Паспорт инновационного проекта "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
проект

Киселева Елена Николаевна

Проект  "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников" направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА/ПРОГРАММЫ

Тема проекта/программы:

«Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников».

  1. Актуальность проекта/программы

Произведения искусства входят в жизнь современных детей с раннего детства. Приобщение к искусству способствует накоплению социокультурного опыта дошкольников. Расширяется кругозор, формируется стремление к творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение к культуре.

Согласно федеральному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из компонентов образовательной области художественно-эстетическое развитие является «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства», в том числе изобразительного, «формирование элементарных представлений о видах искусства», самостоятельную творческую деятельность детей.

21 февраля 2024 года президент РФ В.В.Путин выступил с Посланием к Федеральному Собранию, в ходе которого уделил внимание вопросам культуры и образования, сказав, что они очень важны для укрепления нашей национальной идентичности, отметил, что «государство будет поддерживать все формы искусства».

     Выдающиеся подлинные шедевры изобразительного искусства хранятся в музеях, которые недоступны нашим детям и взрослым из-за территориальной отдаленности, поэтому у нас возникла идея организации картинной галереи в детском саду, которая сделает творения великих художников доступными и приобщит всех участников образовательного процесса, детей и взрослых, к миру живописи, повысит их общекультурный уровень.

  1. Основная идея проекта/программы, в том числе обоснование возможности реализации проекта/программы в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании 

В соответствии со «Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года», в которой обозначены основные направления: содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры, необходимо использовать новые формы организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному и мировому художественному наследию; проектированию занятий, направленных на воспитание и развитие творческих способностей детей с учетом возрастных, индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка.

Проект «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников» направлен на интеграцию репродукций произведений отечественных живописцев в развивающую предметно-пространственную среду образовательной организации с целью амплификации (обогащения) развития детей дошкольного возраста.

  1. Сфера проектирования: образовательное пространство дошкольников в детском саду.
  2. Аудитория проекта/программы

Педагоги ДОО, воспитанники, родители воспитанников.

Социальное партнерство: МБУ ДО «Детская школа искусств № 2 «Гармония», выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, филиал МБУ культуры «Центральная библиотечная система г.о.Чапаевск библиотека «Эврика».

  1. Цели, задачи и предмет проекта/программы

Цель: организация работы картинной галереи в ДОО для художественно-эстетического развития дошкольников.

Задачи:

-Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования, в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству;
- Проанализировать развивающую предметно-пространственную среду ДОО по ознакомлению детей с живописью;
-Разработать методические рекомендации по организации картинной галереи в детском саду;

-спроектировать и апробировать систему организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью в пространстве картинной галереи;

 -использовать эффективные формы взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей).
-Разработать дидактические и методические пособия, сценарии образовательных мероприятий с детьми и родителями  по приобщению детей к искусству.
- транслировать инновационные практики по ознакомлению детей с живописью и приобщению к искусству в педагогическом сообществе.

  1. Формы реализации

Организационно-коммуникативная: создание творческой группы, по
разработке организации педагогической работы по ознакомлению дошкольников с живописью. Повышение квалификации педагогов по данному направлению.
Просветительская: популяризация экспонатов картинной галереи среди участников образовательного процесса. Демонстрация и продвижение опыта педагогической работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с живописью в условиях организованного пространства картинной галереи.
Проведение мастер-классов, отрытых показов образовательной деятельности с детьми.
Оценочно-диагностическая: оценка результативности проекта.

Продуктивная: интеллект-карты, дидактические пособия, развивающие игры по знакомству с репродукциями картин, художниками, электронные образовательные ресурсы, мини-проекты, конспекты занятий, экскурсий, сценарии мероприятий с детьми и родителями.

  1. Участники проекта/программы

Руководитель проекта/программы: методист Тучина Антонина Александровна

Координатор проекта/программы: старший воспитатель Киселева Елена Николаевна

Исполнители проекта/программы: творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка»

Консультанты проекта/программы: ГАУ ДПО СО ИРО.

  1. Содержание проекта/программы, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечение достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта/программы

Этапы

Направления

деятельности

Содержание и методы

деятельности

База

реализации и необходимые условия организации работ

Исполнители

Прогнозируемые результаты и формы

их представления

Сроки

1. Подготовительный

Подготовка нормативно-правовой документации

Создание и актуализация локальных актов

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Размещение на сайте СП приказа об организации инновационной деятельности в СП. Должностная инструкция ответственного координатора. Распределение творческих заданий между членами творческой группы.

Сентябрь 2024

Анализ условий в ДОО

Мониторинг РППС по знакомству детей с изобразительным искусством.  

Заседание творческой группы «Результаты мониторинга РППС»

Проанализировать федеральную образовательную программу дошкольного образования в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Творческая группа педагогов

Аналитическая справка по результатам мониторинга РППС.

Аналитическая справка по результатам анализа с определением уровня готовности ДОО к реализации ФОП ДО в части ознакомления детей с живописью и приобщению к искусству.

Сентябрь 2024

Сентябрь 2024

Подготовка кадров

-Прохождение курсовой подготовки педагогами;

обучение на семинарах, мастер-классах, совещаниях.

Изучение методических пособий:

-М.В.Богомолова, Е.Ю.Соловей, Р.М.Чумичева «Мир шедевров Картинная галерея в детском саду» ООО «Инженерная сила», 2023г.;

-Р.М.Чумичева «Ребенок в мире культуры: ценности, содержание, технологии. ООО «Инженерная сила», 2022г.;

-Р.М.Чумичева «Дошкольникам о живописи». ООО «Инженерная сила», 2022г.

АНО ДПО «Институт образовательных технологий»,

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Творческая группа педагогов СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

повышение профессионального мастерства педагогов в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;

Анкетирование педагогов по результатам изученного материала. Составление плана консультаций по запросам педагогов.

Октябрь –

ноябрь 2024

В течение подготовительного этапа

Социальное партнерство

заключение договоров с социальными партнерами.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

Директор ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск

Заключенные договора о социальном партнерстве

Сентябрь-октябрь 2024

Разработка методических рекомендаций по организации картинной галереи в детском саду

-Современные подходы к организации экспозиционных выставок;

-традиционные и современные формы знакомства дошкольников с изобразительным искусством;

-определить место и способы хранения репродукций

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Методические рекомендации для педагогов ДОО по организации пространства картинной галереи в детском саду

Октябрь 2024

Проектирование галереи.

-Ознакомиться с литературными источниками;

-посетить виртуальные выставки;

-сформировать состав экспонатов. Составить картотеку;

-приготовить этикетки и текстовые материалы;

-подготовить экскурсоводов.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Оформление галереи.

Сценарий открытия картинной галереи.

Ноябрь-декабрь 2024г.

2.Основной этап

Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника.

-составление комплексно-тематического плана посещения картинной галереи;

-организация экскурсий, лекций;

-культурно-просветительские и культурно-зрелищные тематические мероприятия

-культурно-образовательные проекты;

-совместные мероприятия с социальными партнерами

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Составлен комплексно-тематический план. Выбраны формы работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников. Организована систематическая педагогическая работа в образовательном пространстве картинной галереи.

Декабрь 2024-март 2026гг.

Аналитическая деятельность

-разработка карт педагогической диагностики художественно-эстетического развития детей в части знакомства детей с произведениями изобразительного искусства;

-проведение промежуточной педагогической диагностики

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Творческая группа педагогов

Готовые карты педагогической диагностики.

Аналитическая справка по результатам промежуточной педагогической диагностики.

Размещение информации на сайте.

Разработка дидактических и методических пособий

Создание методического материала
для педагогов:
-серия конспектов по знакомству с экспонатами картинной галереи;

-дидактический материал для детей (дидактические, развивающие игры, интерактивные пособия, электронные образовательные ресурсы).

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Банк методических и дидактических материалов и пособий. Размещение его на сайте ДОО

Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе.

-Участие в конкурсном движении;

-представление опыта на методических объединениях, семинарах, мастер-классах, форумах и др.;

-подготовка и публикация методических материалов

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Педагоги ДОО

Воспитанники

Родители воспитанников

Грамоты, дипломы, сертификаты участия, сборники методических материалов

Заключительный этап

Аналитическая деятельность

-анализ и обобщение результатов проекта «Картинная галерея как новая форма организации образовательного пространства в художественно-эстетическом развитии дошкольников»;

-анализ достижений воспитанников;

-анализ профессиональных компетентностей педагогов в художественно-эстетическом развитии дошкольников;

-определение затруднений при
реализации проекта, пути их
преодоления;
-оценка методических и
дидактических материалов
-мониторинг результатов проекта.

ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск СП «детский сад «Березка»

Руководитель и координатор проекта

Размещение на сайте аналитических справок по подведению итогов проекта в запланированный период.

Апрель-май 2026г.

  1. Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достоверности результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов)

 Демонстрация опыта работы на окружных, региональных
и всероссийских мероприятиях, поддерживаемых Министерством
образования и науки Самарской области. Ход реализации проекта опыта
будет освещаться на официальном сайте СП детский сад «Березка», в
социальных сетях.

Проведение мероприятий с детско-родительской аудиторией.
Презентация результатов. Предоставление ежегодных отчетов. Публикации. Обратная связь от участников планируемых мероприятий.

  1. Предполагаемые изменения в системе образования Самарской области (в том числе перечень планируемых к разработке нормативных правовых актов и/или учебно-методических разработок), включая предложения по распространению и внедрению результатов проекта/программы и по внесению изменений в законодательство Российской Федерации об образовании

Обогащение образовательной, развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетического развития и воспитания дошкольников.

Повышение качества дошкольного образования в Самарской области. Повышение культурного уровня детей и взрослых (педагогов и родителей воспитанников).

Эмоционально-эстетическое и культурно-творческое развитие дошкольников как предпосылок успешного перехода от одного уровня образования к другому и развития талантов, способностей воспитанников в различных учреждениях культуры.

  1.  Предполагаемая продолжительность проекта/программы и его/её основных этапов

Реализация проекта рассчитана на три года с сентября 2024г. по май 2026г.
I этап – подготовительный (с сентября по декабрь 2024г).
Создание нормативно-правовой базы.

Анализ условий в ДОО.

Подготовка кадров.

Заключение договоров с социальными партнерами.

Разработка методических рекомендаций по проектированию картинной галереи.
II этап – основной (с декабря 2024г. по апрель 2026г.)

Организация взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений по знакомству с произведениями изобразительного искусства. Подбор педагогических технологий развития художественно-эстетической культуры ребенка-дошкольника.

Разработка дидактических и методических пособий.

Распространение накопленного опыта в педагогическом сообществе.

 III этап – заключительный (апрель-май 2026г.)

Аналитическая деятельность
Мониторинг результатов проекта
12. Оценка продуктов и результатов проекта/программы (продукты и результаты должны быть описаны конкретно, с указанием специфики заявленной темы проекта)

В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск организована                картинная галерея для художественно-эстетического развития дошкольников.

Оценка дидактических и методических материалов по знакомству с произведениями изобразительного искусства в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования с привлечением экспертов и педагогов дошкольного образования.

  1. Необходимая ресурсная база для реализации проекта/программы (материальные и финансовые ресурсы, квалификация сотрудников, перечень имеющихся в наличии учебно-методических разработок, обеспечивающих проект/программу, и планируемых к разработке)

Для реализации проекта необходимы ресурсы:
кадровые ресурсы,
информационно-методические,
материально-технические.
Кадровые ресурсы достаточны для реализации проекта. Состав
педагогического коллектива – 25 человек. Из них:

Методист – 1 чел.

Старший воспитатель – 1 чел.

Специалисты: педагог-психолог, учителя-логопеды, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели, педагог дополнительного образования.

Из 25 педагогов 56 % имеют высшее образование, 44% - среднее специальное образование.
Педагоги по уровню квалификации распределены следующим образом: 56%
имеют высшую категорию, 24% имеют первую категорию, 16% соответствуют занимаемой должности  4% не имеют категорию.

Все педагоги проходят повышение квалификации в соответствии графиком.

В СП «детский сад «Березка» ГБОУ СОШ № 10 г.о.Чапаевск открыт мини-музей картин «Русские шедевры» (дата открытия музея 24.11.2022г.), зарегистрированный в Региональном Центре детско-юношеского туризма и краеведения (свидетельство № 22799, протокол №7 от 01.02.2023г.)

          Организованы экспозиции: Репродукции картин русских художников разных жанров, изображения предметов народно-прикладного искусства;

          Репродукции картин русских художников «Времена года»;

          иллюстрации к детским художественным произведениям.

          Разработан календарно-тематический план экскурсионно-массовой работы.

 В соответствии с планом проведены экскурсии для воспитанников, родителей, педагогов. Совершены экскурсии в выставочный зал «Радуга» г.о.Чапаевск, организованы передвижные выставки детских творческих работ детской школы искусств «Гармония» г.о.Чапаевск.

В январе 2023 года педагоги детского сада делились опытом работы на окружном УМО ДО «Развитие творческих способностей дошкольников в ДОО» по теме: «Педагогическая гостиная «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников».

4 педагога прошли курсовую подготовку в АНО ДПО «Институт образовательных технологий по дополнительной профессиональной программе «Организация Галереи в образовательной организации для решения задач художественно-эстетического и познавательного развития детей на основе интегративного подхода» в объеме 72 часов.

 В январе 2024 года в Российской компании «Инженерная сила» г.Самара нами приобретен комплект «Мир шедевров. Картинная галерея в детском саду» Выпуск № 1 с деревянными мольбертами.

Считаем, что ресурсная база, созданная в СП «детский сад «Березка» ГБОУ    СОШ № 10 г.о.Чапаевск позволяет организовать инновационную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация образовательного процесса по художественно-эстетическому воспитанию в дошкольном учреждении в рамках ФГТ».

Созданная эстетическая среда в детском саду вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниям...

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяе...

"Инновационные формы организации образовательного процесса"

телемост - как средсво культурого общения детей....

Метод проектов как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Одной из таких технологий, позволяющих объединить всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) - педагогов, родителей, детей - является метод проектирования....

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это р...

Особенности организации образовательного процесса по художественно - эстетическому развитию дошкольников»

laquo;Получить в детстве начало - эстетического воспитания – значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному т...

Формы, методы и приемы организации образовательного процесса по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить.Это р...