Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
консультация

Мелкова Алла Сергеевна
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

 (ГБОУ ШКОЛА №1161)

Консультация:

«Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса»

Старший воспитатель

Мелкова А.С.

Высшая квалификационная категория

Москва 2021

Проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса.

             Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от момента  возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

              Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, который задает многочисленные возможности, их использование в различных сочетаниях, интеграции различных видов деятельности. Проектная деятельность детей развивается поэтапно, при непосредственном участии и поддержке взрослого.

               Проект - работа, которая должна быть выполнена для достижения заранее определенного результата в рамках заданных сроков. В ходе работы над проектом всегда создается продукт деятельности. Проект завершается тогда, когда разрабатываемый продукт начинает использоваться, признается жизнеспособным.  Метод проектов актуален и эффективен, он даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать творческие способности, личностные качества и  коммуникативные навыки.

             Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Джон Дьюи (1859-1952).В основном его работы посвящены проблемам образования в школе, но педагог постоянно указывал на взаимосвязь разных периодов жизни человека, обращая особое внимание на дошкольный возраст. Он говорил о том, что роль детства не ограничивается подготовкой к будущей взрослой жизни. Детство само по себе - полноценный период человеческого бытия. А это означает, что образование должно давать не только знания, которые понадобятся в будущем взрослому, но также знания, умения и навыки, способные уже сегодня помочь ребенку в решении его насущных жизненных проблем. Одной из важных задач образования становится актуальное исследование окружающей жизни, где педагог и дети идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Под проектом Д. Дьюи понимал постепенно усложняющиеся практические задания, планируемые и выполняемые детьми. Так был разработан новый дидактический метод - метод проектов, который  предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

       Развитие метод проектов получил в работах В. Килпатрика, Э. Коллингса, которые предлагали выстраивать обучение на основе обогащения и расширения индивидуального жизненного опыта детей.

В 20-х годах XX в. метод проектов привлёк внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности детей в обучении. Это будет способствовать осуществлению непосредственной связи между приобретением знаний и умений, а так же применением их в решении практических задач. Под руководством С.Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Учащиеся, работая на фабриках, заводах, в школьных мастерских, на учебно-опытных участках, приобретали лишь те знания, которые в той или иной мере были связаны с выполняемой практической работой. Уровень их общеобразовательной подготовки резко снизился, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931г. метод проектов был осужден и запрещен.

            За рубежом судьба  метода проектов сложилась по другому, он активно и успешно развивался в США, Великобритании, Германии, Италии и других странах. Особое внимание уделили этому методу и специалисты дошкольного воспитания. В 1950-е гг., в садах М.Монтессори работа с дошкольниками планируется с учетом индивидуальности каждого ребенка, и учитываются интересы всех детей. Дети составляют планы на день, на неделю, обсуждают их вместе с педагогами и воспитателями, принимают участие в планировании задач на месяц. Дошкольники работают над разными проектами. Обсуждение и последующая реализация проекта повышает самооценку и ответственность детей.

            Работа над проектами развита в детских садах Японии, где большое внимание уделяется именно практическим проектам в работе с детьми. Педагоги и психологи М. Хонзё, Т. Сисидо отмечают: «В проекте нужно использовать как можно больше элементов самостоятельной деятельности. Важно научить детей действовать в соответствии с собственными устремлениями, так как независимые поступки укрепляют веру ребенка в свои силы, помогают ему стать человечным».

           Проект, который исполняют дети, - отмечает Д. Дьюи,- должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Работая над проектом, дошкольники учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, а следовательно, развиваются интеллектуально. Поскольку метод проектов - это система постепенно усложняющихся практических заданий, то происходит непрерывная перестройка опыта ребенка, углубление его знаний и совершенствование умений, развиваются такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, любознательность, опыт взаимодействия.

            Ознакомившись с  методической литературой и историей развития метода проектов можно сделать вывод, что метод, созданный более ста лет назад, не потерял своей актуальности и в настоящее время, активно   применяется не только в зарубежных дошкольных учреждениях, но и плавно внедрился в российское дошкольное образование. Проектирование в конце XX века стало  наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности в ДОО. Актуальность и новизна проектов связана с переходом на личностно–ориентированную модель обучения, основанной на сотрудничестве участников образовательного процесса, направленной на развитие  ребенка,  его интересов и способностей, отношения к ребенку как к полноправному основному участнику проектной деятельности.

              Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его поисковым путем, анализировать  и преобразовывать. В исследованиях Е.С. Полат определяется сущность этого метода как достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде готового продукта. Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственного  поиска, выбора, манипулирования с  действиями и предметами, конструирования, наблюдения, исследования). В основе проектной деятельности лежат развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, пополнять недостающие знания, обретать умения.

          Данный метод имеет множество преимуществ:

- динамично отражает меняющиеся потребности общества и тем самым позволяет дошкольному образованию быть адекватным социальному заказу и насущным потребностям детей;

- даёт чёткий алгоритм действий для формирования внутренней структуры деятельности ребёнка;

- в основе метода проекта лежит интеграция различных образовательных областей  в соответствии с ФГОС ДО, что формирует у детей целостную картину мира;

- ведет к  сотрудничеству педагога и детей.

            Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основой которого является взаимодействие педагога и ребенка дошкольного возраста, по достижению поставленной цели через поэтапную практическую деятельность.

           Выделяют следующие этапы работы над проектами:

  1. Целеполагание – педагог предлагает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
  2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, в каких источниках можно найти информацию, какое оборудование и пособия использовать).
  3. Реализация проекта (практическая часть).
  4. Публичное представление продукта деятельности.
  5. Подведение итога.

             Метод проектов включает в себя несколько этапов, выделенных Н.Ю. Пахомовой:

1. погружение в проект (тема, сроки реализации, актуальность, цель, задачи, методическая база);

2.организация деятельности (этапы: план реализации проекта)

3.осуществление деятельности;

4.презентация результатов.

          Основная цель проектного метода, которую достигает педагог – это развитее творческой личности ребенка. Задачи обучения проектной деятельности для младшего и старшего дошкольного возраста различны. Например, А. И. Ромашкина определяет следующим образом.

 Младший дошкольный возраст:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию;

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности;

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности.

Старший дошкольный возраст:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- умения определять возможные методы расширения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

         Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка дошкольного возраста. Проектная деятельность стимулирует педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения шаблонных и стандартных действий, а требует творческого и личностного роста в плане педагогической деятельности.

         Таким образом, проектная деятельность в дошкольной образовательной  организации  как форма организации педагогического процесса является оптимальной и перспективной в современных условиях развития дошкольного образования. Работа по внедрению метода проектов в образовательный процесс ДОО требует профессиональной компетентности педагога, так как воспитатель - организатор детской продуктивной деятельности,  источник информации, консультант, эксперт, основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ"

Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ.  Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях....

Урок – основная форма организации педагогического процесса по семейной педагогике

До настоящего времени в педагогической науке преобладающим является мнение, согласно которому урок — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма орг...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

«Проектная деятельность в ДОУ, как форма организации образовательного процесса. Детско-родительские проекты и способы их реализации»

Воплощая различные проекты совместно с детьми в детском саду, привлекая родительскую общественность, в совместную деятельность позволяет воспитать ребенка творческой самостоятельной личностью, умеющей...