Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)
статья по развитию речи

Громова Наталья Викторовна

Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Скороговорки, как средство развития речи дошкольников.

Один из способов развития речи, который я использую в своей  работе с детьми – скороговорки.  Эти небольшие рифмованные фразы –   своего рода тренажер для речи.  Их можно применять,  как только ребенок научился говорить.  Поэтому считаю их актуальными, доступными и понятными для детей любого возраста.

Для себя выделила значение скороговорок в развитии речи детей.  В чем же актуальность.

1. Помогают развивать речевой слух. Дикцию

2. Обогащают словарный запас

3. Развивают грамотную выразительную речь

4. Развивают фонематический слух

5.  Развивают память, воображение и логику

6.  Развивают коммуникативные способности детей

Я использую скороговорки не только в непрерывной образовательной деятельности, но и в свободном режиме дня.  Скороговорки – прежде всего игра, а не обучение.  Ведь на этапе возникновения они несли смысл именно развлечения.   Как и в любом деле – если работать на результат, то необходим системный и регулярный  подход. Поэтому стараюсь придерживаться правила: каждому звуку – своя скороговорка. Что мне особенно нравится, скороговорки можно и нужно использовать в работе с детьми с нарушением поведения. Это сразу переключает ребенка, заставляет задуматься. Очень поднимает настроение.  Ведь смешные ошибки, которые ребенок допускает при произношении,  заставляют повторить стишок вновь и вновь. Получается очень весело и полезно.

В своей работе я использую такую форму,  как придумывание рассказа по скороговорке.

Например: Мышка сушек насушила,

 Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

Тут можно использовать иллюстрации, игрушки, помощь ( вопросы) педагога, все то, что помогает ребенку проявить фантазию

  1. Откуда прибежала мышка?
  2. Как выглядит мышка?
  3. Что произошло с мышками дальше и тд…

Обязательно в конце обращаю внимание на то, что дети с помощью вопросов придумали рассказ. Можно дать название рассказу, попробовать его пересказать. Детям такой прием очень нравится. Казалось бы, из обычной скороговорки получилась целая история.

Очень занимательно и познавательно  придумывать загадки по скороговорке.  Для этого необходимы простые алгоритмы.  

Формируется на основе вопросов:  какой?  что бывает таким же? На что похоже? Чем отличается? Обозначить признаки объекта.

Техника заучивания скороговорок:

1. Произнести медленно и четко, по слогам

2. Выучить текст и произнести правильно

3. Проговорить в беззвучном режиме

4. Проговорить шепотом

5. Проговорить вслух медленно и четко, затем быстрее

В своей практике я использую такие приемы для заучивания  скороговорок:

  1. Мяч.  Подбрасывать  вверх на каждое слово, проговаривая скороговорку. Перекладывать мяч из руки в руку.
  2. Хлопки руками на каждое слово.
  3. Можно поиграть с интонацией: произносить с вопросительной,  восклицательной. Грустно, радостно, напевая,  разными голосами.

Также для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук

  1. Сжимать пальцы в кулачки
  2. Загибать поочередно пальцы
  3. Отбивать ритм  ( ладошками, палочками и т.д.)

Скороговорки – это не только уникальное явление шуточного жанра народного творчества, но и очень   эффективный тренажер для речевого аппарата. Эта форма фольклора развивает логику, воображение, совершенствует память и внимание детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников». Из опыта работы.

Из опыта работы:Основная цель моей работы заключается в развитии всех компонентов устной речи детей с помощью дидактической игры.  ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство ...

Использование приемов мнемотехники как средство развития речи дошкольников в экспериментальной работе

Выступление на РМО воспитателей: «Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» на тему: «Использование приемов мнемотехники как средство разви...

Доклад «Музейная педагогика как средство развития речи детей» (из опыта работы)

Данная статья является  докладом к семинару из моего  опыта работы по самообразованию....

Статья "Сказка как средство развития речи дошкольников"

Особенностью сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речи....

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...

Сообщение из опыта работы "Повышение родительской компетентности, как эффективное средство развития речи дошкольников, посредством многофункционального пособия «Развиваем речь дома»"

Основными направлениями коррекционной работы с дошкольниками являются: исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционно...