«Развитие двигательной активности пальцев рук у детей с ТМНР через игры с сыпучими материалами»
статья

Сообщение  предназначено для воспитателей стационарных учреждений социального обслуживания, работающих с детьми с ТМНР; педагогов образовательных учреждений  8 вида, родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_po_sypuch.mater_.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт–Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом–интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»Комитета по социальной политике

Сообщение

Тема:

 «Развитие двигательной активности пальцев рук у детей с ТМНР через игры с сыпучими материалами»

        Воспитатели:

Романова Ю.В.

Вавриш Н.А.

Санкт-Петербург

2022


                                                  

     Мелкая моторика  —  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.  

    Тяжелое множественное нарушение является специфически - целостным феноменом, характеризующим принципиально-особую ситуацию развития. Тяжелое множественное нарушение возникает вследствие органического поражения ЦНС  в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в раннем развитии.        Поражение ЦНС при тяжелом, множественном нарушении носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь, коммуникация, общая и мелкая моторика, сенсорная сфера.

     Исследование состояния ручной моторики показало, что у  детей с ТМНР имеются следующие нарушения:

- слабость моторики пальцев и кистей рук;

- отклонения в координации движений (нарушение темпа и ритма действий);

- медлительность и нечеткость движений;

- долго не выделяется ведущая рука;

- нет согласованности действий обеих рук и т.д.  

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития  испытывают значительные трудности при овладении всеми приемами по развитию  мелкой моторики. Умения и навыки,  полученные детьми быстро распадаются, если не проводится работа по их закреплению. Дети быстро забывают ранее проделанные действия, выполняя новое задание.  Детям трудно соблюдать последовательность в выполнении упражнения.

Таким образом, мелкая моторика пальцев и кистей рук - это тонкие движения, которые по своей сути не являются безусловным рефлексом, а требуют специального развития, что имеет большое значение. У ребёнка с задержкой психического развития отмечаются значительные трудности и недостатки в развитии мелкой моторики. Для преодоления данных недостатков требуется проведение целенаправленной коррекционно-развивающей  работы.

Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию мелкой  моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени  (в зависимости от способности мозга). 

 В своей работе я использую упражнения и игры на нормализацию мышечного тона и развитие двигательной активности пальцев рук.

 При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Использую расслабляющий массаж (поглаживание, похлопывание), кинезиологические упражнения, смена позы и т.д. При пониженном тонусе использую тонизирующий массаж, сжимание – разжимание резиновой игрушки, издающей звук, захват и удержание предметов, учитывая форму, размер. Упражнения и игры проводятся в сопровождении произведений русского народного фольклора (потешки, прибаутки, детские песенки, стишки)

Большой интерес вызывают у детей игры с сыпучими материалами. Сыпучие материалы  – это собирательное название группы предметов, включающей в себя песок, крупы, камни и прочее.

В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. Известный педагог Мария Монтессори ещё в начале XX века говорила о том, что в процессе труда ребёнок делает себя сознательным, творит из себя человека и с помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным.

В процессе подготовки к игре необходимо дать ребенку возможность многократно обследовать сыпучий материал. Показать ребенку, какие действия можно с ним производить и выполнить эти действия совместно.

Классификация игр с сыпучими материалами: 

• Массаж рук.

Для массажа рук подойдет любой сыпучий материал.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Насыпаем в кастрюлю  горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

• Пересыпание: 

Пересыпать можно с помощью

- ложки

- небольшой емкости (чашка, стакан)

- через воронку.

Подойдёт любой сыпучий материал.

Пересыпание.

Самое простое и, пожалуй, самое грязное занятие. Все, что нам понадобится, это миска с любым сыпучим материалом и несколько пустых емкостей разной формы и размера. Покажите ребенку, как можно пересыпать крупу из одной емкости в другую «через край», с помощью приготовленных вами приспособлений или просто руками, выполняйте упражнение совместно.

Пересыпание ложкой.

Нам понадобятся: две небольших миски, любая крупа (например, чечевица), глубокая ложка.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «Сейчас мы будем пересыпать» и медленно покажите, как с помощью ложки совершить пересыпание из одной емкости в другую, предложите ребенку тоже попробовать и взаимодействуйте вместе с ним.

Пересыпание через воронку.

Нам понадобятся: небольшой кувшин, наполовину наполненный манкой или другой мелкой крупой, воронка, бутылка или иной сосуд с узким горлышком.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и сядьте со стороны вашей ведущей руки. Скажите: «сейчас мы будем пересыпать». Вставьте воронку в бутылку  и медленно покажите, как пересыпать манку из кувшина. Обратите внимание на то, как манка заполняет бутылку. Предложите ребенку повторить упражнение. Когда вся манка будет пересыпана, то покажите, как пересыпать крупу из бутылки в кувшин, и повторите упражнение снова. Также вы можете насыпать манку в воронку при помощи ложки.

• Перекладывания из одной небольшой емкости в другую с узким горлышком.

Сюда подойдет: фасоль, горох, макароны, камешки, бусинки. 

Вкладывание фасоли в бутылку.

Нам понадобятся: бутылка или иной сосуд с узким горлышком, небольшая миска с фасолью или иными бобовыми.

Как работать: поставьте материал перед ребенком и медленно покажите как тремя пальцами («пинцетный» захват) мы берем одну фасолину и опускаем ее в бутылку. Предложите малышу повторить упражнение. Когда малыш освоит этот прием, предложите ему поработать и другой рукой, а затем двумя руками по очереди.

• Просеивание.

Используется мелкий сыпучий материал: манка, греча, рис и  

крупный: фасоль, горох, макароны.

Просеивание.

Эта игра может стать логическим продолжением предыдущей, если вы играете с несколькими видами круп. Обзаведитесь удобными для детской ручки ситечками с «разнокалиберными» ячейками для того, чтобы просеивать 3-4 вида сыпучих материалов. Например, можно предложить ребенку разделить на 4 мисочки перемешанные манку, гречку, горох и фасоль. Начать лучше с 2-х видов круп, хорошо отличающихся друг от друга по размеру.

• Перебирание

Выбор крупных крупинок, макарон из смеси зерен.

 «Бусы для куклы».

Потребуется приблизительно 200г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.

• Смешивание сыпучих материалов:

- мелкие крупинки с более крупными, чтобы ребенок нашел, то, что просят.

- спрятать и найти клад в небольшой емкости с сыпучим материалом.

Поиски клада.

Ребенку предлагают глубокую миску с крупой, предварительно бросив туда несколько мелких предметов – теннисные мячики, фигурные деревянные бусины, игрушки от шоколадных яиц, детали деревянных пазлов и т.д. Все это очень интересно искать, а пока малыш ищет, сыпучий материал мягко массирует его маленькие пальчики. Кстати, есть еще один интересный вариант такой игры на плоском подносе, когда на дно наклеиваются привлекательные картинки (например, со зверятами или любимыми героями сказок), а малышу предлагается их отыскать.

• Сортировка

Сортировать по цвету, размеру, форме.

Сортировка.

Насыпаем в большую емкость несколько видов макарон и бобовых, а затем просим ребенка  их отсортировать и разложить в отдельные коробочки.

Я крупу перебираю,

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

• Рисование на манке или на песке.

Рисование пальчиком или с помощью предмета на разноцветных поверхностях.

Рисование на подносе.

Для этого необходимо насыпать слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос и показать, как можно оставлять отпечатки пальчиков и ладошек. Это самое простое, что нужно знать и уметь ребёнку. Затем возьмите небольшую фигурку или предмет. С ними тоже можно оставлять отпечатки и получаются уже рисунки. Маленький массажный мячик оставляет очень красивые следы.

Рисование манкой на бумаге

 Чтобы манка осталась на листе и не рассыпалась, применяется способ рисования манной крупой с использования клея ПВА. Для начала нужно с помощью карандаша нарисовать рисунок. С помощью клея ПВА прорисовать контуры рисунка. Берем манную крупу и рассыпаем по рисунку, с уже нанесенным клеем. Высохший лист нужно легко встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались.

• Насыпные аппликации: нужна белая крупа: рис или манка.

 «Выкладывание дорожек».

Выкладывать из крупы, фасоли, макарон  дорожки – короткую и длинную, цветок, лист и т.д.  

Для игр с сыпучими материалами требуется специальное оборудование: большая емкость (вроде тазика); ложка для пересыпания; дырявая ложка или дуршлаг; небольшие емкости (мерные стаканчики, мисочки, тазики, подносы для круп) и т.д.

Во время игр с сыпучими материалами необходимо помнить о технике безопасности при работе:
- никогда не оставляйте ребенка  наедине с опасными, на ваш взгляд, предметами;

- после занятий тщательно убирайте все поверхности.

Игры с песком (а так же с крупами, мелкими камешками и другими сыпучими материалами) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка:

-     совместные действия ребенка и взрослого;

-     действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым;

-   самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.

В своей работе  по развитию мелкой моторики у детей с ТМНР считаю важным соблюдать определенные правила:

- все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным и интеллектуальным возможностям;

- развитие ручных навыков надо вести постепенно, поэтапно в виде интересных и понятных для него заданий и игр, начиная с самых простых и постепенно переходя к более сложным.

     -  при обучении различным движениям рук и действиям с предметами не нужно спешить, необходимо спокойно, в медленном темпе привносить каждое новое движение, показывать рукой ребенка, как оно выполняется, затем предложить выполнить самостоятельно (при необходимости помогать и корректировать).

 Нужно учитывать и то, что для детей с ТМНР характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми и раздражительными, с трудом сосредотачиваются на занятии, при неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. Занятия по развитию мелкой моторики я провожу в основном индивидуально или же малыми группами.

     Разрабатывая систему работы с детьми по развитию мелкой моторики, я опиралась на следующие принципы:

1. Педагогический оптимизм. Опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющимся актуальном уровне ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Системность. Развитие ребенка – процесс, в котором взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Работа должна строиться с учетом психофизиологического развития, индивидуальных и специфических особенностей детей.

4. Постепенность. Следование от простых заданий к более сложным, комплексным.

 Таким образом, развитие мелкой моторики у детей с ТМНР стимулирует развитие речи и оказывает благоприятное влияние на развитие высших психических функций.

Литература:

  1. Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1994. - №1. - С. 11 - 18.
  2. Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов: - М: Издательство АСТ, 1989.
  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 283 с.
  4. Гареев Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями./Дошкольное воспитание, 2002 г., №6,  стр. 75-79.
  5. М.Г. Борисенко Н.А. Лукина «Наши пальчики играют»: - СПб «Паритет» 2005г.
  6. Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. – СПб.:  КАРО, 2008г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с ОНР через приобщение к художественному труду"

Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры гол...

Статья: "Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей"

Физкультурные занятия сюжетно-ролевого характера как средство развития двигательной активности и умственных способностей детей...

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Мой педагогический опыт по теме "Сохранение эмоционального благополучия детей раннегго возраста через игры с сыпучими материалами"

Мой педагогический опыт.Тема работы «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с сыпучими материалами».   Игры с песком и водой доставляют удовольс...

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...

Развитие двигательной активности и физического воспитания детей дошкольного возраста.

Роль подвижной игры в развитии двигательной активности и физическом воспитании детей дошкольного возраста.      В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармон...