Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР
статья

Иванова Ирина Анатольевна

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno.docx13.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР

Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного возраста. Вся его жизнь пронизана игрой, только так он открывает для себя мир. В организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста используют основную форму - игру. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено вербальное общение. Это приводит к негативных проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе. Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал и неустойчив. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, так как дети не осознают учебный характер игры. Таким образом, развивая речь через игровые действия, совершенствуются игровые навыки детей. Игровая деятельность мотивирует детей к участию в выполнении заданий, развивает речевое общение, чувства уверенности и способствует возможности раскрытия творческих способностей. Развитие межличностных отношений происходит именно в ролевой игре и способствует процессу общения между детьми. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. С позиции логопеда ролевую игру можно рассматривать как форму организации коррекционного процесса. Для логопедов цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи в вербальном общении.

Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел, содержание, игровые действия, правила, результат игры.

Таким образом, исследования убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова, основу для переноса словесного значения и является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе сюжетно – ролевой развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых и дидактических игр в развитии речи дошкольников (вторая младшая группа).

формировать словарь, прививать детям навыки вежливого и внимательного обращения с окружающими; развивать мышление, память, связную речь; научить сравнивать предметы по цвету, различать и называт...

"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ" (презентация)

Презентация доклада:"Игра, как средство развития речи дошкольников в условиях ДОУ"....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Словесные игры как средство развития речи дошкольника. Советы для родителей.

В статье даны рекомендации для родителей,  как  с помощью игр в повседневной жизни можно развивать и   обогащать речь малыша....

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Коррекционно-развивающие игры как средство развития речи дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.В игре явно проявляются особенности мышления и воображения ребенка, ег...