Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации.
методическая разработка (старшая группа)

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации: требования ФГОС.

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Этот период является сенситивным для формирования основных качеств личности. Одно из направлений гармоничного развития личности является гигиеническая культура. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано.В связи с этим для успешного формирования у детей гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. В процессе повседневной работы необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для детей естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kgn_metod_proektov_.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

метод проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста (из личного опыта).

Дошкольное детство – возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Этот период является сенситивным для формирования основных качеств личности. Одно из направлений гармоничного развития личности является гигиеническая культура. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано.

         Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются игровые приемы. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро подметил В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. 

К числу основных условий успешного формирования культурно –гигиенических навыков относятся:

 рационально организованная обстановка,

 четкий режим дня,

 руководство взрослых.

Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно – гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности.

Методы и приемы формирование у детей дошкольного возраста культурно – гигиенических навыков:

 непосредственно образовательная деятельность;

 личный пример взрослых;

 показ;

 объяснение;

 пояснение;

 поощрение;

 беседы;

 упражнения в действиях;

 дидактические игры;

 художественного слова - потешки, стихотворения, пословицы, поговорки;

 игровые приемы;

 викторины, развлечения;

 прием повторения действий;

 контроль;

 оценка.

У детей дошкольного возраста преобладает конкретное, наглядно-образное мышление. В связи с этим для успешного формирования у них гигиенических навыков необходимо прибегать к показу и объяснению. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. Гигиенические знания целесообразны на занятиях по физической культуре, ознакомлению с окружающим, с природой. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности, реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению и воспитанию.

Для формирования культурно-гигиенических навыков, привычек и систематизации представлений ребенка о здоровье и здоровом образе жизни был разработан  игровой творческий проект «Чистота залог здоровья».

Гипотеза проекта:  Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка –это первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни. 

Тип проекта: игровой-творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный, 1месяц.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: особенности формирования культурно -гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, родители, медицинская сестра.

Задачи проекта:

 Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития культурно-гигиенических навыков в процессе игры у воспитанников старшего дошкольного возраста в условиях модернизации современного образования.

 Составить план реализации проекта в соответствии с ФГОС ДО.

 Подготовить и реализовать проект «Чистота залог здоровья».

            Ожидаемый результат:

Для детей:

 Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;

 Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических

умений.

Для родителей:

 Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;

 Получение консультаций по вопросам формирования культурно-

гигиенических навыков;

 Укрепление связи между семьей и детским садом;

Для воспитателей:

 Повышение знаний по формирования культурно-гигиенических навыков у детей;

 Укрепление связей с родителями и детьми;

Этапы реализации проекта

1 этап подготовительный: определение целей, задач; составление плана работы с детьми в разных видах деятельности, взаимодействие с родителями; разработка содержания проекта.

2 этап выполнение: совместная работа детей, воспитателей, родителей.

3 этап заключительный: подведение итогов работы над проектом; анкетирование родителей; совместный досуг - «Путешествие в страну Чистюли»; презентация проекта.

Подготовительный

 Составить план работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

 Подобрать методическую и художественную литературу, наглядный материал по данной теме (плакаты, иллюстрации)

 Разработать серию конспектов

 Составить картотеку подвижных, дидактических и сюжетно-ролевых игр.

 Оформить наглядные пособия (алгоритм выполнения действий детьми) и альбом потешек, загадок и стихов по теме.

 Подготовить методические рекомендации для родителей по данной теме.

Основной этап

1.Наглядная информация для родителей на тему: «Формируем культурно-

гигиенические навыки»; «Как приучать детей к опрятности и аккуратности»

2. Подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр

по данной теме. Чтение русской народной сказки «Про непослушные ручки и

ножки», «Мойдодыр», К. Чуковского «Федорино горе», показ мультфильма «Мойдодыр», Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

3.Дидактические упражнения: «Мыльные перчатки» «Научим Незнайку умываться»; «Распорядок дня»; «Делаем прическу», игра «Полезно – вредно»

4.Занятия: «Водичка, умой моё личико»; «Чистота», «В гостях у Федоры», «Помощники Мойдодыра», экскурсия в медкабинет.

5. игра-развлечение

6. Рассматривание сюжетных и предметных картин.

7. Проведение физкультминуток.

Заключительный

 Презентация проекта «Чистота залог здоровья»

 Итоговое мероприятие - развлечение «Путешествие в страну Чистюли»

(совместно с родителями)

                                            Заключение

В результате работы над теоретической частью, выяснилось, что формирование культурно - гигиенических навыков - одно из важнейших направлений в работе с детьми. Современные педагогические исследования и опыт работы показал, что главное не упустить благоприятный период, когда навыки и привычки формируются быстро, т.е. сенситивный период. Работа по формированию культурно - гигиенических навыков должна вестись в непосредственном контакте с семьёй.

Изучение первоисточников, позволило углубить знания о значении культурно-гигиенических навыков в воспитании ребёнка дошкольного возраста.

Чаще всего дети учатся культурно-гигиеническим навыкам в процессе игр или же с помощью художественного слова. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, причёски и т. д. продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. А человеческие отношения маленький ребёнок воплощает, прежде всего, в игре.

Культурно-гигиенические навыки - важная составляющая часть культуры

поведения. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в

детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку

огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Мы убедились, что

формируя у детей дошкольного возраста культурно - гигиенические навыки,

мы параллельно влияем на многие психические процессы в развитии ребёнка.

                             Список литературы

1. Афонькина, Ю. А. Урунтаева, Г. А. Как приобщить малыша к

гигиене и

самообслуживанию [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада и родителей /

Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1997. - 125с.

2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга

для воспитателя детского сада/ А. К. Бондаренко.- М.: Просвещение, 1991.-

126 с.

3. Васильева, М.А. Гербова, В.В. Комарова, Т.С. Программа

воспитания и обучения в детском саду [Текст]/ М.А. Васильева, В.В. Гербова,

Т.С. Комарова.; под ред. В.В. Васильевой.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.-

204с.

4. Гурина, И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с

папой слушаем [Текст]/ И. В. Гурина. – Литера, 2007. - 32с.

5. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст] /

В. А.  Зебзеева.  - М. :ТЦ Сфера, 2007. - 80с.

6. Конина, Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у

детей [Текст]: игровой комплект/ Е.Ю. Конина. - Айрис-пресс, 2007. -12с.

7. Смирнова, Т.А. Собираем куклу на прогулку [Текст]/ Т.А.

Смирнова. // Дошкольное образование. — 2008. №10. С. 53-59.

8. Теплюк, С. Об опрятности и аккуратности. [Текст]/ С. Теплюк. //

Дошкольное воспитание. -1988. №9. С. 13-17.

9.Ананьев В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности

дошкольников. – Томск: ТГУ, 2000. – 58с

10.Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное

воспитание.-1989- №11-17-21с

11. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.:

Просвещение, 1987.-95с

12. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная

педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

13. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-

М.:Просвещение, 1991-160с.

14. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и

Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

15. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли

предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№

1-51-52с.

16. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.:

Академия, 2005-467с.

17. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у

детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

13

18. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.

М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-

204с.

19. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей

дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

20. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное

образование. - 2008-№10-53-59с.

21. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное

воспитание.-1988-№9-13-17с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности...

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются принципиально новые требования к организации педагогического процесса ...

Круглый стол "МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ"

это  повышение профессиональной компетентности педагогов, обучение педагогов проектной деятельности, внедрение в педагогический процесс ГБОУ Школа №1161 СП №6 технологии проекта...

статья "Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации"

Тезисы  выступления на ежемесячной конференции в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации (опыт работы со старшими дошкольниками).

Проект дает ребенку возможность найти себя – определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Своим проектом ребенок заявляет о своих интересах, проблемах....

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»

Методические рекомендации для воспитателей ДОО «Организация проектной деятельности в дошкольной образовательной организации»...