Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)
методическая разработка

Остафийчук Екатерина Ивановна

Практикум «Поддержка детской инициативы при планировании образовательной деятельности» (Технология «План - дело - анализ» Л. В. Михайловой - Свирской)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Поддержка детской инициативы при планировании

образовательной деятельности» (слайд 1)

         Уважаемые коллеги! Основой современного дошкольного образования, заданной образовательным стандартом дошкольного образования, является развитие детской инициативы и самостоятельности, поддержка разнообразия детства (слайд 2).

         Ребёнок не может рассматриваться нами как некоторый объект, подвергающийся нашему воздействию внушений и обучению ради достижения поставленных нами целей и планов. Установка на активность ребёнка и способность к самообучению (чему он научился сам, научился у нас и вместе с нами) сделали важными положения образовательного стандарта о поддержке детской инициативы, в том числе и как нового способа планирования от детей или следуя за детьми.

         Раньше в режиме дня у детей практически отсутствовало свободное время, в которое они могли самостоятельно выбирать себе занятия. Они не могли участвовать в планировании своего дня, определении будущих значимых событий. Педагоги же, в большинстве случаев, предпочитали дисциплину и порядок - разнообразию и вариативности, работу по собственному плану - проявлению детской инициативы, организованные занятия - свободной игре и выбору детей.

         Проявление активности ребёнка, детская инициатива – свидетельство того, что у ребёнка есть собственный внутренний план действий. Как часто мы торопимся подменять его своим планом, планом взрослого, который гасит детскую активность и любознательность. А ведь это один из важнейших целевых ориентиров в развитии дошкольников.

         Апробация новых педагогических технологий индивидуализации обучения и развития  позволила  констатировать, что наиболее эффективным средством проектирования и  организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является  технология «План-дело-анализ» Л.В. Михайловой-Свирской (слайд 3).

Педагогическая технология «План дело анализ» или «Планируем с детьми вместе».

В раннем возрасте дети действуют методом проб и ошибок. Внутренний план действий еще отсутствует.

Постепенно накапливается опыт, действия становятся абстрактными, появляются предпосылки планирования, дети привлекаются к планированию индивидуальной и совместной деятельности.

Проявление активности у ребенка – свидетельство того, что у него есть свой внутренний план действий. Способность к планированию своих действий, достижению цели, лежат в основе познания окружающего, являются основой будущей учебной деятельности. Это есть один из целевых ориентиров.

Как создать условия для приобретения этих способностей?

Совместное планирование основывается на профессиональных умениях воспитателя: умения вести диалог, следовать за инициативой детей, учитывать их интересы, индивидуализировать работу.

Данная технология основана на свободной деятельности детей. Взрослый основывает свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира, собственные планы занятий.

Компоненты дневного цикла «План – дело – анализ».

Данная педагогическая технология обеспечивает детям:

-  детскую позицию равноправных субъектов деятельности;

- влияние на выбор темы, форм работы, последовательности и продолжительности самостоятельно выбранной деятельности;

- роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых;

- реализацию своих интересов в разных видах деятельности.

         Первый компонент технологии «План-дело-анализ» - утренний групповой сбор или Детский совет. Во время Детского совета происходит выбор темы проекта (слайд 4).

Выбору темы проекта способствует все, что происходит в детском саду, за его пределами, путешествие с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника… Интересы детей весьма разнообразны.

Тема вызывает интерес.

Тема полезна, дает детям знания, необходимые в данном возрасте.

Тема предлагается для установления логических связей на уровне понятий, знаний, навыков.

Тема предлагается для исследования: наблюдения, поиска информации, деятельности, содействует в активном участии детей в формировании новых знаний.

Способы выбора предстоящей темы: голосование, мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока ещё не оформленных детских идей, скомпонованная в определённом месте наглядная информация («точка удивления», тематическая выставка), чтение, экскурсии, использование специальной методики – модели трёх вопросов (слайд 5). Накануне выбора новой темы воспитатель инициирует разговор с целью выяснить, что дети знают по предполагаемой теме и что хотят узнать, и что нужно сделать, чтобы узнать.

         Задача взрослого не в том, чтобы помочь выбрать, а в том, чтобы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Нахождение баланса тем, запланированных взрослым и детьми – это принципиально новый подход к тематическому планированию.

        Во время утреннего круга проходит совместное планирование видов деятельности (места работы, материала, партнёрства и пр.) в центрах активности (здесь целесообразно использовать экран «Наши интересы» или «Я выбираю»).

В ходе активного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Идеи и предложения записываются на большом листе бумаги, вывешиваются на самом видном месте и сохраняются как общее достояние группы (слайд 6).

Правила ведения записей:

  • записи выполняются печатными буквами;
  • обязательно фиксируется имя автора;
  • предложения детей не подвергаются литературной обработке, что позволяет сохранить логику мышления и стиль речи автора;
  • идеи детей и идеи взрослых записываются фломастерами разных цветов;
  • по договорённости устанавливаются особые пометки о выполненных пунктах плана.

         Совместное планирование имеет большую ценность (слайд 7).

  1. Оно представляет собой самостоятельно, осознанно выбранные детьми дела и действия, т. е. взрослым не нужно придумывать мотивацию для того, чтобы организовать их деятельность.
  2. Дети знают, чем они могут заняться сами и что предстоит сделать другим, это придаёт предстоящему дню (и проекту в целом) определённость и продуманность.
  3. Происходит накопление содержания, подтверждающего индивидуализацию образовательной работы с детьми и примеры индивидуальной работы.
  4. Всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что из намеченного выполнено и что осталось нереализованным.
  5. Дети понимают, что взрослые записывают их идеи и высказывания, придавая им значение. Это воспитывает у детей чувство собственного достоинства.
  6. Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, а затем и писать.

После доработки взрослыми план будет иметь следующий вид (слайд 8).

         Второй компонент – индивидуальная или совместная деятельность в центрах активности. (слайд 9) Во время работы над проектом, педагогам большое внимание следует уделить подготовке материалов, оборудования, литературы, развивающих заданий, различных карточек в центрах активности в соответствии с выбранной темой проекта. От этого напрямую зависит интерес детей к выбору центра активности и вида деятельности.

         Подгрупповые коррекционные занятия, плановые образовательные и оздоровительные процедуры, физкультурные, музыкальные занятия могут быть обозначены как равнозначные центры активности. Но работа в них осуществляется под руководством педагога. Важно донести детям смысл, о формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимым усилиям.

Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка, может быть вызвано только поставленными педагогическими целями: (слайд 10)

- научить чему-нибудь;

- конфликтами, нерешаемыми детьми;

- ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности «План-дело-анализ» - это итоговый сбор (слайд 11).  Он проводится ежедневно, после того как дети выполнят задуманное, реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, математики, науки, воды и песка, строительства, мастерской и др.)

Задачи итогового сбора: (слайд 12)

- предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы в центрах активности;

- организовать процесс рефлексии, обсудить насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогло, а что мешало в достижении цели;

- наметить последовательные шаги командной работы, индивидуальных занятий.

Важная задача итогового сбора – пробудить энтузиазм детей, вселить уверенность в своих силах, уверенность, что они будут успешны.

Продолжительность работы по теме (в отличие от учебных занятий) – работа может длиться столько дней, времени:

- сколько у взрослых будет сохраняться творческая готовность поддерживать ее новыми идеями, ресурсами;

- сколько у детей будет интерес к выбранной теме, содержанию, деятельности.

Продолжительность работы по теме проекта позволяет детям пробовать свои силы в разных видах деятельности в то время, когда у них возникает в этом потребность.

         Технология «План-дело-анализ» позволяет проводить совместное с детьми планирование дня, недели, но на основе выбора ребенком тем, дел, занятий и других форм работы.

         Как учитывать инициативы детей при составлении календарно-тематического планирования?

         Как сказал Лихтенберг Георг Кристоф: «Будущее должно быть заложено в настоящем. Это называется планом. Без него ничего в мире не может быть хорошим» (слайд 13).

         План – это основной документ для работы воспитателя (слайд 14). В дошкольном учреждении существует два вида планирования. Перспективное планирование образовательной деятельности на учебный год и календарно – тематическое планирование образовательной деятельности. Педагоги нашего ДОУ пришли к мнению, что старые подходы в написании календарных планов не соответствуют образовательным стандартам дошкольного образования. В них не учитывались инициативы детей и родителей, ориентируясь на которые необходимо строить образовательную деятельность с детьми. Соответственно встал вопрос о разработке новой формы планирования. На педагогических часах эта тема активно обсуждалась, педагоги ДОУ апробировали и предлагали разные варианты. Предлагаем рассмотреть и обсудить форму планирования, которое сейчас используют педагоги в  ДОУ «Белоснежка» (слайд 15).

         Педагогам семинара было предложено поделиться, каким планированием пользуются они. Участникам семинара для ознакомления был предложен образец календарно-тематического планирования на неделю (Приложение 1). Были отмечены отличия его от традиционного планирования. 

         Рекомендации в ходе обсуждения. Педагог моделирует РППС в группе, чтобы дети вовлеклись в деятельность, захотели ее продолжить. Необходимо наличие картотек. Нужно отдельно составить циклограмму, в которой прописать задачи по трудовой деятельности, по самообслуживанию на неделю. 

         Участникам семинара было предложено планирование на неделю на тему «Зимняя сказка» (Приложение 2), где было прописано содержание образовательной деятельности (инициатива педагогов): непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимные моменты. Задачей для педагогов – участников круглого стола стало: в каждом центре активности разработать развивающую предметно-пространственную среду; инициативы детей, инициативы родителей.

         По итогам практикума был сделан вывод, о том, что без нового планирования, который соответствует требованиям ФГОС, не может улучшаться качество образования детей дошкольного возраста. Технология «План – дело – анализ» Л.В. Михайловой-Свирской является наиболее эффективным средством проектирования и  организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, следовательно, является прорывной точкой в повышении качества дошкольного образования.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование организации жизнедеятельности детей по технологии «План-дело-анализ» в подготовительной группе по теме «Профессии».

В данном материале предложено планирование организации  жизнедеятельности детей  по технологии «План-дело-анализ»  в подготовительной группе по теме «Профессии»....

Образовательная деятельность с применением технологии "План-дело-анализ" (смотреть в разделе ВИДЕО)

Цель: Углубить и уточнить представления о Родине.Задачи:Образовательные: продолжать закреплять знания детей о России, познакомить с российской символикой, с традициями  и культурой наро...

Авторская методическая разработка Создание модели воспитательно - образовательной деятельности детей дошкольного возраста в центрах активности на основе самоопределения организации жизнедеятельности по технологии "План - дело - анализ"

Актуальность использования в образовательной деятельности технологии поддержки детской инициативы и самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста обусловлена введением ФГОС ДО в дошкольные о...

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...

Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себ...