Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ
статья

В статье рассматриваются некоторые аспекты организации работы семьи и ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ.

Издавна ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. И в общественном, и в семейном воспитании есть свои преимущества и недостатки.

Воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны его членов, опеку, заботу, ребенок, не вступая в общение(контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды. Важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников, поэтому необходимо взаимодополняющее, взаимообогащающее сотрудничество детского сада и семьи.        

Сотрудничество - это совместная деятельность, в которой никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.                        

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии работы двух структур надо учитывать дифференцированный подход к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Основные задачи работы с родителями:

-установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-объединить усилия для развития и воспитания детей;

-создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

Взаимоотношения с родителями целесообразно выстраивать поэтапно:

“Давайте познакомимся! ”. На первом этапе родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные методы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары.

Третий этап называется “Давайте узнавать вместе”. На этом этапе можно говорить о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные экскурсии, посещение выставок, музеев) поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.                                                                                                                              

Для успешного сотрудничества с родителями необходимо придерживаться принципов взаимодействия:

1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход - необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно.

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.                                

5. Динамичность.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.

Нетрадиционными методами и формами педагогического просвещения родителей являются семейные клубы, родительская почта, телефон доверия и др.

Семейные клубы, в отличии от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, строят отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В семейных клубах людей объединяют общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы-динамичные структуры, которые могут объединяться в одну большую или дробиться на более мелкие,-все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Работа клуба может быть построена, например, под  девизом «Моя семья- моя радость». Первое заседание клуба, как правило,- знакомство с семьями детей.  Каждая семья может подготовить презентацию на тему: «Вот мы какие!», где в шутливой или серьезной форме, в стихах или прозе представит увлечения семьи.

Значительным  дополнением  работы семейных  клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за

своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

К пополнению библиотечки можно привлечь и родителей, например, оформив рубрику «Знаете ли вы ,что…», которая будет содержать короткие сообщения о новинках в области педагогики, медицины. Информацию смогут размещать сами родители, показывая не только свою компетентность, но и заинтересованность в ознакомлении с важной информацией других

родителей и педагогов.

Разнообразие форм и методов работы с родителями зависит от неформального отношения педагога к работе, его творческого мышления.  Это могут быть : «Вечера вопросов и ответов»,  « Круглый стол», кружок «Очумелые ручки», создание проектов, выполнение «Коллажа интересов» и т.д.

Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями  неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем, и в то же время не навредит, т.к. будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою, очередь, заручены пониманием со стороны родителей при решении большинства проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учёт индивидуальности ребёнка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника, и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это предоставление родителям возможности самим выбирать то направление в развитии  и воспитании ребёнка, которое они считают нужным.

В-четвёртых, это укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времён.

В-пятых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребёнка в ДОУ и в семье.

Список литературы:

Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьёй // Детство-пресс, СПб 2013г.

Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентностный подход в работе ДОУ с родителями // Детство-пресс, СПб 2013г.

Богомолова, З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 2

Хабибуллина Р. Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельностости ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ.

Без родительского участия процесс воспитания невозможен....

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, подд...

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУВ нашем двадцать первом веке – веке скорости, автоматизма, интернета каждый взрослый человек должен работать, чтобы обеспечить семью, детей....

современные подходы к организации взаимодействия семьи и ДОУ

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ход...

«Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»

laquo;Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного учреждения»...