Консультация для воспитателей "Игра в жизни ребенка"
консультация по физкультуре

Бычкова Татьяна Николаевна

Воспитателям рассказывается насколько важна игра для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_igra_v_zhizni_rebenka.docx15.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Игра в жизни ребенка».

Учитель физической культуры

Бычкова Т.Н.

МБОУ СШ №12

Игра как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Загадка и ценность игры имеют глубокие внутренние корни, так как стремление человека играть, зарождаясь еще в раннем детском возрасте, сопровождает его всю жизнь до глубокой старости: от погремушки и куклы до азартных игр. Тайна этого феномена лежит в психофизиологической сфере человека. Действительно, если ребенок долго сидит в одной и той же позе, то он чувствует потребность в движении. Энергия ищет выхода, и ребенок совершает движения без всякой цели: бегает, прыгает, толкается. Бесспорно, некоторые игры основываются на избавлении от скопившейся энергии, на переключении деятельности.

Другая точка зрения заключается в том, что игра сама по себе является не столько тратой сил, сколько их источником. Найдется не мало примеров из жизни, когда человека, не имеющего никакой «лишней» энергии, игра все равно привлекает к себе, становясь источником новых сил и новой психофизической энергии. Однако оба этих взгляда не раскрывают истинной связи игры с внутренним миром человека. Поэтому естественно возникает вопрос о смысле и сущности игры в детстве, так как этот вид деятельности занимает доминирующее место в жизни ребенка как здорового, так и имеющего отклонения в развитии.

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слезы, восторг, то есть естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так в психической сферах. Если ребенку предложить представить себя тонкой, гибкой березкой, стоящей на пригорке, которая подставляет свои ветки и листья солнышку и покачивается от свежего ласкового ветерка, ребенок сделает плавные наклоны легче и выразительнее, чем если бы он просто повторял эти движения по команде и показу. Соответствующие заданию образы и яркие эмоции позволяют ребенку выполнить движения более точно и правильно. При этом у него формируется умение различать собственные мышечные ощущения: плавность, темп, ритм, амплитуду движений, появляется моторная ловкость. Участвуя в подвижных играх, дети очень непосредственно и бурно переживают все события игры. Сам процесс игры всегда связан с новыми двигательными действиями, новыми ощущениями и эмоциями.

Ведь сколько бы раз ни повторялась одна и та же игра, она каждый раз проходит по-новому и таит в себе множество неожиданностей. Уже одно предвкушение игры часто вызывает у детей положительные эмоции, приятное волнение, ожидание радости.

Сюжет игры (особенно ролевой) способствует эмоциональному выражению ребенка. Дети легко перевоплощаются в цаплю и волка, бабочку и цветок, космонавта и паровоз, тигра и паука. Превращаясь в героев игры, они не уделяются тому, что светофор разговаривает с паровозом, а лягушка с цаплей. Дети относятся к игре с наивной серьёзностью и оберегают ее. Порожденный фантазией и творчеством, воображаемый и реальный миры сливаются воедино.

У детей лучше, чем у взрослых, развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние. Поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка сострадания, общительности, доброты. Важно не забывать о чрезвычайной хрупкости души ребенка, особенно имеющего физические недостатки. Неосторожное, неумелое обращение способно нанести психологическую травму, и тогда ребенок может «уйти в себя». Невнимание, равнодушие или суровое отношение со стороны окружающих могут погасить тот эмоциональный всплеск, который переживает ребенок во время игры. Ему нужна поддержка, помощь, похвала даже за самые маленькие успехи.

Для ребенка самая большая радость в игре – это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и взрослыми, возможность проявления своих чувств. Обстановка доброжелательности, доверия взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с партнерами как людьми, близкими по духу, - всё это является постоянно действующим стимулом и главной ценностью подвижной игры.

Единственное требование к подвижным играм – они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместимое движение и контакт с другими детьми.

 Какие игры используются в процессе физического воспитания?

Прежде всего – подвижные. Они используются в утренней гимнастике, физкультурных занятиях, на прогулке, во время досуга и праздников, а также на занятиях, не связанных с физической культурой (развитие речи, математике, конструированию и т.д.), в качестве физкультминуток. Воспитатель подбирает игры по своему усмотрению, включая в течении дня от3 до 8 игр разной подвижности (большой, средней, малой), на разные виды движений, в разных условиях и обязательно с использованием разнообразных методов проведения. Игры проводятся со всей группой, с подгруппами или индивидуально. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь проводить игры самостоятельно без воспитателя.

Дидактические игры с движениями. Это игры на закрепление видов и способов движений, на развитие умения найти верный способ движения в определенных условиях, на ориентировку в пространстве: «Угадай, что задумали», «Найди свой домик», «Теремок», «Помоги товарищу», «Что лишнее?», «Туристы», «Кто больше знает движений?», «Состязание», «Не ошибись», «Через ручей», «Узнай и назови движение».

Спортивные игры: городки, футбол, баскетбол, настольный теннис, хоккей, бадминтон, мини-волейбол. В начале детей учат элементам техники движений на занятиях и создавая условия для самостоятельного их выполнения на прогулке, затем элементарным правилам.

Игры – закаливания – игры со снегом в помещении и на участке зимой; летом с водой, в плескательном бассейне на участке. Игры требуют строгой дозировке и разрешаются только здоровым детям.

Игры в природе. В парке, на участке всегда есть что–нибудь неожиданное – первая зеленая дымка березки, пожелтевший клен, цветущий куст, невысокий бугорок, стрекотание кузнечика, шумящий ветер и т.д. разве можно обойтись без игры? Игры в природе – это игры-экспромты с простыми правилами и незамысловатым сюжетом: «Прятки» (за деревьями, лежа в траве), «След в след», «Найди по следу», «За каким деревом позвонили?», «Что от нас близко – далеко, низко – высоко?», «Попади в цель».

Широко используются движения при наблюдении в природе: «Как летают бабочки?», «Как прыгает воробей», «Поиграем с березкой» (хоровод) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Консультация "Роль сказки в жизни ребенка."

Роль сказки в жизни ребенка....

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"

Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей: "Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте."

Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие. Только благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать...

Консультация "Математика в повседневной жизни ребенка"

Консультация для родителей "Математика в повседневной жизни ребенка". Старший дошкольный возраст....