"Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ"
календарно-тематическое планирование по теме

Жданова Ольга Васильевна

Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ.  Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_publ.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12

 «НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В        СООТВЕТСТВИИ С ФГТ»

                                                                                   Подготовила: Жданова Ольга Васильевна,

                                                                          воспитатель ДОУ детского сада № 12.

 

В настоящее время педагоги ДОУ ищут ответы на многие вопросы. Например, чем же отличается занятия от непосредственно образовательной деятельности? В каких формах организовать образовательную деятельность? и многие другие вопросы. Найти ответы на эти вопросы помогут нормативно-правовые документы нового поколения, в которых указано, что слово «занятие» заменяется словом «непосредственно образовательная деятельность».

  В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности? И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.

     РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ДОУ, ОРГАНИЗОВАННОГО В ВИДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                               Процесс обучения в детском саду

В виде учебной деятельности

Через организацию детских видов деятельности

  1. Ребенок- объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый- главный, он руководит и управляет ребенком.

1.Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее.

  1. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2.Активность ребенка не меньше, чем активность взрослого.

  1. Основная деятельность- учебная. Главный результат учебной деятельности- решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цел знания, умения, навыки детей. Активность детей нужна для достижения этих цели.

3.Основная деятельность- детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность. сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель- подлинная активность (деятельность ) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности.

  1. Основная модель организации образовательного процесса- учебная.

4.Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка.

  1. Основная форма работы с детьми- занятие.

5. Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д.

  1. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

  1. Мотивы обучения на занятии не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходиться украшать занятия наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого- вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний»

7.Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

  1. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8.Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора- участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

  1. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого- двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей.

9.Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Новая модель организации образовательного процесса, согласно п.2.4. ФГТ предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

  Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой  работы  с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и задачи обучения.

  В современном ДОУ образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он должен быть растянут в режиме всего дня. Именно поэтому режим дня является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников.

  В качестве примера я представлю формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.

  ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.

Двигательная

Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуги и развлечения. Ритмика. Аэробика. Детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы и эстафеты. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания .Гимнастика коррегирующая.

Игровая

Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры.

Продуктивная

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Творческие мастерские. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини-музеи.

Чтение художественной литературы

Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Конкурсы чтецов.  Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуги. Посещение библиотеки.

Познавательно-исследовательская

Наблюдения. Экскурсии. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование и исследовательские работы. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музей. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатоков.

Коммуникативная

Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика. Проблемные ситуации.

Трудовая

Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия.

НОД

Интегрированные занятия. Тематические занятия. Экскурсия. Коллективное занятие. Занятие-труд. Занятие-творчество. Занятие-посиделки. Занятие-сказка. Занятие-пресс-конференция журналистов. Занятие-путешествие. Занятие-эксперимент. Занятие-конкурс. Занятие-рисунки-сочинения. Занятие-беседа. Реализация проектной деятельности. Игры-экскурсии. Модульное обучение.

   

 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.

Интегрированные занятия- соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития и направлены на формирование у детей навыков и умений при помощи разнообразных средств выразительности и могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление. В форме интегрированных занятий целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы наиболее важные для двух или нескольких разделов. В процессе таких занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Интегрированные занятия предполагают обязательное развитие творческой активности дошкольников.

К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

- содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;

- предметов образовательного цикла между собой;

- деятельности двух или более педагогов.

Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия отличается от методики проведения обычного занятия.. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы:

- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.

- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используется задания типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др.

- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

  Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

- четкость, компактность, сжатость учебного материала.

- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.

- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.

- большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии.

- систематичность и доступность изложения материала.

- необходимость соблюдения временных рамок занятия.

При организации и проведении занятия возникают определенные сложности:

- сложность отбора учебного материала;

- подробное структурирование занятия;

- проблема личной совместимости педагогов;

- общий подход к оценке знаний и умений детей;

- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

 

 МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной- объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он позволяет «вывести из подполья» предварительную работу педагога. Центральным звеном, вокруг которого группируются знания, является тематика модулей. Модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение- заключительное итоговое занятие.

Модуль коренным образом отличается от цикла занятий:

- цикл организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности.

- в модуле практически все занятия являются комплексными;

- термину «занятие» возвращается его исходный смысл, т.к все дети все время заняты;

- модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);

- в модуле педагогический процесс становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности;

- деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшее будущем.

   Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания. Затем решается вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей- они знают для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность. НАМЕТИВ ТЕМУ И РАЗРАБОТАВ СЮЖЕТ, НЕОБХОДИМО ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИТЬ «ЗАВЯЗКЕ» МОДУЛЯ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ СВЯЗАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ, ТОЙ СИТУАЦИЕЙ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ В ГРУППЕ. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой и любимым делом. Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. На последнем занятии подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала- того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные знания реализуются в неформальной обстановке.

   В модульном обучении реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска.

   Таким образом, перестройка организации образовательного процесса должна проходить в каждом учреждении постепенно и параллельно с обучением всех сотрудников коллектива путем использования разных форм методического сопровождения. Необходимы методические объединения, встречи по знакомству с новыми требованиями, обобщению опыта работы в новых направлениях ФГТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.

Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяе...

Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования

Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....

Особенности организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО

В консультации отмечены важные моменты организации пед. процесса в соответствии с требованиями с ФГОС ДО...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...

« Планирование и организация педагогического процесса в соответствии ФГОС и возрастными особенностями детей»

Тема: «Исследовательская деятельность  детей в ДОУ» Продолжительность: Долгосрочный (2016-2019гг.)Актуальность:ФГОС к основным принципам дошкольного образования относит: формиров...