КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка»
консультация

Самохина Наталья  Григорьевна

Всем нам известно, что именно в детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolev_igra_i_rech_konsultatsiya.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка»

Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.

Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей в наиболее благоприятный сенситивный период развития.

Речевое воспитание детей направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.

Активно развивается речь ребенка в игре. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию речевых навыков и умений. Дети в игре разговаривают с игрушками, подражают голосам зверей, героям произведений, гудению самолета, поезда и т.д. Все это позволяет развивать речевую активность: овладеть навыками монологической и диалогической речи, развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи.

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом, обучением и воспитанием. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

Всем нам известно, что именно в детском саду широко используется основной вид деятельности ребёнка – игра, поскольку является наиболее эффективным средством помощи для детей. Именно в игре лучше всего осуществляется воздействие на речь и личность ребёнка.

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребёнка, при этом можно наблюдать, что один и тот же ребёнок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношений с товарищами.

Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. А основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

Так же в игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т.д.)

В игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается.

Виды сюжетно-ролевых игр:

  1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

  1. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль), милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

  1. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

  1.  Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

  1. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.

.

Рекомендации по подготовке сюжетно-ролевых игр и усложнению их сюжетов.

  • Использование сюрпризных моментов (получение письма, посылки, телеграммы, приезд и встреча гостя и т.п.) с целью поддержания интереса детей к игре. Отправление письма, посылки с сообщением, с просьбой.
  • Чтение книг по теме игры, обсуждение сюжета, поступков героев.
  • Проведение экскурсии по теме игры.
  • Наблюдение за трудом взрослых в ближайшем окружении ребёнка (врача, медсестры, повара, швеи и т.д.).
  • Проведение бесед о различных профессиях, сопровождаемых рассматриванием картинок соответствующих иллюстраций.
  • Введение в уже знакомую игру новой роли, уточнение обязанностей.
  • Оказание детям помощи в организации игровой обстановки.
  • Совместная с детьми игра.
  •  Внесение новых атрибутов, уточнение их значения, вариантов применения.
  • Постановка проблемных игровых задач.
  • Посещение другой группы, просмотр аналогичной игры, её обсуждение. Рассказ воспитателя об играх другой группы.
  • Поручение детям поговорить с родителями по теме игры (чем интересна та или иная профессия) после чего дети делятся друг с другом тем, что узнали.
  • Поручение родителям посетить с детьми театр, зоопарк, магазины и т.д.; обменяться впечатлениями.
  • Составление детьми рассказов на темы «Как мы играли», «Как можно играть ещё интереснее», «Как мы помогали друг другу» и др.
  • Составление рассказов по сюжетно-образным игрушкам.
  • Составление с детьми альбома по тематике игры.
  • Обсуждение с детьми плана сюжетно-ролевой игры.
  • Обсуждение хода и результатов игры (цель: помочь детям осознать свои действия и поступки в сюжетно-ролевой игре).  
  • Привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов игры.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Источники:

•Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности»

•А. «Г.Арушанова Формирование грамматического строя речи»

•Е.А. Алябьева «Игры-путешествия на участке детского сада"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Консультация для воспитателей "Влияние сюжетно-ролевых игр на социально-личностное развитие детей"

Сюжетно-ролевая игра – это ориентировочная деятельность; действия в ней связаны с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие....

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»

Консультация для педагогов «Роль игрушки в детской игре»          Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру ,а игра, разв...

Родительское собрание. Мастер-класс для родителей: «Играем, развивая» - роль игры в речевом развитии ребенка»

Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с задачами речевого развития детей старшего дошкольного в...

Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития дошкольников

Эффективность сюжетно-ролевых игр как средства развития речи детей старшего дошкольного возраста...

Роль сюжетно-ролевой игры в речевом развитии ребенка

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника. Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в ...

Консультация для педагогов: Роль знаний об окружающей действительности в умственном развитии дошкольников

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возрастаУмственное развитие ребенка-дошкольника не сводится к развитию познавательных процессов – восприятия, представл...