"Создание здоровьесберегающего пространства младшей группы ДОО в соответствии с требованиями ФГОС"
консультация (младшая группа)

Ганжела Елена Викторовна

   Создание  здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие)  одно из ведущих направлений деятельности дошкольного  учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка  это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.     

Предметно – развивающая среда в младшей группе   ДОУ моделируется с учетом реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             Ганжела Елена Викторовна

                                                    воспитатель

                                                                                             ГБДОУ детский сад № 1

        Санкт – Петербург, Пушкинский р-н

 

«Создание здоровьесберегающего пространства в младшей группе ДОО

в соответствии с требованиями ФГОС»

        

    Здоровье человека  всегда было и остается  на все времена очень важным аспектом.   Воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с самого детства. В дошкольном учреждении дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, приобретение новых навыков и представлений, закладываются основы здоровья. Поэтому качество всей окружающей среды и обстановки в группе для правильного развития дошкольника имеет такое большое значение. Основа здоровой среды пребывания детей в группе – это прежде всего создание благоприятных гигиенических, педагогических и эстетических условий и комфортной психологической обстановки. Принципы, на которых строится здоровьесберегающее пространство группы, предполагают обеспечение таких условий, в которых разносторонняя деятельность и отдых детей соответствует их разнообразным потребностям.   Академик Н.Н. Поддъяков считает, что хорошо развивающая среда – одно из главных условий оптимизации процесса саморазвития и активности ребенка. Она является для него стимулом стремления к творчеству и экспериментированию.

   Создание  здоровьесберегающего пространства в условиях детского сада (охрана и укрепление здоровья воспитанников, всестороннее физическое развитие)  одно из ведущих направлений деятельности дошкольного  учреждения, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка  это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием.      

Предметно – развивающая среда в младшей группе   ДОУ моделируется с учетом реализации всех направлений развития ребенка и обеспечивает реализацию всех образовательных областей, которые прописаны в Федеральных государственных требованиях к основной образовательной программе дошкольного образования.

  Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности — образовательной среде      (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.

  В структуру здоровьесберегающего пространства младшей группы входят следующие компоненты:

- центр здоровья и двигательной активности;

- центр экологического образования;

- центр развития (математического и речевого);

- центр обучения детей правилам дорожного движения;

- центр искусства и музыкальной деятельности.

(при оформлении центров необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, оформление может строиться на сюжетной основе).

Работая над созданием здоровьесберегающего пространства в младшей группе, необходимо соблюдать следующие требования:

- насыщенность;

- трансформируемость;

- вариативность;

- полифункциональность;

- безопасность.

      Тело ребёнка в течение дошкольного возраста меняет свои пропорции,   идёт формирование осанки, закладывается походка. Если в дошкольном возрасте произойдет нарушения осанки, то это в дальнейшем может привести к образованию стойких деформаций костной системы. Чтобы избежать этого, важна     правильно подобранная мебель в соответствии СанПиН. Мебель должна соответствовать  их росту и пропорциям тела и должна быть распложена таким образом, чтобы дать детям возможность активно двигаться.

Одним из условий сохранения  здоровья детей является создание психо-эмоционального комфорта в группе.  Эффективность здоровьесберегающего образовательного пространства во многом зависит от правильной организации физкультурно- оздоровительной работы. Она включает в себя физическое развитие детей.

Для  создание здоровьесберегающего пространства в группе оформляется спортивный уголок с разнообразным традиционным и нетрадиционным спортивным инвентарем: кегли, скакалки, кольцеброс, мячи, колпачки для развития глазомера, атрибуты для развития дыхания, атрибуты для профилактики плоскостопия.

 В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др., чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.

Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры»«уголки»«площадки», оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).

Одно из направлений по созданию здоровьесберегающего пространства – это взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома. Сайт детского сада является площадкой для знакомства родителей с принципами здорового образа жизни.

Литература:

Хухлаева О.В. Основы  психологического консультирования и психической  коррекции М.изд.центр Академ ия 2007

Змановский  Ю.Ф.Воспитываем  детей здоровыми М., Медицина, 1989

Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье МВентана Граф,2004

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях М., Мозаика – Синтез, 2006