Консультация для воспитателей «Игра в жизни ребенка»
консультация

Скитер Мария Александровна

Консультация для воспитателей

 

«Игра в жизни ребенка»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_konsultatsiya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игра в жизни ребенка»

Игра занимает центральное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста: в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Можно сказать, что игра – это работа ребёнка. С её помощью он познаёт себя и окружающий мир.

Игры приучают детей к дисциплине, умению «играть по правилам», которое так необходимо в жизни.

На четвёртом году жизни  у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации)

К трём годам ребёнок уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку – разгружает её. Руководя детской игрой, воспитатель должен не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо учить детей включать в игру предметы – заместители, многофункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи, ориентировать на сверстника как на партнёра, побуждать готовить предметную среду.

В 3-4 года у ребёнка возрастает интерес к сверстнику. Дети ещё играют «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолётным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Самодеятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке), но использование только предмета в качестве партнёра по игре может тормозить дальнейшее развитие игровых умений ребят. Воспитатель должен, приветствуя и развивая игры ребёнка с партнёром – игрушкой, перенастраивать его и на партнёра – взрослого, а в дальнейшем, всё более на партнёра – сверстника.

Для этого педагог должен уметь показать ребёнку взрослого или сверстника как привлекательного партнёра по игре: такой партнёр может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращённую к партнёру.

Дети четвёртого года жизни могут освоить:

  • Игры с куклами (в семью);
  • Игры с машинами и другими транспортными средствами;
  • Игры в животных и с игрушками животных;
  • Игры в магазин;
  • Игры в больницу;
  • Игры в парикмахерскую;
  • Игры в почту;
  • Игры в мастерскую.

Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть».

Главный принцип организации игры в детском саду: для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. Для формирования ролевого поведения следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнительные роли. Это должны быть парные роли, хорошо знакомые ребёнку по его жизненной практике (мама – дочка, бабушка – внучка, мама – сынок, доктор – больной, продавец – покупатель). Парные взаимодополнительные роли сразу ориентируют детей на партнёра и смещают акцент игры с предметного действия на ролевой диалог. Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берёт на себя основную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребёнка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает её другому ребёнку, т.е. ориентирует детей друг на друга.

Игра с детьми может начинаться таким образом. Воспитатель достаёт заранее подготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями», надевает белую шапочку и на виду у детей начинает играть, приписывая себе роль доктора. «Буду лечить детей, я доктор. Здесь у меня больница. Мишка, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измерим. (Ставит палочку – градусник) Теперь послушаю тебя. У тебя ангина» Пообщавшись таким образом с персонажем – игрушкой, взрослый вовлекает в игру одного из наблюдающих детей: «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди её в больницу. Я – доктор, полечу её. Что у твоей дочки болит?» Процедура «лечения» может повториться с 2-3 куклами или зверюшками, которых приводят в больницу дети. Затем воспитатель – доктор может «полечить» и кого-нибудь из детей, выбрав наиболее продвинутых в игре: «Дима, а давай ты как будто заболел и тоже в больницу пришёл. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной. Что у вас болит?» После такой игры с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Ваня? Надевай шапочку. Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей»

Непременным условием игры воспитателя с детьми является неоднократное называние им своей роли («Я доктор, полечу больного мишку») и обращение к партнёру игрушечному или ребёнку как к носителю роли («Заходите, больной»). Главное, необходимо постоянно поддерживать разговор с партнёром.

Аналогичным образом можно развернуть игру, где воспитатель – «продавец» продаёт игрушки «покупателям» – детям. При этом взрослый осуществляет лишь самые необходимые действия с предметами, основное внимание его должно быть направлено на взаимодействие, ролевой диалог с «покупателями».

В самостоятельной деятельности детей могут появиться не только основные роли из взаимодополнительных связок, использованных в паре с воспитателем, такие как врач – больной, покупатель – продавец, но и независимые роли, особенно, если ребёнку попалась на глаза игрушка, позволяющая реализовать какие-то важные для него впечатления, переживания. «Независимые» роли чаще появляются в свободной игре мальчиков (они «рулят», как шофёры, стреляют, как солдаты и т.п.) Однако такое ролевое подражание часто не сопровождается осознанием роли, ребёнок затрудняется ответить на вопрос, кем он был в игре. В таких случаях воспитателю целесообразно подключаться к игре ребёнка, используя дополнительную по смыслу роль. Это поможет перевести его от простого подражания к более сложной игре с осознанием своей условной позиции. Например, один из мальчиков, сидя на скамейке, крутит игрушечный руль. Воспитатель присоединяется к его игре: «Петя, ты кто? Шофёр? У тебя какая машина? Легковая? Ах, автобус. Можно я буду пассажиром? Мне нужно на вокзал. Шофёр, ваш автобус довезёт меня до вокзала? Скоро мы приедем? Спасибо.» Достаточно даже такого кратковременного взаимодействия в рамках одного сюжетного события. Не исключено, что после выхода из «автобуса» воспитателя, к «шофёру» подсядет кто-либо из детей и игра продолжится.

«Замыкание» детей друг на друга может осуществляться в совместной игре взрослого с двумя детьми. Общий приём остаётся здесь тем же самым – использование парных взаимодополнительных ролей. Но при этом дополнительная роль, которую берёт на себя воспитатель, как бы удваивается – такая же роль предлагается одному из детей.

Например, один из мальчиков в одиночестве вращает закреплённый на стойке штурвал. Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей: «Коля, давай вместе с Витей поиграем. Он на корабле куда-то плывёт. Витя, ты кто? Капитан? Можно  мы с Колей будем матросами? Я – матрос. Капитан, приказывайте, что мне делать. Наблюдать за берегом в бинокль? Коля, ты тоже спроси у капитана, что тебе делать.»

В ходе таких совместных игр воспитатель своими вопросами старается максимально активизировать ролевую речь детей.

Игра – ситуация «У прилавка»

Воспитатель подключается к играющим в продавцов детям, выступая в роли покупателя.

Покупатель: Уважаемый продавец, взвесьте мне, пожалуйста, колбасы. Скажите, она свежая?

Продавец: Да.

Покупатель: Моя дочка очень любит жареную колбасу, и надо, чтобы колбаса была только свежей. А ветчина у вас есть?

Продавец: Нет.

Покупатель: А вчера ветчина была. Мне очень нужна ветчина, потому что моя кошка любит ветчину. Когда же вы её привезёте?

Продавец: Завтра.

Покупатель: Тогда я приду завтра. А когда приходить, с утра или в обед?

Продавец: С утра.

Покупатель: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Так воспитатель, подключившись к играющим детям, побуждает их к ролевому диалогу.

Переключение детей на речевое взаимодействие можно сделать ещё более отчётливым, используя особый методический приём. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Воспитатель предлагает двоим вовлечённым в игру детям: «Давайте поиграем в телефон. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я – доктор. А вы как будто заболели.  Вы мне звоните, вызывайте врача. Дзинь! У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? Больная девочка? Что у тебя болит?» Воспитатель развёртывает ролевой диалог с одним ребёнком (выявляет характер болезни, предлагает больной придти в больницу или, наоборот, обещает приехать к ней домой), а затем переходит к взаимодействию со вторым участником: «Опять у меня телефон звонит. Дзинь! Это доктор слушает. Кто мне звонит? Ещё больная?» Диалог со вторым ребёнком  - «пациентом» - строится аналогичным образом, но взрослый несколько изменяет содержание своих вопросов, реплик, отталкиваясь от ролевых высказываний ребёнка. Так взрослый развёртывает «разговор по телефону» с каждым из детей поочерёдно.

Воспитателя не должно огорчать, если в первых таких играх дети будут отвечать на его ролевые обращения скупо, односложно. Можно и подсказать им содержание ответов. («А давай ты говоришь «Алло! Это больная звонит. Доктор, у меня высокая температура») Дети уже второй, третьей пары будут вести себя в игре более свободно, понаблюдав за игрой воспитателя с их сверстниками. Для того, чтобы дети максимально обогащали свой игровой опыт и не теряли интереса к такого рода играм, воспитателю следует каждой последующей паре предлагать иные ролевые связи, нежели те, что были раньше. Например, после телефонных разговоров «доктора» с «пациентами» развёртывать телефонные разговоры «продавца» и «покупателей». Если же дети настаивают на ролях, которые были у предыдущей пары, можно менять содержание самих сюжетных коллизий (например, воспитатель становится «продавцом» не в магазине игрушек, а в булочной, что несколько меняет содержание его диалогов с «покупателями»)

На следующем этапе взрослый, вовлекая детей в игру, не только развёртывает телефонный ролевой диалог с каждым из них поочерёдно, но и стимулирует диалог детей друг с другом. Наиболее подходящим для такой игры является набор семейных ролей: мама – папа – дочка, мама – папа – сын, мама – дочка – бабушка. К примеру, воспитатель берёт на себя роль «мамы» и звонит по телефону одному из участников игры – папе, обращаясь к нему с поручением: сходить после работы в магазин, а сейчас позвонить домой дочке, узнать, как у неё дела, попросить подмести пол. В соответствии с такой сюжетной ситуацией «папа» вынужден звонить «дочке» (второму ребёнку, участвующему в игре) затем воспитатель – «мама» - может позвонить «дочке» и попросить теперь уже её с какой-либо целью позвонить «папе» на работу. Таким образом, взрослый вызывает детей на ролевые диалоги друг с другом.

Такого рода игры организуются не для того, чтобы дети начали самостоятельно играть в «телефонные разговоры». Значение такой совместной игры со взрослым заключается в том, что теперь в свободной самостоятельной игре детей действия с игрушками будут в большей степени сопровождаться ролевыми диалогами, появится называние своей роли партнёру – сверстнику и ролевое обращение к нему: дети будут более свободно вступать в игровые контакты и развёртывать ролевое взаимодействие друг с другом.

Воспитатель может планировать свою работу по формированию ролевого поведения у детей следующим образом: каждый день играть с одним – двумя детьми (или с одной – двумя парами); игре с одним ребёнком или парой детей можно уделять 7-10 минут. Эту работу следует распределить на те отрезки времени, которые отведены режимом для самостоятельной деятельности детей. Игры с использованием «телефонных разговоров» целесообразно вводить лишь с детьми не младше трёх с половиной лет.

Никогда не следует резко обрывать игру, лучше предложить смысловое обоснование для её окончания. Например, «Теперь у доктора перерыв на обед. Пойдём-ка посмотрим, что там ребята делают»

Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора соответствующего игрового материала. Предметная обстановка для сюжетной игры детей данного возраста должна организовываться воспитателем вместе с детьми, а в дальнейшем, и самими детьми, непосредственно перед игрой. Воспитатель объявляет детям, что открылся новый супермаркет. В нём можно купить любые продукты. Воспитатель на глазах детей обустраивает место для работы нового магазина: строит прилавки, раскладывает продукты, устанавливает весы. Дети подходят к прилавкам, берут в корзины товар и подходят к кассе. Воспитатель играет роль кассира. Дети подходят по одному, показывают и называют купленный товар, т.е. поочерёдно вступают в диалог с кассиром, складывают покупки в сумки и уходят.

Итак, что должно быть в группе для сюжетной игры?

Для обозначения условного игрового пространства целесообразно иметь пару складных деревянных рам, которые легко превратить в контуры «автобуса», «парохода», «самолёта»; ширму, которой можно отгородить «больницу». Кроме разнообразных игрушек (кукол, зверюшек, посуды, тематических наборов для игры в «больницу», «магазин», «парикмахерскую») необходимы различные предметы – заместители, которыми восполняются недостающие сюжетные игрушки (детали строительных наборов разной величины, мячики разных цветов и размеров, брусочки, верёвочки, палочки). Очень важно, чтобы дети располагали мелкими игрушками для индивидуальной игры (там, где они разыгрывают сюжет с игрушечными персонажами, действуя и разговаривая за них); это должны быть мобильные тематические наборы (сказочные и семейные персонажи, солдатики, домики, кукольная мебель, автомобильчики), которые ребёнок может взять в любое удобное место.

Итак, общие принципы организации сюжетной игры следующие:

  • воспитатель играет вместе с детьми;
  • он развёртывает игру таким образом, чтобы выделить для детей именно ролевое поведение (для этого используются сюжеты с парными ролевыми связями и ролевой диалог, а действия с игрушками сводятся к минимуму);
  • ролевое поведение ребёнка сразу ориентируется на партнёра (сначала взрослого, а потом сверстника);
  • не стоит огорчаться, если время от времени некоторые дети будут с удовольствием играть в одиночестве. Шумные игры среди сверстников не дают возможности сосредоточиться на чём-то одном; а у маленького человека, как и у взрослого, есть потребность подумать, помечтать, сосредоточившись, например, на возведении замка из песка или рисуя новую картину
  • детей во время игры нужно поощрять маленькими призами (наклейками, яркими жетонами, маленькими игрушками, конфетами);
  • устраивая состязание среди малышей , нужно следить за тем, чтобы и проигравшие дети не были обойдены вашим вниманием – игра должна приносить только положительные эмоции, это очень важно для правильного формирования личности ребёнка.


Список используемой литературы.

  1. Н.Михайленко, Н.Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»
  2. А.С.Галанов «Развивающие игры для малышей»
  3. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» (сценарии сюжетно-ролевых игр – ситуаций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателей "Игры и игрушки в жизни дошкольников"...

Консультация для воспитателей. «Игра в жизни ребенка»

Консультация для воспитателей. "Игра в жизни ребенка"....

Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателей "Игра в жизни дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Игра в жизни ребенка"

Воспитателям рассказывается насколько важна игра для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Игра в жизни ребенка"

Игра является основной деятельностью детей дошкольного возраста и занимает важное место в их развитии. Она помогает ребенку развивать социальные навыки, воображение, креативность, а также учиться реша...