методическая статья
методическая разработка

эстетическое воспитангие  как одно из направлений   развития ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Роль занятий по изобразительной деятельности  в системе эстетического  воспитания   старших дошкольников

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируется художественные чувства и вкус, любовь к искусству , умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» ( В.Н.Шацкая)

   В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету.

 Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности

Для реализации задач эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста необходимы следующие условия:

-Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);

-Насыщенность быта произведениями искусства;

-Самостоятельная активная деятельность детей;

-Осуществления индивидуального подхода к ребенку

Определение детского творчества одной из первых дала Е. А. Флерина: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому ».
Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего.  

Известный советский психолог Б. М. Теплов отмечает особый характер восприятий, связанных с последующим изображением: «В изобразительном искусстве задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить увиденное,  ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

Основу изобразительных средств, при создании образов составляет рисунок, линия, цвет. Использовать цвет в  многообразном плане ребенок дошкольного возраста, конечно, не может и поначалу воспринимает его как самостоятельную ценность, вне связи с реальной окраской предмета. Ребенок наслаждается каким-либо цветом карандаша, краски, закрашивая ими все подряд. Но еще в младшем возрасте он уже может связывать цвет с образом предмета — иногда цвет вызывает по ассоциации в его воображении какой-либо образ: красный — флаг, ягоды; зеленый — трава, ёлочка; жёлтый —солнышко.
С развитием восприятий и эстетических чувств  дети начинают использовать цвет для передачи настроения образа. То, что нравится, окрашивают в яркие тона, любимые, а страшные образы, то что считают некрасивым дети рисуют тёмными цветами. Такое  положение об использовании цвета ,  как инструмента для выражения эмоционального отношения ребенка к изображаемому,  выдвинутое еще Е. А. Флериной, подтверждается исследованиями последнего времени Л. В. Кампанцевой, В. В. С. Мухиной и другими

Специфика занятий рисованием, лепкой, аппликацией дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительное искусство показывает  ребенку  мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение. Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Впечатления, получаемые детьми из окружающей жизни, являются основным содержанием этой деятельности. В процессе изображения у ребенка закрепляется определенное отношение к изображаемому, уточняются и приобретаются знания об окружающем мире. Во время занятий дети приобретают навыки и умения в работе с различными материалами, у них воспитывается способность творчески использовать эти умения в процессе изображения предметов и явлений действительности.

Литература

1.Волынкина В. И. Художественно- эстетическое воспитание и развитие дошкольников/В. И. Волынкин. - Ростов н/Д., 2007.- с. 14-44.

2.Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста-М, Сфера, 2005.

3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., Карапуз- Дидактика, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Путешествие по сказкам А.С. Пушкина" методическая статья

Использование данного проекта позволяет закрепить знания детей о сказках А.С. Пушкина, воспитывать интерес к творчеству поэта; создавать эмоционально-благоприятную обстановку во время совместной деяте...

Методическая статья комплексно-тематического планирования по развитию художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет

Методическая статья  создана в помощь воспитателям ДОУ для развития художественно-творческих способностей детей через знакомство со сказкой детей 5-6 лет....

Методическая статья "Приобщение к книге как средство формирования культуры речи современного дошкольника и его подготовки к новому социальному статусу (ученика)"

Данная методическая статья посвящена актуальной на сегодняшней день проблеме снижения читательской культуры дошкольников вследствие информатизации общества.В статье представлена система работы с дошко...

Информационно-методическая статья для педагогов дошкольного образования "Гиперактивные дети в детском саду"

Статья содержит подробное описание проблемы, мнения специалистов по данному вопросу, практические примеры решения проблемы гиперактивности...

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...