Доклад «Музейная педагогика как средство развития речи детей» (из опыта работы)
материал

Козлова Светлана Валерьевна

Данная статья является  докладом к семинару из моего  опыта работы по самообразованию.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_seminaru_3_2017_muzeynaya_pedagogika.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Детский сад № 5 «Теремок» г.Велижа

Материалы к семинару

«Музейная педагогика как средство развития речи детей»

(из опыта работы)

Выполнила: воспитатель

Козлова  Светлана

Валерьевна

2017г.

Отчет по самообразованию по теме:

«Музейная педагогика как средство развития речи старших дошкольников»

         Для достижения детьми старшего дошкольного возраста группы «Одуванчик» коммуникативной компетентности, развития связной, диалогической и монологической речи я обратилась к современной педагогической технологии -  «музейной педагогике».  Внедрением данной технологии я занимаюсь с 2013 года, после прослушивания курса  повышения квалификации по теме «Музейная педагогика в ДОУ».

«Музейная педагогика»…Наверно  это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Сейчас в ДОУ музейно-выставочные средства активно используются для решения задач воспитательного характера – патриотического, эстетического, духовно-нравственного воспитания, воспитания  гражданственности.  Существует  и  опыт использования музейно-педагогических средств в образовательной деятельности учреждения. С помощью средств музейной педагогики происходит формирование морально-ценностных категорий, разных аспектов патриотизма, познавательное развитие  детей. Но далеко не все дошкольные учреждения используют музейные экспонаты для речевого развития детей.

Основная идея моей работы по внедрению музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ – это развития речи дошкольников и формирование познавательного интереса.

Целью моей работы по музейной педагогике является становление начальной коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста, развитие связной, диалогической и монологической речи. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться со сверстниками, детьми младше и старше себя, взрослыми. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО):  «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музейные экспозиции,  создаваемые в ДОУ носят название «мини-музей».  В групповом помещении подготовительной группы «Одуванчик» был создан мини- музей «Сказочная страна» (работа начата в 2016 учебном году и продолжается до настоящего времени).

Работа по созданию мини-музея в группе началась с сентября месяца с опроса родителей.  Было проведено анкетирование, с целью узнать, что родители знают о музеях, посещают ли родители с детьми музеи и какие, чтобы они могли предложить для создания мини-музея в группе.  После анализа анкет родителей, проводились беседы с детьми и как результат, было решено организовать мини-музей «Сказочная страна».

 Созданию данного мини- музея повлияла проблемная ситуация: дети имели поверхностные представления о русских народных и авторских сказках, зарубежных сказках, многие сказки не знали полностью, дети с трудом пересказывали сказки, не могли назвать некоторых героев сказок, имена писателей-сказочников.

Важная особенность мини-музеев, как элементов развивающей среды – участие в их создании не только педагога, но и воспитанников и их родителей.

Дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, изготавливают их,  развивая тем самым коммуникативные способности, формируя навыки общения, что очень важно в развитии речи детей.

Наш мини - музей «Сказочная страна» богат не только экспонатами, но и научным фондом, который используется на занятиях по развитию речи, индивидуальной работе с детьми, самостоятельной игровой деятельности детей и театрализованной деятельности.

На базе мини-музея я провожу НОД по развитию речи,  рисованию, познанию (ФЦКМ, ПИД), сюжетно- ролевую игру «Музей», тематические беседы, театрализованную деятельность, образовательные и обзорные экскурсии, конкурсы и викторины, веду работу по проектной деятельности (проект «В гостях у сказки»). С помощью музейных экспонатов у старших дошкольников формируются не только коммуникативно-речевые, но и художественно-эстетические и  художественно-речевые компетенции.

Музейные экспонаты в развитие речи детей я использую активно. Одну и ту же  сказку я рассказываю детям несколько раз, показываю книгу с данной сказкой, изображение героев. Сами дети тоже рассказывают сказки с опорой на музейные экспонаты. При составлении описательных рассказов также использую музейные экспонаты, т.к. составить описательный рассказ можно по любому музейному экспонату. Чтобы детям проще было пересказывать сказку, я прибегаю к современному  методу развития речи –мнемотаблицы.

В фонде мини-музея имеются также аудиозаписи сказок, диски с видеофильмами по сказкам, картины на сказочные темы, которые также играют важную роль в развитии речи детей.

Структура  НОД по развитию речи с использованием музейных экспонатов определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы. Это обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, при этом главной задачей НОД является развитие связной монологической и диалогической речи.  Именно взаимосвязь разных речевых задач создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. НОД по развитию речи с использованием музейных экспонатов провожу в различной форме: традиционной и нетрадиционной, а также внедряя новые приемы и подходы в развитии речи дошкольников.  Планируя деятельность,  добавляю музейные экспонаты, или, наоборот, на основе музейного экспоната провожу данную деятельность. В проведении НОД и совместной деятельности по развитию речи использую следующие приемы: беседа, составление описательных и творческих рассказов, чтение художественной литературы, рассматривание картин, театрализованная деятельность и др.

Также для развития речи детей во время образовательной деятельности я  использую загадки о названиях сказок, героях сказок, предметах из сказок, пословицы или поговорки. Использую разные словесные игры, например, игру «Угадай, из какой сказки герой», «Фанты», «Волшебные предметы», «Из одной ли мы сказки», «Теремок»,

Таким образом, мини- музей способствует решению образовательных задач, в частности, задач речевого, художественно-эстетического и познавательного развития детей. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Использование детьми экспонатов  мини-музея «Сказочная страна» в любых видах деятельности способствует развитию речи детей, ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.

К концу проекта у детей повысился интерес к сказкам, усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Доклад "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольниковОдним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализ...

Доклад "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей"

Театрализованная деятельность как средство развития речи дошкольниковОдним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализ...

Доклад "Проектный метод как средство развития речи детей раннего возраста"

Материал расчитан для педагогов раннего возраста....

Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)

Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности....

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...