Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО
статья (младшая группа)

“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление  психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

   Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

  1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. Развитию  сенсорных и моторных функций;
  3. Формированию потребности в двигательной активности;
  4. Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  5. Приобретению навыка правильного дыхания;
  6. Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  7. Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
  8. Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

  1. А)Санитарно-гигиенических:
  • свежий воздух;
  • проветренный класс;
  • соответствующее освещение;
  • влажная уборка;
  • озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:
  • создание эмоционального положительного фона в обучении,общении;
  • учет психического и физического здоровья ребенка;
  • психологических особенностей класса;
  • стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
  • поддержки и помощи ребенка в учебе;
  • использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
  1. Здоровьесберегающие компоненты:
  • динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

  • применение игровых моментов с движениями учащихся;
  • элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

  • свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки и т.д.);

  • ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности;
  • использование активных методов обучения: поисковый, игровой, диалогический, проектный, исследовательский и др.;
  • плотность урока: количество времени затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%.
  • темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_urokah_izo.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках ИЗО.

“Забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”. В.А.Сухомлинский

Главная цель педагогической деятельности: развитие коммуникативных и творческих способностей, укрепление  психического и физического здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни, через решение следующих задач:

  • повышение уровня развития творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности.

   Оздоровительные занятия способствуют решению следующих задач:

  1. Сохранению и укреплению здоровья детей;
  2. Развитию  сенсорных и моторных функций;
  3. Формированию потребности в двигательной активности;
  4. Профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;
  5. Приобретению навыка правильного дыхания;
  6. Развитию интеллектуальных  функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентировки в пространстве);
  7. Развитию эмоционально–волевой сферы и игровой деятельности;
  8. Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.).

Занятия ИЗО должны осуществлятся в условиях комфортности:

  1. А)Санитарно-гигиенических:
  • свежий воздух;
  • проветренный класс;
  • соответствующее освещение;
  • влажная уборка;
  • озеленение.

Б) - рабочее место у учащихся на уроках ИЗО – ученические столы и

мольберты. Автоматически осуществляется контроль за посадкой

учащихся во время урока.

В) - Комфортный для человека уровень шума – это предельно

допустимое давление звука, которое не оказывает на организм

воспитанников вредного воздействия.

  1. Психологических:
  • создание эмоционального положительного фона в обучении,общении;
  • учет психического и физического здоровья ребенка;
  • психологических особенностей класса;
  • стимулирование мотивации на успешность в обучении, оказание
  • поддержки и помощи ребенка в учебе;
  • использование чередования интенсивности в обучении и релаксации.
  1. Здоровьесберегающие компоненты:
  • динамические паузы, физкультминутки для глаз, например,

рисуем глазами;

  • применение игровых моментов с движениями учащихся;
  • элементы релаксации (например, музыкотерапия – использование

аудио записей «звуки природы», упражнения «Послушай и

нарисуй», улыбка терапия;

  • свободное перемещение по кабинету в ходе выполнения

практической работы (налить воду в стакан, вымыть кисточки, руки и т.д.);

  • ранжирование учебного материала урока по степени сложности, новизны, актуальности;
  • использование активных методов обучения: поисковый, игровой, диалогический, проектный, исследовательский и др.;
  • плотность урока: количество времени затраченного на учебную деятельность не менее 60%, но не более 80%.
  • темп завершения урока спокойный, учащиеся должны иметь возможность задавать педагогу вопросы.

Здоровье, как категория, является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.


Введение.

   Проблема  сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области образования. В ее решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайна остра в связи с резким  снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушение экологии, питания, общее состояние социальной среды.

   Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в детский сад, имеют те или иные отклонения  в состоянии здоровья. За период нахождения в детском саду число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей  увеличивается с каждым годом все больше и больше, с нервно-психическим расстройствами-с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%.   Одна из самых частых патологий у детей – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.  Охрана зрения  школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание прогрессирования.

  В настоящее время  возникло особое направление в педагогике: «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат  представления о здоровом ребенке, который является практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.

  Подготовка к здоровому образу жизни ребенка  на основе здоровьесберегающих технологий постепенно становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Формирование здорового образа жизни является самой актуальной задачей современного педагога. Каждый педагог, имея представления об основных показателях состояния  здоровья учащихся и основываясь на свои знания, может выработать  рациональный индивидуальный подход к процессу обучения, который будет содействовать оздоровлению учащихся.


Общее представление о здоровьесберегающих образовательных    технологиях.

В современном образовании актуальна задача поиска  наиболее  эффективного применения современных образовательных технологий.

  Технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

   Здоровьесберегающая  педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией.  В то же время, понятие «здоровьесберегающая технологии» объединяет в себе все  направления деятельности  учреждения образования по формированию,  сохранению и укреплению  здоровья учащихся.

    Цель современных детских садов – подготовка детей к жизни. Каждый дошкольник должен получить за время нахождения в детском саду знания,  которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

  Достижение названной цели в современном детском саду может быть достигнуто с  помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность  приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса без ущерба для здоровья дошкольников  и педагогов.

Педагог, владея  современными  педагогическими знаниями, в тесном  взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом  приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

 Основополагающие приоритеты для педагогики оздоровления следующие:

  1. Здоровый ребенок – практически достижимая норма детского развития.
  2. Оздоровление – не совокупность лечебно – профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.
  3. Индивидуально – дифференцированный подход – основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.

    Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Здоровьесбережение на уроках изобразительного искусства.

Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия – актуальная задача  современного педагога. Поэтому педагог в своей работе ориентируется  не только на усвоение  ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний и представлений  в поведении. Педагог учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

  По шкале трудности предметов для младших дошкольников изобразительное искусство получило 3 балла (Сивков,1988) Это позволяет педагогу широко использовать в практике нестандартных уроков:

       Уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки с групповыми формами работы, уроки-фантазии, уроки-экскурсии и др.

А также включать в ход занятия различные моменты здоровьесбережения.

 Например Уже на первых занятиях педагог рассказывает учащимся: как пользоваться красками, кисточками, баночкой с водой, затрагивается тема личной гигиены.  А при рисовании с натуры овощей и фруктов, обсуждается проблема о здоровой и полезной пище.  При рисовании тематических  композиций: «Труд людей осенью», «Зимние забавы», «На спортивных соревнованиях»; рассматривается тема о строении человека. («Скелет – наша опора», «Осанка – стройная спина»).   Работая над композициями «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья» дружно обсуждаем, как мы отдыхаем семьей, как мы относимся друг к другу.

  Рисуя «деревья осенью» учащиеся показывают друг другу как растут деревья.

  Очень нужны и интересны для детей экскурсии и занятия на воздухе.

( Конкурс рисунков на асфальте, Рисование водой, Строительство снежного городка для кукол)                                                   

В условиях здоровьесбережения педагогу важно знать о влиянии цвета на организм обучаемых.  

  Педагогу необходимы эти знания , чтобы оценить эмоциональное состояние обучающихся  и при помощи специалистов корректировать свою работу, способствуя психическому здоровью учащихся.

 В свою деятельность педагог может внести различные эмоциональные минутки и минутки творчества. (Упражнения с цветом различного характера, учитывая учебные задачи урока).Также педагог может разнообразить уроки в виде подвижных игр, учитывая специфику предмета, что может стать логичным завершением разделов учебных программ.                                                         

Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность.

Когда здоровый образ жизни – это норма жизни педагога, только тогда ученики поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Уроки здоровья". "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Релаксация". Педагог 1 квалификационной категории Халикова Валентина Владимировна

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки , они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского язака с детьми дошкольного возраста

Обучение английскому языку дошкольников имеет свои особенности, которые основываются на психофизиологическом развитии детей данного возраста. Раннее обучение способствуе...

Презентация к уроку на тему: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий в разных формах организации педагогического процесса в условиях внедрения ФГОС ДО....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ»

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая различные кружки и секции они получают большой объем информации, устают физически и эмоционально! Такие нагрузки отрицательно сказыв...

Здоровьесберегающие технологии на уроках хореография для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Здоровьесберегающие технологии очень важно использовать на занятиях и уроках.Важной задачей является укрепление здоровья детей....

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Презентация "Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки"...