Родительское собрание в старшей группе. Тема: "Современная игрушка: бедствие или культурная реальность"
презентация к уроку (старшая группа)

Елькина Олеся Васильева

Какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой деятельности?

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 « Снегирёк » муниципального образования г. С аяногорск Родительское собрание группа старшая «Б» «Ягодка» Тема: « Современная игрушка: бедствие или культурная реальность» Подготовили: Елькина О.В., Пузакова Л.В.

Слайд 2

Основные вопросы, которые сегодня родители ставят перед собой и задают психологам и педагогам: Как меняется игра и игрушка сегодня? Какую роль играет взрослый? Какие современные игрушки способствуют развитию ребенка, помогают ему войти в мир человеческой культуры, а какие мешают ? Какие предметы должны быть доступны ребенку, чтобы использовать их в игре?

Слайд 3

«Игра - основная движущая сила развития дошкольника» «Игра глобально меняет ребенка. В ней он взрослеет, решает задачи, которые в обыденной жизни ему не по силам, «становится на голову выше самого себя » (Выготский Л.С.) «Игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, т.е. она не просто занимает значительное время в жизни ребенка, но и внутри нее формируется личностная, интеллектуальная и социальная сферы, складываются процессы и качества, необходимые для всей последующей жизни» ( Эльконин Д.Б .).

Слайд 4

Игрушка , одна из важных составляющих игровой деятельности . Игрушка трансформируется вместе с человечеством. Игрушка развивается вместе с человеческим обществом, приспосабливаясь к новым задачам.

Слайд 6

Дети воспроизводят в игре темы и сюжеты мультфильмов, фильмов, сериалов, телепередач, подражают их персонажам. Вопрос: Н асколько изменились культовые персонажи, какие ценности они несут, чему подражают наши дети, какие социальные отношения и роли примеряют на себя?

Слайд 13

Маленький человек - субъект общественных отношений и должен расти включенным в окружающую его действительность



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе.

Тема: Современная игрушка: бедствие или культурная реальность

Сегодня мы попробуем разобраться в том, какое значение имеет игра и игрушка в жизни современного дошкольника, какие игрушки помогают ребенку войти в мир человеческой культуры, какова роль взрослого в развитии игровой деятельности.

Трудно встретить родителя, который бы не знал о том, что игра и игрушки очень важны для развития дошкольника. Одни родители ориентируются при выборе игр и игрушек на рекомендации педагогов и психологов. Другие полагают, что это чисто теоретические построения, не имеющие отношения к реальной жизни. Третьи хотят, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игрушек. Четвертые считают, что самое главное - принимать участие в детской игре, остальное определится в ее процессе.

Исследования, посвященные изучению мнения родителей о том, зачем ребенку нужно играть, какова роль игры в психическом развитии, как подбирать игрушки в соответствии с возрастом, какие игрушки обязательно должны присутствовать в жизни ребенка, показали наличие противоречивых точек зрения.

Основные вопросы, которые сегодня родители ставят перед собой и задают психологам и педагогам, можно сформулировать примерно следующим образом.

Как меняется игра и игрушка сегодня? Какую роль играет взрослый? Какие современные игрушки способствуют развитию ребенка, помогают ему войти в мир человеческой культуры, а какие мешают? Какие предметы должны быть доступны ребенку, чтобы использовать их в игре? Попробуем посмотреть на проблему детской игры в этом ракурсе.

Прежде всего, вспомним, какое место занимает игра в жизни ребенка.

Обратимся к теории детской игры в психологии. Интерес к детской игре возник достаточно давно.

Отечественная психологическая школа считает игру основной движущей силой развития дошкольника (Выготский Л.С., 2001; Рубинштейн С.Л., 2002; Эльконин Д.Б., 1999). В игре развиваются высшие психические функции и личность ребенка: восприятие, мышление, внимание, речь, память, воображение, произвольность, иерархия мотивов, рефлексия, сочувствие и др. Игра глобально меняет ребенка. В ней он взрослеет, решает задачи, которые в обыденной жизни ему не по силам, «становится на голову выше самого себя» (Выготский Л.С., 2001). Л.С. Выготский, один из основателей отечественной психологии, отмечал, что игра есть источник развития и создает зону ближайшего развития ребенка (Выготский Л.С., 2001). Воображаемые действия и ситуации, образование жизненного плана, волевых мотивов возникают в игре и являются источником и движущей силой дальнейшего развития ребенка. Другой видный отечественный психолог, Д.Б. Эльконин отмечал, что игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, т.е. она не просто занимает значительное время в жизни ребенка, но и внутри нее формируется личностная, интеллектуальная и социальная сферы, складываются процессы и качества, необходимые для всей последующей жизни (Эльконин Д.Б., 1999).

Подражание взрослому, «примеривание» на себя взрослых социальных ролей и отношений приводит к тому, что дети реализуют свою потребность действовать как взрослый в придуманном, фантазийном мире. Они не только имитируют поведение взрослого, но и моделируют его жизнь, мотивы, действия. Для того чтобы ребенка приняли в игру, ему приходится соблюдать множество правил, подчиняться общему сюжету, требованиям роли. Следовательно, можно говорить о том, что именно в игре складывается умение контролировать свое поведение, предвидеть последствия своих поступков.

Особое значение имеет игрушка, как одна из важных составляющих игровой деятельности. Игрушки трансформировались вместе с человечеством. Они развиваются вместе с человеческим обществом, приспосабливаясь к новым задачам.

Игра является не просто забавой, а неотъемлемым этапом в жизни человека. Это деятельность, внутри которой формируется человек.

Очевидно, одним из основных образовательно-воспитательных вопросов является выбор игрушки.

Мы уже сказали, что производство игрушек всегда отражало изменения, происходящие в социуме. Осваивая новые игрушки, дети готовятся к будущему, учатся тому, что их родители осваивают лишь во взрослой жизни. Именно поэтому дети, вырастая, гораздо успешнее входят в современный предметный мир, осваивают новую реальность. Все это обеспечивает не только успешность молодого поколения, но и развитие цивилизации. Причем процессы эти происходят все быстрее. Так бурное развитие промышленности, освоение электричества в начале XX в. привело к постепенному вытеснению механической игрушки. Дети, игравшие в пришедшие им на смену электрические игрушки, становятся родоначальниками научно-технической революции. Начало XXI века ознаменовалось вторжением электронных игрушек и компьютерных игр. Еще совсем недавно мы удивлялись тому, как легко младенец, не умеющий говорить, управляется с пультом от телевизора, делая это лучше, чем многие взрослые. Для молодых людей компьютер, гаджеты и другая электронная техника - составная и естественная часть жизни, обеспечивающая им успешность в работе и комфорт в обычной жизни. А ведь все это начиналось в раннем детстве с ловкого управления телевизионным пультом и джойстиком. Это поколение уже в 25 лет может создать собственную империю («В Контакте», «ТасеЬоок» и т.д.). Какими же темпами будут идти вперед современные малыши, «цифровые аборигены», которые быстрее мам (не говоря уже о бабушках) осваивают смартфон и планшет.

Мы, отнюдь, не призываем к бесконтрольному допуску детей к компьютерным технологиям, что, по-видимому, является очень вредным для здоровья и психики. К сожалению, сегодня ребенок дошкольного возраста может до трех часов в день проводить за компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном или телевизором. Настоящая игра, выбор игровых сюжетов, вживание в роль, соблюдение правил - все это необходимо для социализации ребенка. Современные технологии нередко мешают физическому развитию, развитию творческих способностей, произвольности, а главное, могут нарушать общение с окружающими людьми.

Тема сложнейшая. Хотелось бы лишь обратить внимание на то, что убрать эти технологии из жизни невозможно, это отбросит наших детей и наше общество назад. Важно разумно и внимательно относиться к играм и устройствам такого рода, ограничивая время, проведенное с компьютером, подбирая адекватные возрасту игры и обучающие игрушки, учитывая особенности самого ребенка, его потребности и возможности. Иными словами, взрослые и прежде всего родители обязаны воспринимать компьютер как лекарство, которое может принести пользу, а может отравить жизнь.

Примеров активного влияния культуры и технического развития общества на детские игрушки и предпочтения детей можно привести еще множество. Смещение ценностей, идеалов, увлечений человеческого общества быстро перемещается в мир детских игр и игрушек. Как и раньше дети любят воспроизводить в игре темы и сюжеты мультфильмов, фильмов, сериалов, телепередач, подражать их персонажам. Вопрос в том, насколько изменились культовые персонажи, какие ценности они несут, чему подражают наши дети, какие социальные отношения и роли примеряют на себя.

Наблюдения показывают, что хотя девочки, как и прежде, любят играть в куклы, их внешний вид следует современным тенденциям. Например, популярная кукла Барби стала многонациональной. Барби бывают с четырьмя типами фигуры, семью оттенками кожи, 22 вариантами цвета глаз и 24 прическами. Есть серии кукол, изображающих героинь популярных мультфильмов: "Winx", "My Little Pony", "Nevy Star Dolls" и др., которые, как и Барби, помогают сориентироваться в идеалах красоты, женственности, тендерных стереотипах.

Меняется отношение к женскому телу, трансформируются и игрушки. На подиуме много азиатских и чернокожих манекенщиц - принимайте кукол с темным цветом кожи. Боремся с анорексией, чрезмерной худобой - объявляем войну стройной Барби. Ей на замену приходит более полная и низкорослая кукла, похожая, скорее, на героинь подиума «plus size».

Очень показательным представляется проникновение в детский мир такой тенденции современной культуры, как интерес к мистике. Куклы Monster High, при виде которых становится не по себе даже взрослым, стали самыми популярными игрушками современности. Предысторией для их создания стал мультфильм, герои которого учатся в школе монстров, обладают магическими способностями и весьма неординарным внешним видом. Несмотря на испуг родителей и общественности, все они всего лишь еще одна модификация традиционной куклы, но наделенная некоторыми неординарными чертами внешности. Пройдет интерес к вампирам и ведьмам, исчезнут куклы Monster High.

Привлекательными остаются пупсы, имитирующие младенцев. Другими становятся материалы, усиливается анатомическое сходство с новорожденными: от целлулоидных к резиновым, а от них к Бэйби бон и их разновидностям. Возможное «поведение» пупсов становится просто безграничным: они пьют, ходят в туалет, плачут, разговаривают, требуют внимания. Можно предположить, что такое разнообразие и его востребованность связаны с повышенным интересом к родительству в современном обществе.

Даже те немногочисленные примеры, которые мы привели, показывают, что современные девочки предпочитают кукол, отвечающих современным культурным и социальным тенденциям.

Мальчики тоже не отстают. Хотя любимыми игрушками на протяжении десятилетий остаются персонажи блокбастеров: Человек-паук, Мегатрон (или другие герои «Трансформеров»), Бэтмен, Халк и др., с. каждой новой серией появляются современные модификации. Интерес взрослых к преодолению границ человеческих возможностей, волшебному моментальному решению проблем, желание добиться справедливости, победить зло, получить яркие впечатления приводит к тому, что предпочтения отдаются супергероям, героям-монстрам, чей вид часто пугает.

Машины и оружие также традиционно являются предметами мальчишеского восторга и желанными игрушками. Разнообразие и того и другого в мире взрослых огромно. Подражание «мачо», непобедимым воинам, супергероям и другим мужским архетипам естественно для мальчика и необходимо для его взросления, половой идентификации. Проблемы начинаются тогда, когда жестокие игры становятся лишь каналом, через который проявляются напряжение, стресс, страх, чрезмерная агрессия, которые провоцируют не игрушки, а поведенческие и этические стереотипы, нормы и ценности, принятые в семье или детском саду.

Современные страшные игрушки, как правило, чрезмерно детализированы. Киборги, представляющие собой страшную пародию на человека, куклы с искаженными лицами, монстры, создатели которых прорисовали и рельефные мышцы, и шрамы, и бородавки – такая насыщенность деталями перегружает психику малыша, раздражает его, приводит к появлению неконтролируемых страхов.

А также – куклы-трупики, виртуальные игры, в которых нужно расстреливать людей или сбивать их на автомобиле, плюшевые фекалии… Подобные творения сложно назвать игрушками, скорее это «антиигрушки», которые не способствуют развитию ребенка, а, наоборот, ведут к разрушению его личности и моральной дезориентации.

Еще одним фактором, определяющим ассортимент игрушек, стала ориентация на маркетинговую успешность и законы рыночной экономики, а не традиционные интересы детей. К примеру, День святого Валентина. Количество проданных за предпраздничные дни игрушек и сувениров исчисляется миллионами. Если бы не массированная реклама и общественный ажиотаж, вряд ли дошкольник решил бы дарить валентинки своим друзьям и подругам, ведь романтические отношения скорее сфера интересов подростков.

То же самое можно сказать и о выпуске игрушек, приуроченных к выходу мультфильмов или полнометражных фильмов. «Храброе сердце», «Рапунцель», «Миньоны» и другие персонажи рекламируются на всех телевизионных каналах и на рекламных щитах по всему городу. Ребенку трудно остаться равнодушным к такой привлекательной «массированной атаке». Социальное поведение в том и заключается, что человек в любом возрасте склонен копировать поведение окружающих, чутко улавливать общественное настроение. Социальное заражение действует на детей в гораздо большей степени, чем на взрослых.

Однако не стоит занимать круговую оборону от окружающего мира. Совершенно не обязательно отгораживаться от «вредной» современной поп-культуры, предлагая ребенку только старые, хорошо зарекомендовавшие себя традиционные игрушки и игры. Маленький человек тоже субъект общественных отношений и должен расти включенным в окружающую его действительность. Иначе, оказавшись без наставлений родителей в подростковом возрасте, он не сможет самостоятельно ориентироваться, будет чувствовать себя изгоем. Взрослому мужчине или женщине, не проигравшим в детстве различные стереотипы поведения, будет сложно адаптироваться в социуме, они могут быть не понятыми и не понятными для своих сверстников.

Опора на популярные сюжеты современной мультипликации, использование игрушек-персонажей позволяет ребенку самому организовать игру по мотивам увиденного, модифицировать усвоенные сюжеты, создать общее игровое пространство с другими детьми.

Хочется обратить внимание на то, что игра современного ребенка не всегда организована взрослым. Детям предлагаются те игрушки, которые отвечают запросам современной культуры и социума в широком смысле слова. Так, вопреки традиционным представлениям, сотрудничество со взрослым не всегда есть единственный источник игры. Ребенок и компьютер взаимодействуют непосредственно, сама игрушка задает способ игры. С одной стороны, это поддерживает самостоятельность ребенка и позволяет развиваться без участия родителя, с другой, через игрушку ребенок «общается с чужими людьми» (программистами, инженерами, дизайнерами). Это далеко не всегда приемлемо или совпадает с траекторией развития, выстроенной родителями.

Однако именно вы, родители решаете, какие игрушки будут в комнате вашего малыша. Не следует забывать, что игрушка - транслятор ценностей, посланец мира взрослых. Покупая игрушку, вы показываете, что для вас важно, что нравится, каким вы хотите видеть ребенка. Продуманная покупка игрушек убережет маленького человека от чрезмерной агрессивности, тревожности, конформизма, сформирует хороший вкус и собственное мнение. А может быть, с ее помощью удастся избавиться от страха темноты, чудовищ, чужих людей, преодолеть застенчивость, робость, неуверенность в себе или решить другие личностные проблемы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления на родительском собрании в старшей группе "Роль игрушки в жизни дошкольника 5-6 лет"

В конспекте раскрывается значение правильного выбора игрушки для ребенка 5 - 6 лет....

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра и игрушка в жизни дошкольника" (консультация с элементами тренинга)

Родительское собрание в старшей группе на тему "Игра игрушка в жизни ребенка" (консультация с элементами тренинга)...

Родительское собрание в старшей группе. «Игры и игрушки в жизни ребёнка»

Родительское собрание в старшей группе.«Игры и игрушки в жизни ребёнка»...

Родительское собрание в старшей группе. «Игры и игрушки в жизни ребёнка»

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Родительское собрание в старшей группе на тему: КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ«КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК ДОШКОЛЬНИКАСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»...

Конспект родительского собрания в старшей группе на тему «Современные методы и приёмы развития речи дошкольников»

Повестка собрания: сообщение "Значение речи в жизни людей", доклад "Мнемотехника как эффективное средство развития речи дошкольников", речевые игры с родителями....