Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники.
учебно-методический материал

Тимошенко Елена Юрьевна

В нашу жизнь прочно вошли транспортные средства: мы уже не представляем своей жизни без машин, автобусов; стали реже ходить пешком. Все чаще в сводках о дорожных происшествиях мы наблюдаем несчастные случаи с детьми дошкольного возраста. И поэтому воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, знание и соблюдение ими и родителями правил дорожного движения (ПДД) – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В нашу жизнь прочно вошли транспортные средства: мы уже не представляем своей жизни без машин, автобусов; стали реже ходить пешком. Все чаще в сводках о дорожных происшествиях мы наблюдаем несчастные случаи с детьми дошкольного возраста. И поэтому воспитание у дошкольников навыков безопасного поведения на улице, знание и соблюдение ими и родителями правил дорожного движения (ПДД) – одна из актуальных тем сегодняшнего времени.

          В нашем детском саду  ведется планомерная и систематическая работа со всеми участниками дорожного движения: с детьми, родителями, педагогами по  профилактике и  предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. И чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить детей к встрече с улицей, городским движением,  правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию на проезжей части.

              Малышам очень трудно запоминать и усваивать полученную от нас, взрослых, информацию. И поэтому задача педагога найти более результативный подход для изучения основ безопасности на улицах города.

Это могут быть как традиционные формы, так и инновационные.

Для изучении ПДД часто педагоги нашего ДОУ стали использовать приемы мнемотехники, так как принцип мнемотехники является наиболее результативными в развитии памяти и мышления у дошкольников. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста. Мнемотехника позволяет решать следующие задачи:

1.Закрепить знания по правилам дорожного движения (ПДД).

2. Активизировать связную речь.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации).

5. Развивать у детей восприятие, воспроизведение, умение использовать средства мнемотехнологии.

6. Развивать воображение, внимание, память, творческое мышление.

7. Формирование коллективного мышления.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Лучше в работе использовать мнемотаблицы и мнемодорожки.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка, таким образом, что все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется).

После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком и так же можно разучить песни. Для тех, педагогов, кто не обладает художественными способностями и им сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок, можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).

Поскольку у ребят дошкольного и раннего школьного возраста очень сильно развитазрительная память, пространственно-образное мышление и восприятие, они с легкостью запоминают всевозможные изображения и выстраивают ассоциативные ряды, связывающие их между собой.

Мнемотехника при изучении с детьми ПДД используется в различных формах работы:

- при проведении ИОС;

-при организации детских праздников по ПДД в виде викторин, квест -игры;

- при организации индивидуальной работы с детьми;

- при проведении родительских собраний и разработке рекомендаций для родителей воспитанников.

Создавая мнемодорожки, дети закрепляют в памяти знания о ПДД, также развиваютвоображение и творческие способности, уважение к творчеству своего товарища, развивают внимание, память, в ходе данного процесса формируется у детей коллективное мышление, развивается любознательность и активизируется речь дошкольников.

Благодаря использованию мнемотехники повышается уровень педагогических воздействий по знаниям детьми ПДД.  Даже несмотря на то, что мнемотехника - этот метод работы с детьми трудоёмкий.

Родители воспитанников оценят  данный метод закрепления знаний ПДД, так как дети с удовольствием будут делится с ними своими знаниями, демонстрируя их на дороге во время прогулок и поездок.

Для родителей следует сделать памятки и рекомендации по использованию мнемотехники.

Рекомендую вам, уважаемые коллеги использовать мнемотехнику в работе с детьми разного возраста не только по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге, но и в других образовательных областях.

          Главное сокровище – это жизнь, ее надо беречь, а знание правил дорожного движения поможет нам в этом.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Сценарий мастер-класса по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на дороге

Ознакомление старших дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге посредством игр-драматизаций "Сказки на новый лад"....

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХТЕМЫ:         Светофор наш верный друг         Говорящие знаки...

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...