Консультация «Воспитание нравственных качеств через художественную литературу»
консультация (средняя, подготовительная группа)

Половинченко Наталья Николаевна

Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя как по разному они относятся друг к другу, к животным, и даже к игрушкам, мы всё больше убеждаемся в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №11

Центр развития ребёнка»

Выступление на педсовете.

Тема : «Воспитание нравственных качеств через художественную литературу»

Быть добрым – счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружён детьми, у него всегда найдётся друг, готовый поддержать в трудную минуту. Наблюдая за поведением детей, видя как по разному они относятся друг к другу, к животным, и даже к игрушкам, мы всё больше убеждаемся в том, что светлые, добрые чувства надо воспитывать в детях постоянно. Но как это сделать, как утвердить в детских сердцах доброжелательность, заботливое отношение ко всему живому?

Помогает нам в этой работе – книга. Слушая художественное произведение, ребёнок живёт жизнью героев, сочувствует добру, осуждает зло, у него вырабатывается определённое отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.

С самого раннего детства дети знакомятся со сказкой. Сказка оказывает огромное влияние на нравственное развитие дошкольника. Она несёт в себе народную мудрость. Сказка вырабатывает у детей отрицательное отношение к злу, нетерпимость к несправедливости, учит их быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.

Сказка строится на принципе антитезы: добро – противопоставляется злу; трудолюбие – праздности, лени; ум – глупости. Герои сказок обладают высокими моральными качествами. Это падчерица из сказки «Морозко», Иван из сказки «Конёк – Горбунок», Алёнушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Все они носители добра, наделённые различными положительными чертами: честностью, трудолюбием, смелостью, находчивостью. Положительным героям противопоставляются отрицательные персонажи: баба – Яга («Гуси – лебеди»), мачеха («Морозко») . Эти персонажи не обладают ни одним положительным качеством: они злы, жадны, ленивы. При чтении сказки следует передавать особенности её героев так, чтобы дети сразу же поняли, о ком будет идти речь, что это за герой, как к нему относиться.

Много замечательных произведений написано советскими писателями. С целью воспитания бережного отношения к игрушкам можно прочитать детям из книги А. Барто «Игрушки», «Зайка». «Мишка», «Алёнушка» из книги Ё. Благининой. После разбора этих стихотворений и обыгрывания их – дети становятся более бережливыми. Дети учатся оценивать поступки героев книг. Сильное впечатление оказывают на них рассказы Л.Толстого «Трус», «Пошла Катя по утру», «Мальчик стерёг овец», «Шли по лесу два товарища». Во время обсуждения этих произведений дети выделяют такие положительные качества, как смелость, взаимовыручка, товарищество.

В «Айболите» К. Чуковского дети отмечают основную черту характера доктора – доброту. А в таких произведениях как «Девочка – рёвушка», «Девочка чумазая» А. Барто воспитывается отрицательное отношение к неряшливости и непослушанию. В стихотворении  Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться» дети отмечают трудолюбие девочки, а стихотворение «Вот какая мама», воспитывает любовь и уважение к матери, дети отмечают какая добрая и ласковая мама, трудолюбивая.

Детей старшего возраста знакомим с Армией России. Дети должны знать о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны, о доблестных сынах, охраняющих рубежи нашей Родины в мирные дни. Много любимых книг есть у детей. Одна из них – произведение Л. Кассиля «Твои защитники». Из рассказа А. Митяева «Пехотинцы и танкист» дети узнают о солдатской дружбе, долге, о солдатском братстве. Книга Ю. Ничаева «Награды Родины» рассказывает о советских воинах, первыми или одними из первых награждённых орденами и медалями, об их подвигах.

Богатейший материал для воспитания нравственных качеств содержит в себе устное народное творчество. Пословицы и поговорки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание, осудить неверное или грубое действие. Большое значение имеют пословицы и поговорки в воспитании трудолюбия у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей 5-7 лет нравственно-эмоциональных качеств через художественную литературу.

Игровые приемы направленные на понимание, что чувствует ребенок , на что направлены его переживания после прочтения какого либо произведения; помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства....

из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"

Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в  том числе гуманных качеств личности....

Выступление на педсовете на тему: "Формирование у старших дошкольников нравственных качеств средствами художественной литературы"

Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками. их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и н...

Воспитание нравственных качеств через художественную литературу

Воспитание нравственных качеств через художественную литературуКонспект совместной деятельности для детей старшей группы...

Консультация "ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества....

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».

Перспективное планирование на тему: «Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу».МесяцРабота с детьмиРабота с педагогамиРабота с родителямиОснащения образ...

Обобщение опыта на тему "Нравственное воспитание старших дошкольников через художественную литературу"

Уважение к традиционным ценностям: любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному приме...