Консультация для педагогов Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»
Природа — важное средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!
Основная задача ознакомления дошкольников с природой в детском саду — воспитание любви, интереса и бережного отношения к ней.
В наш скоротечный век общение с природой очень ограниченно, поэтому развитие эмоционально-положительного отношений к ней отстает от усвоения детьми соответствующих знаний. Установлено, что те знания, которые не окрашены чувствами, переживаниями, любопытством, всегда чисто формальны. Без настоящего интереса у детей не может формироваться бережное отношение к природе.
Проблема малых знаний о природе, неумение применять свои знания в общении с ней, все это побудило меня взять тему по самообразованию во 2 младшей группе «Экологическое воспитание младших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность». Эта тема идет параллельно с моей прошлой темой по самообразованию «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников». Поле для работы по этим темам очень разнообразно и интересно, как для детей, так и для воспитателя.
Основной задачей этой темы по самообразованию является воспитание экологической культуры у дошкольников, и как известно, бережное отношение к природе мы, воспитатели, должны воспитывать у детей с ранних лет.
Рассмотрим возникшую проблему шире: часто, по незнанию, у детей встречается негативное отношение к природе - сломал кустик, собрал в коробочку насекомых, оборвал бутон от цветка, вырвал с корнем гриб, ребенок выполняет эти действия и не понимает, что это плохо. Возникает вопрос: почему не понимает. Ответ: потому, что ему никто не объяснил, что так делать нельзя, потому что у детей отсутствуют необходимые знания о растениях, животных, насекомых и т. д. Такие дети не способны сопереживать, сочувствовать, жалеть, не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Все это — результат нравственной невоспитанности детей.
Детям, особенно младшего возраста свойственна подражательность, на основе которой он видит образцы поведения взрослых: их поступкам, отношение к животным, растениям, птицам, насекомым и т. д.
Перед собой для достижения цели я поставила задачу экологического воспитания:
формирование у детей элементарных представлений о растениях и животных, насекомых и птицах, как живых организмов и их взаимодействии с окружающих средой.
В связи с выбранной темой создала картотеки «Экологические игры детей младшего возраста» «Наблюдения в природе (на участке)» «Опыты и эксперименты детей в природе»
Формы работы по экологическому воспитанию
Прогулки:
*игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, шишки)
*игровые упражнения («Найди по описанию» «Узнай по описанию» и т. д.)
*игры с игрушками, приводимыми в движение ветром (султанчики, воздушный змей и т. д., узнают направление ветра)
Экскурсии:
*знакомство с растениями, животными, насекомыми и т. д.
*сбор природного материала
Наблюдения:
*из окна группы, на участке
Чтение художественной литературы
*сказки, стихотворения
Опыты:
* знакомство со свойствами воды, снега, песка
Беседы
Труд в уголке природы
Огород на подоконнике
Рассматривание альбомов, картин о природе
Конкурсы, выставки детских рисунков
Конкурсы «Лучшая поделка из природного материала» (по сезонам) :
*с привлечением родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер
Праздники, развлечения:
*настольный театр
*просмотр мультфильмов
* театрализация
Дидактические игры
Загадки
Создание мини-музея по темам (природа нашего края)
*животные
*насекомые
*птицы
*растения
Трудовые поручения
* полив, рыхление растений
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей:
*анкетирование
*консультации
*беседы
*метод домашних заданий
* выпуск стенгазет о природе совместно с детьми
*мини-лекции по экологии
*подготовка буклетов по природе нашего края
Проекты
*«Моя малая Родина»
*«Покормите птиц зимой»
Все перечисленные формы работы и поставленная задача тесно взаимосвязаны между собой и поэтому рассматривать и решать их надо в комплексе.
Когда знания даются систематически с использованием разнообразных форм, то это формирует у детей определенные знания, умения и формирует желание заботиться о живом.
Планирую использовать в работе совместную деятельность взрослого и ребенка, потому что это самый сильный стимул к познавательной деятельности, желанию приобретать новые знания.
Большую роль в работе буду уделять проведению опытов. Создала картотеку по возрасту детей 3-4 года, где предлагаются различные виды эксперементирования. В процессе опытов и эксперементирования у детей формируются знания: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней, в морозную погоду снег хрустит, рассыпается — из него невозможно лепить, в теплую погоду снег начинает подтаивать, становится влажным — из него можно лепить различные фигуры. Песок сухой- сыпется, мокрый -нет. Можно продолжать бесконечно, что можно исследовать в природе и все это очень интересно детям.
В группе создан уголок эксперементирования, где имеются необходимые предметы для работы: центр воды и песка, формочки для опытов с песком, бутылочки, стаканчики для опытов и игр с водой, ситечки, сачки и т. д.
Когда дети научатся наблюдать природу, видеть её необычную красоту, когда овладеют несложными способами выращивания растений, научатся ухаживать за животными, когда будут иметь элементарные знания о природе — все это будет способствовать развитию заботливого отношения к природе. Формирование бережного отношения к природе способствует эстетическому восприятию, любознательности, самостоятельности, у ребенка воспитываются нравственные качества, происходит совершенствование знаний и развитие умственных способностей. На этой основе и формируется любовь к родному краю, желание узнавать и познавать новое.
Это первая статья, в которой я хотела рассказать о мотивах выбранной темы по самообразованию и её необходимости реализовать со своими малышами. В дальнейшем планирую писать о всех мероприятиях, которые мы будем проводить в совместной деятельности. Все работы оформляются фотовыставкой, альбомами, дети с удовольствием создают свои «шедевры» и конечно, нам помогают нам родители.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе, позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Наш опыт заключается в том, чтобы воспитать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умение бережно относиться к растениям и животным.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в самостоятельной деятельности и в НОД. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы, организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Цели и задачи экологического воспитания.
Цель формирования экологической культуры дошкольников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы; экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач в воспитании, обучении и развитии ребёнка:
-формировать навыки и умения наблюдения за природными объектами и явлениями.
-развивать познавательный интерес к миру природы.
- воспитывать гуманное и бережное отношение к миру природы.
-формировать умение и желание сохранять природу.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создала условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараемся строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью создали в группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д., размещены ящики с почвой, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, шишек хвойных деревьев и многое другое.
В уголке природы есть разнообразные комнатные растения, экологические игры.
В экологической зоне повешен календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года.
Знания и умения детей.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит ежедневный уход за обитателями уголка природы, наблюдает за цветущими растениями, В НАШЕЙ ГРУППЕ БЫЛ СОЗДАН ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ, И МЫ НАБЛЮДАЛИ ЗА ростом лука на подоконнике, за ветками деревьев в вазе (февраль – март, за пробуждениями мать-и -мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май). Систематически проводятся наблюдения за погодой –одну неделю в месяц ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В уголке природы дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю, вытирают пыль с листьев.
Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. мы, как воспитатели, должны помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи. В экскурсиях и наблюдениях на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять.
Летом луг привлекает детей своей красотой, высокая трава и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение – сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок – значит, погубить его! Луг для нас – это место «научных исследований». Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга.
С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели и таблицы. Использование их дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе и запомнить последовательность действия. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучить биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда.
В своей работе с детьми мы используем такую форму работы как проект.
Проект «От семечка к семечку».
Цель проекта: создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию цветов.
Задачи:
-учить правильно ухаживать за растениями.
-дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений.
-развивать познавательные и творческие способности детей.
-формировать осознанно-правильное отношение к природе, к труду человека.
Проект «Цветочный калейдоскоп».
Цель: знакомство с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания, формирование осознанно-правильного отношения к представителям растительного мира, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
-углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
-учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
-упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
-закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках творческих работах.
-формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами
-воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения.
Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я провела ряд экологических акций: «Покормите птиц зимой» «Посади дерево». Основной целью является воспитание у детей гуманно-ценностного отношения к природе.
Для систематизации полученных знаний мы используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности. В экологическом уголке помещены советы для родителей, способствующие экологическому воспитанию. Родители рисуют плакаты, приносят корм для птиц. Дети счастливы, а взрослые, помогая им, проявляют внимание и заботу о детях. Важно находить новые пути к сотрудничеству с родителями, так как у воспитателя и родителей цель одна – воспитывать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут бережно относиться к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание младших дошкольников средствами фольклора»
Устное народное творчество обладает мощной побудительной силой, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу через текст народных произведений, осознать увиденное и услышанное. Народные прои...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/10/picture-1173502-1570724387.jpg)
Консультация для родителей «Экологическое воспитание младших дошкольников».
Консультация о воспитании правильного отношения детей к природе....
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/26/picture-937995-1532623220.jpg)
Консультация для родителей «Экологическое воспитание младших дошкольников»
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/05/picture-1310680-1638699462.jpg)
Самообразование по теме: «Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
laquo;Формирование экологического воспитания старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Воспитатель:Рябцева О.В....
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-1219671-1581882078.jpg)
консультация для педагогов: Познание окружающего мира по средствам опытно - экспериментальной деятельности"
Консультация для педагогов: Тема: «Познания окружающего мира по средствам опытно –экспериментальной деятельности»....
Экологическое воспитание старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности
Под экологическим воспитанием детей мы понимаем, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/25/picture-1230753-1585125938.jpg)
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Консультация для педагогов "Экологическое воспитание старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"...