Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.
методическая разработка

Жилина Елена Владимировна

обучение воспитателей работе со сказками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки». Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

МДОУ «Детский сад «Василек»

 р.п. Мулловка»

Воспитатель: Жилина Е. В.

Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению детей в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников мастер-класса.

Задачи:

1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении.

2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для рефлексии.

Предполагается, что в процессе обсуждения и выполнения заданий участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасного поведения с помощью сказок, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка.

План проведения мастер класса.

I. Обоснование темы.

II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

III. Совместное моделирование.

IV. Рефлексия.

Организация мастер-класса

Первый этап. Обоснование темы.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги.

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего порой становится весьма небезопасной для него.

Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки -неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Сказки выполняют не только развлекательную роль ,но и  несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка  бдительности и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.

Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.

Воспитатель: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.

Упражнение «Мозговой штурм».

У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по одинаковым картинкам (Пера-Богатырь, Зарни-Ань)

Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам угадать название сказки. (Участники мастер-класса, по словам называют сказку.)

Слова 1 подгруппе.

1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);

Три брата, сестра, Экса. («Три брата и сестра»);

2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»);

Мышь, сорока, лодка. («Мышь и сорока»);

3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);

Лиса, заяц, плот. («Лиса и заяц»);

Слова 2 подгруппе.

1. Маша, короб, пирожки. («Маша и медведь»);

Три сестры, чучело, сундук. («Медвежьи няньки»);

2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);

Фома, Ёма, лиса. («Фома»);

3. Мачеха, ведро, колодец. («Мороз Иванович»);

Клубок, Ёма, две сестры. («Ёма и две сестры»);

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

Перед вами, уважаемые коллеги, названия сказок.

- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить эти сказки?

Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.

1. Опасные контакты с незнакомцами.

(«Колобок», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка»)

2. Один дома.

(«Кот, петух и лиса»)

3. Пожарная безопасность.

(«Кошкин дом», «Фома»)

4. Безопасность на воде.

(«Пузырь соломинка и лапоть», «Мышь и сорока», «Мышь, лапоть и пузырь», «Лиса и заяц», «Ема и две сестры», «Мороз Иванович»)

5. Безопасность в лесу.

(«Три брата и сестра», «Маша и медведь», «Медвежьи няньки»)

- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ. (Вопросы к участникам.)

Скажите:

1. команда - Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля. Буратино. Пьеро.

2. команда- Какой сказочный персонаж поджег соломенный сноп и ведьма сгорела?

Лиса, Марпида-царевна, Гундыр.

1. - От чего подешевела лисья шкура?

От линьки, от голода, от березовых прутьев.

2. - Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?

Гвоздем. Шилом. Веретеном.

1. - По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершили три брата?

Напились из лужицы, залезли на березы, прыгали через костер.

1. - Какие сказочные герои пытались помочь сестрам убежать от медведей?

Баран, лошадь, кот, бычок.

2. - Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?

Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням незнакомки.

1. - Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?

Сообщила, что с козленочком что-то случилось.

Позвала ее ласковым голосом.

Предложила угощение.

2. - Какая птица перенесла Марпиду через море?

Голубь, орел, ворон.

Воспитатель: Из предложенных найдите те приметы, по которым в сказке «Медвежьи няньки» старшая сестра предчувствовала беду и просила сестер не ходить в лес? (совы радовались, кричали, волки выли, медведи ревели, т. к. Ема-баба беду людям готовит).

Из предложенных примет, найдите те, по которым в сказке «Царевна-лягушка» Иван-Царевич должен был догадаться, что это едет его жена? (ветер завыл, великий стук и гром, забушевало море)

- Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку: 1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности, нарушенные героями сказок).

- Молодцы.

Каждой подгруппе даются названия сказок и их текст. («Мышь, лапоть и пузырь», Мышь и сорока»).

Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации.

- Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.

Четвертый этап. Рефлексия.

-  Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХТЕМЫ:         Светофор наш верный друг         Говорящие знаки...

Конспект НООД в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города.

Огромное значение для формирования у детей представлений о безопасном поведении в городе, о правилах дорожного движения имеет реализация непосредственно организованной образовательной деятельности вос...

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на   улице в соответствии с ФГОС ДО....

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники.

В нашу жизнь прочно вошли транспортные средства: мы уже не представляем своей жизни без машин, автобусов; стали реже ходить пешком. Все чаще в сводках о дорожных происшествиях мы наблюдаем несчастные ...

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...