Сарафанчик расписной»

Учить приклеивать готовые детали для украшения, сочетающиеся по цвету с цветной основой.   Освоение скульптурного способа лепки; развитие чувства формы и пропорций.

Цветная бумага, клей, клеенка, кисть, тряпочка

 «Машины на улицах города»

Освоение симметричной аппликации – вырезывание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам.

Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, лекала-половинки симметричных машин.

 «Кошки на окошке»

Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы

Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, схемы симметричного вариантов образов кошек.

Ноябрь

«Золотая осень»

Учить обводить трафареты листьев, аккуратно вырезать и приклеивать.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Альбомный лист, трафареты, цветная бумага, клей, тряпочка, ножницы, цветные карандаши.

 «Наша ферма»

Создание образов домашних животных из овалов разной величины (большой овал – туловище, маленький овал – голова).

Цветная бумага, карандаши, ножницы, клей, клеенка, салфетки, фломастеры.

Посидим  у самовара

Учить обводить трафарет, вырезать и приклеивать.

Цветная бумага, фактурная бумага, ножницы, клей, картон, фломастеры.

Декабрь

 «Золотая осень»

Сочетание аппликативных техник; создание коллективной композиции из вырезанных листочков для интерьера группы.

Цветная бумага, фактурная бумага, ножницы, клей, картон, краска, фломастеры.

Ваза с фруктами

Учить вырезать осенние листья из прямоугольника путем складывания его пополам, держа за сгиб. Формировать умение из отдельных красочных листьев составлять гирлянду для украшение зала.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец, шаблон.

Букет из листьев в вазе

(с натуры)

Закреплять прием вырезания листьев и вазы путем сгибания заготовки бумаги пополам. Составлять красивый букет, используя сочетания ярких форм, с синим фоном.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Улица (коллективная работа)

Закреплять умение изображать многоэтажные дома, виды городского транспорта и размещать силуэты на плоскости. Уметь договариваться о содержании последовательности выполнения задания.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Январь

Веселые неваляшки

Учить более точно вырезать круги, соизмерять их по величине, сочетать по цвету для передачи выразительного образа игрушки.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

 «Заюшкина избушка»

Учить творчески воплощать тему. Обучать умению вырезать елочки приемом складывания заготовки пополам; свободно размещать вырезанные фигуры на листе, сочетая их по цвету.

Цветная бумага, картон, ножницы, клей, карандаши, клеенка, салфетка.

Варежки для Снегурочки

Учить вырезать различные элементы узора и украшать ими силуэты варежек, вырезанных из разноцветной бумаги. Развивать творчество.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Нарядная елка

Учить вырезать елку и украшения для нее (шары, гирлянды, зверюшек), используя знакомые приемы. Обучать созданию яркого и нарядного украшения. Формировать радостное ожидание праздника

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты.

Февраль

Снегурочка

Учить передавать выразительный образ Снегурочки (в длинной шубке с воротником, шапке, варежках) на основе соединения отдельных деталей, вырезанных знакомыми приемами

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты.

Веселый хоровод

Закреплять умения детей вырезать предметы симметричной формы приемом складывания пополам по типу гармошки. Формировать творческие способности дошкольников в процессе декоративного украшения образцов.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты.

Снегири, синицы.

Учить вырезать части птицы и объединять их, соотнося по величине, окраске, для создания яркого образа. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты.

Зимующие в парке птицы (коллективная работа)

Учить создавать композицию с птицами, согласовывая коллективные действия детей при выполнении задания; вырезать разновидности птиц, варьируя их форму, окраску оперения (снегирь, воробей, синичка и др.). Прививать чувство удовлетворения от результата совместной деятельности.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, трафареты.

Март

Самолёт

Вырезать элементы узора и украшать ими силуэты самолёта, гармонично подбирая формы и цвета.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Парусник

Учить вырезать и наклеивать в определенном порядке основные части силуэта парусника, пользуясь приемами симметричного вырезания.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Зимняя картинка (по замыслу)

Закреплять умения детей в изображении несложной композиции на зимнюю тему. Учить выбирать ее и реализовывать в аппликации самостоятельно и творчески.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

 Цветик-семицветик

Вырезать овалы  разного цвета, размера и составлять из них красивые цветочные композиции (на выбор). Воспитывать любовь и уважение к матери.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Апрель

Герои мультфильмов

Учить вырезать и составлять композиции по содержанию знакомых мультфильмов (Винни-Пух, Крокодил Гена и др. Развивать творческое отношение к работе ее содержанию.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Ветка верба (с натуры)

Учить более точно передавать особенности натуры, используя приемы обрывной аппликации для создания выразительного образа пушистой ветки.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец, бумажные салфетки.

Узор из тюльпанов

Учить вырезать цветы и листья тюльпанов и составлять из них узор на круге, квадрате, полосе (на выбор), красиво сочетая и чередуя формы, цвета.

Развивать художественный вкус детей.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Космический корабль летит к звездам

Учить вырезать космический корабль, складывая прямоугольник пополам; украшать его иллюминаторами и другими деталями, помещая среди небесных светил.

Шаблон, бумага, клей, салфетка, ножницы.

Май

Лесные жители

Учить вырезать основные части игрушки, передавая форму, расположение частей, их относительную величину в обобщенной форме красочно и ярко (лиса, белка, заяц, медведь – на выбор)

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Венок к обелиску Славы

Закреплять умение детей вырезать цветы и листья путем складывания заготовки пополам (тюльпаны, ландыши и др.) и составлять из них узорную композицию в виде венка.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Бабочки

Учить вырезать бабочку приемом сгибания прямоугольной бумаги пополам, дополнительно наклеивать украшения на крылья, усы и т.д.; выбирать цвета бумаги и красиво сочетать их.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Девочка на лугу (коллективная работа)

Учить вырезать и наклеивать силуэт девочки из отдельных частей, помещать его среди цветов, трав и бабочек. Формировать умение передавать соотношения по величине, цвету, расположению на основе.

Картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетка, клеенка, образец.

Список используемой литературы:

Изобразительная деятельность в детском саду И.А. Лыкова

Простые поделки (конструирование из бумаги) Е.Г. Лебедева

Мастерим из бумаги вместе с котом Матроскиным и Шариком А.Н. Малышева

Занятия аппликацией в детском саду З.А. Богатеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"

Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Умелые ручки"( художественно- эстетической направленности на один учебный год для средней группы. Программа кружка «Умелые ру...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет

Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» для детей подготовительной группы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»

Направленность программы:  развитие творческих способностей, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.Художественный ручной труд – это творческая работа ребенк...