Главные вкладки

    Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"
    консультация по теме

    Рощина Лариса Николаевна

    Консультация для воспитателей семейного детского сада

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл znachenie_etiketa.docx22.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ детский сад № 1784 СВОУО г. Москва

    Консультация для воспитателей семейного детского сада

    «Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника»

    Старший воспитатель Рощина Л.Н.

    Что  такое  этикет?

          Этикет  -  это  порядок  поведения, способствующий созданию  наилучших  условий  для  общения  людей  разного  происхождения, национальной  принадлежности, социального  положения, образования, различных  взглядов, убеждений, интересов.

          В  настоящее  время  основными  правилами  можно  назвать  следующие: проявление  уважения  к  окружающим  людям, стремление  не  ставить  их  в  неудобное  положение и  поступать  с  другими  так, как  хочешь, чтобы  поступали  с  тобой.

          Мы  не всегда  можем  руководствоваться  правилами  этикета, но зная  его, яснее  осознаем  пути  развития  культуры  своего  поведения.

          Самые  первые  представления  о  нормах  поведения  ребенок  получает  в семье. Организация питания как в детском саду так и в семье напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

          Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении – задача, как воспитателя, так и родителей.

          Воспитатель  формирует  представления  о  нормах  и  правилах  поведения, тем  самым  влияя  на  отношения  дошкольника  со  сверстниками, родителями, другими  взрослыми  людьми, знакомыми  и  незнакомыми, помогая  ориентироваться  в  общественной  жизни  и  формируя  навыки  позитивного  общения.

          И  наша  с  вами  обязанность помочь  маленькому  человеку  в  познании  норм  человеческих  взаимоотношений, в  приобретении  поведенческих  ориентиров, без  которых  нельзя  чувствовать  себя  в  обществе  достаточно  уверенно.  

         Чтобы  проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно-гигиенических навыков, я предлагаю их с учетом возрастных особенностей ребенка.

    Дети раннего возраста (от 1 года до 2 лет)

    - Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2месяцев).

    - Сформировать умение пользоваться ложкой, приучить самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

    - Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

    - Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1 года 5 месяцев).

    - Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

     Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет).

    - Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот  по напоминанию взрослого.

    - Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив еду, говорить спасибо.

    Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет).

    - Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на свое место.

    - Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб,  правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пище с закрытым ртом.

    Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

    - Совершенствовать приобретенные умения:  пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

    Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

    - Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

    - Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить взрослых.

    Дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 лет)

    - Закрепить навыки культуры поведения за столом: прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой, салфеткой.

          Для  формирования  этикетного  поведения  необходимы  следующие  условия:

    1. Позитивный  настрой.

        Нельзя  обижать; чаще  использовать  похвалу, уделять  больше  внимания.

    2. Пример  взрослых.

        Оценивать  свое  поведение  с  позиций  разумности  и  необходимости

        соблюдения  этикета  и  соответствия  собственным  словам.

    3. Единство требований родителей к детям.

          Воспитание детей  осуществляется  в  процессе  их  деятельности  при сочетании педагогического  руководства  с  развитием  детской  инициативы  и самостоятельности, с  учетом  возрастных  и  индивидуальных особенностей, при  единстве  требований  родителей. Дошкольники  в результате  проводимой  работы  должны  понимать  разумность  и  необходимость  поведенческих  правил. Их  нравственную  основу (уважение  и  доброжелательность  к  другим  людям), должны  стремиться  выработке  хороших  манер, к  уважению  национальных  традиций.

    Способы  педагогического  воздействия  на  детей    при  обучении  правилам  этикета:

    1. Приучение.

        Детям  задают  образец  поведения  и  затем  контролируют точность

        выполнения  того  или  иного  правила, например, за  столом, во  время  

        игры, в  разговоре  со  старшими  или  ровесниками.

    2. Упражнения.

        То  или  иное  действие  многократно  повторяется. При  этом  следует

        добиваться  осознания  ребенком  необходимости  и  разумности  такого

        действия.

    3. Организация  воспитывающих  ситуаций.

        Приближает  детей  к  реальным  жизненным  условиям, ибо  они              оказываются  перед  выбором, например, есть  вилкой  и  ножом  или  одной  вилкой.

    4. Поощрение.

        Широко  используемый  метод, реализуемый  различными  способами.

        Он  побуждает  детей  к  выбору  правильного  поведенческого  шага  в

        результате  его  нравственного  потенциала.

    5. Наказание.

        Должно применяться  только  при  условии  невозможности  использования  других  мер  воздействия. Цель  наказания – пробудить  желание поступать  хорошо, на  основе  норм  этикета.

    6. Пример  для  подражания.

        Является  своеобразным  наглядным  образцом. Примером  могут  быть  

        родители, дети, литературные  и  сказочные  герои.

    7. Словесные  методы.

        Помогают  более  осознанному  пониманию  поведенческих  правил.

    Жизненная  или  сказочная  история  создает  необходимый  эмоциональный  фон  для  восприятия  правил  поведения. Надо  не  только  показать  и  рассказать, но и  разъяснить, как  и  почему  следует поступать  в  той  или  иной  ситуации.

        Обучение  правильному  поведению  способствует  речевому  развитию  детей, актуализации  этико-поведенческих  понятий, что  достигается  с  помощью  систематического  проведения  словесной  работы.

        Сегодня  мы  с  вами  коснемся  одного  из  разделов  дошкольного  этикета – обучение  правилам  столового  этикета.

         Знание  правил  столового  этикета  позволяет  человеку  быть  уверенным  в  себе, красиво  и  правильно  вести  себя  за  столом. А  значит, быть  приятным  в  застольном  общении.

          Красивое  и  правильное  поведение  за  столом (прямая  осанка, пользование  столовыми  приборами  и  салфетками, умение  есть  любое  блюдо, соблюдение  чистоты  и  аккуратности) показывает  наше  уважение  к  другим  участникам  застолья. Что  берут  с  общего  блюда  приборами  для  раскладывания   и  что  руками? Что  едят  без  ножа? Что и  как  едят: холодные  закуски, мясо, гарнир, овощи, каши?

          Красивая  и  правильная  сервировка  стола  улучшает  аппетит  и  настроение, налаживает  приятное  застольное  общение. Готовя  праздничный  стол, попросите  ребенка  помочь  вам  расставить  тарелки, положить  столовые  приборы  и  салфетки. Дети  радуются  вместе с  нами, видя, как  с  их  участием  преображается  стол.

          В  другой  раз  предложите  ребенку  самому  сервировать  стол. В  случае  затруднения, подскажите, что  надо  сделать. Но  важно  отметить  его  самостоятельность, умение  и  желание  порадовать  близких  людей.

          Важно  довести  до  понимания  ребенка, что  люди  придумали  эти  правила, чтобы  во  время  застолья  было  удобно  и  под  рукой  находилось  все  необходимое  для  красивой  еды.

          Предлагаю  вашему  вниманию  рекомендации, которые  необходимы  для  соблюдения  ребенком  правил  поведения  за  столом:

    1. Поощрять  успехи  в  выполнении  этих  правил.

    2. Наделить  волшебными  свойствами  ложку, нож, вилку, а  так  же  конфеты, фрукты, которые  помогут  вам  интереснее  изложить  какое-то  правило.

    3. Составлять  сказки, стихи, песни  на  тему  сервировки  и  правил  поведения.

    4. Использовать  кукол, сказочных  героев, которые  забыли  правила  поведения  за  столом  и радостно  учатся  у  детей.

    Практическая часть:

    Предлагаю Вам закончить фразы:

    • Есть и пить надо…(беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;
    • Не склоняться низко …(над тарелкой), лишь слегка наклонить…(голову);
    • На столе лежат только кисти рук, локти на стол….(не ставим);
    • Обе руки либо свободны, либо…(заняты): нож в правой руке, вилка …(в левой);
    • Если вилка или ложка в правой руке, то левая…(придерживает тарелку);
    • За столом нельзя говорить…(громко или с полным ртом);
    • Если во тру пища, воду…(не пьют);
    • Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола…(поднимем ее);
    • Упавшую на пол полотняную салфетку…(поднимаем сами) и не меняем на другую;
    • Бумажные салфетки меняем…(по мере надобности и при новом блюде);
    • Не спешим в еде, но и не сидим…(долго) за одним блюдом;
    • Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами …(«Спасибо, очень вкусно!» или «Спасибо, такая вкусная солянка»).

    В  конце  консультации:

    1) Предложить  родителям  ответить  на  вопросы  анкеты:

        - Как  ест  ваш  ребенок?

        - Каково  его  поведение  за  столом?

        - Умеет  ли  он  правильно  пользоваться  столовыми  приборами?

        - Пользуется  ли  во  время  еды  салфеткой?

        - Знает  ли  он, что  люди  оценивают  его  по  манере  еды?

    2) Рекомендовать  следующую методическую  литературу:        

    • И.Н.Курочкина «Истоки  становления  и  развития  русского  этикета».                
    • И.Н.Курочкина «Дошкольнику о хороших манерах и этикете»

                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Компьютер в жизни ребенка - дошкольника

    Консультация для родителей...

    Рекомендации инструктора по физической культуре "Гимнастика в жизни ребенка – дошкольника."

    Гимнастика — это не только и не столько физкультурное мероприятие, сколько предусмотренный режимный момент, где сосредоточен целый комплекс воздействий на разностороннее развитие детей (движение...

    Книга в жизни ребенка дошкольника

    Цель: подвести родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для всестороннего развития....

    Здоровый образ жизни ребенка дошкольника.

    Изучение проблем детского здоровья в наше время преобретает особую актуальность.  Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется на протяжении всего дошкольного периода, в о...

    Событийные формы работы — синтез образовательных областей и реальной жизни ребенка дошкольника.

    Событийные формы работы — синтез образовательных областей и реальной жизни ребенка дошкольника.Событие " Мой день рождение"...

    Значение эмоций и чувств в жизни ребенка дошкольника.

    Материал  для педагогов ДОУ,  раскрывает  тему  развития эмоциональной сферы детей дошкольников....

    Консультация на тему: Особенности образовательной деятельности в приобщении дошкольников к лего-конструированию. Значение Лего-конструирования в жизни ребенка дошкольника.

    Среди разных видов технического конструирования- конструкторы Лего вызывают особый интерес и популярность у детей дошкольного возраст. Конструирование из конструкторов Лего полностью отвечает их интер...