Игры с сыпучими материалами.
материал (младшая группа)

Ермолаева Елена Викторовна

Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Дети, которые активно играют в детстве с песком, вырастают уверенными в себе и успешными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игры с сыпучими материалами.445.03 КБ

Предварительный просмотр:

                        Игры с сыпучими материалами.

1.Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности. Дети, которые активно играют в детстве с песком, вырастают уверенными в себе и успешными.

Первые контакты ребенка с окружающим миром происходят на ежедневных прогулках. Это пора самых невероятных открытий, ведь для малыша все происходит впервые. Впервые ребенок обращает внимание на то, что из влажного песочка получается куличик, а из сухого – горка; что если вылить из леечки воду, то образуется лужица, которая быстро исчезает. Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения малыша с миром природы.

Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом … для детей лучшая игрушка – куча песка». 

2. Песочница по - прежнему остается излюбленным местом для малышей. Наша задача состоит в том, чтобы сделать это процесс наиболее безопасным для детей.

    Не стоит забывать что в песочнице ребенок подвергается опасности - и может заразиться различными весьма неприятными болезнями. Лучше отложить игры с песком, если у ребенка есть открытые ранки.

    Задуматься над местом для игры с песком. В обычных песочницах во дворах или детских садах можно легко подхватить болезнь, поскольку к ним имеют доступ бродячие животные, а люди бросают окурки, бутылки и прочий мусор.  Поэтому следует задуматься над тем, чтобы повести ребенка на пляж. Под лучами солнца многие личинки погибают, от высокой температуры, что несколько снижает вероятность, что ребенок что - то "подхватит".

 Нужно объяснить малышу, что песок нельзя есть, им нельзя кидаться в других детей, а также ломать чужие постройки. Однако, несмотря на эти объяснения, совсем маленьким карапузам все равно требуется присмотр взрослых, во избежание неприятностей.

3. В качестве наполнителя песочницы можно использовать различные сыпучие материалы, например крупы: манную, гречневую, рис, горох, фасоль.

Организация игр с такими материалами обеспечивает разнообразие ощущений, активизирует развитие сенсорной системы детей.

    Для знакомства, нужно насыпать крупу в глубокую миску, предлагая ребенку трогать и перебирать ее вместе с вами, погружая в нее руки. Эти новые тактильные ощущения стимулируют нервные окончания кожи рук, что также полезно для ребенка.

4. Внешне простые манипуляции с сыпучими материалами: пересыпание, перебирание, закапывание мелких предметов – позволяют значительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение.

     Пересыпание ложкой. Для чего нужно: развитие координации движений, внимания, развитие умения пользоваться ложкой. Пересыпание через воронку  Для чего нужно: развитие координации движений, внимания и концентрации. Также наблюдение за пересыпающейся манкой успокаивает малыша и снимает нервное напряжение. Рисование на манке (пальцем, палочкой, кисточкой) – рисование разных дорожек; зигзагообразные и круговые движения ладошками по манке – едет машинка, ползет жук, крутится карусель… – нажимать на манку кулачками костяшками пальцев – сравнивать, на что похож отпечаток; – оставлять следы одновременно разным количеством пальцев. Придумать кто оставил следы. Для чего нужно: развитие координации, умения концентрироваться, снятие нервного напряжения, развитие фантазии, подготовка руки к письму.

Очень важно, до начала занятий, детей познакомить с правилами поведения во время игр с песком и крупой:

-нельзя намеренно выкидывать песок (крупу) на пол;

-нельзя бросать песок (крупу);

-после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.

   Нужно подготовить инструменты для игр и творчества: лопатки, ложки, различные емкости, тарелки, сита, лейки, в том, числе и те, что подходят для песочницы. Для того, чтобы упростить уборку после игр с крупами, можно предложить маленьким детям поиграть с крупой в надувном бассейне или надувном манеже.

   Находящийся в естественном природном окружении песок побуждает ребенка к спонтанной изобразительной деятельности. Малыш может наполнять песком формочки и делать «пирожки», оставлять на песке отпечатки своих рук и ног, чертить линии, создавать из песка горки, рыть ямки и тоннели, а также капать мокрым песком, пытаясь строить замки. Создание более сложных сооружений из песка способствует развитию художественных способностей и приносит малышу глубокое удовлетворение, вызванное реализацией им своих творческих потребностей и получением положительной оценки со стороны родителей. Игра с песком вызывает неповторимые тактильные ощущения, доставляет необычайное удовольствие и является исцеляющим методом песочной терапии. 
Чистую песочницу для своего ребенка можно организовать на дачном участке.

   Песок для песочницы детских площадок можно набрать на ближайшем берегу водоема или купить несколько мешков песка в магазине для садоводов.

   Прежде, чем высыпать песок в песочницу, его необходимо просеять, чтобы удалить из него камни и другие посторонних предметов.

   Нужно позаботиться о том, чтобы в ночное время песочница была накрыта - такая мера предосторожности изолирует песок от животных. После игры в песочнице, необходимо обязательно помыть хорошо руки, переодеть ребенка в чистую одежду и вымыть обувь.

   Таким образом, я считаю, что игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. Играя в песочнице с другими детьми, ребенок приобретает навык общения, социализируется. Учится ориентироваться в конфликтных вопросах, которые обязательно возникают в игровых ситуациях. Вырабатывается навык умения договариваться, уступать, делиться или наоборот отстаивать свои права. Все это пригодится в жизни подрастающему человечку.

   Вся работа по ознакомлению малышей с неживой природой строится мною в форме игрового экспериментирования. Малыши включаются в осмысленную деятельность, в процессе которой они обнаруживают все новые и новые свойства предметов.

   Игры - эксперименты я использую на прогулке как часть наблюдения. Длительность их проведения четко не регламентирую. Это зависит от формы организации игры-эксперимента, интереса детей, но не более 10 минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой детей, так и с 2-3 малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендую, т.к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.

Игры с детьми провожу эмоционально, в сказочной форме, произношу все приятным, доброжелательным голосом, чтобы в поведении детей ощущалась только радость. К каждому ребёнку стараюсь найти индивидуальный подход, учесть личностные особенности.

C:\Users\Максим\Desktop\IMG-ebc2e8721a1af1973d7775e703d93b8c-V.jpgC:\Users\Максим\Desktop\IMG-f674f1b16ab3b5d38cb9ec6268b33bd6-V.jpgC:\Users\Максим\Desktop\IMG-1f6abf418bdaf6e279c6f0373681b2a6-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

игры с сыпучими материалами "Чудесная мука"

конспект занятия в 1 младшей группе по игре с сыпучими материалами "Чудесная мука"...

Статья на тему : "Игры с сыпучими материалами и не только"

Многие современные родители понимают, что занятия с ребенком с самого раннего детства – это залог успешного развития и благополучия малыша. При этом совсем необязательно приобретать для занятий ...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ»

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных технологий в работе с детьми по сенсорному развитию....

Мой педагогический опыт по теме "Сохранение эмоционального благополучия детей раннегго возраста через игры с сыпучими материалами"

Мой педагогический опыт.Тема работы «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами».   Игры с песком и водой доставляют удовольс...

Консультация для педагогов на тему: «Игры с сыпучими материалами»

Консультация на тему: "Игры с сыпучими материалами"....

«Развитие двигательной активности пальцев рук у детей с ТМНР через игры с сыпучими материалами»

Сообщение  предназначено для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей....