НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

БУКЕНОВА СВЕТЛАНА СЕРАЛИЕВНА

Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяет не только достаточно полно определить концепт логопедической работы педагогов, но и конкретизировать их деятельность на содержательно-технологическом уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukenova_s.s.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

НОВЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ОРИЕНТИРОВАННОГО НА КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Букенова С.С. – директор ЦРЛ «Рауан»

      Сегодня опора на проведенные в разное время научно-методические исследования и опыт работы с детьми, имеющими разной степени выраженности речевые трудности, в условиях специализированного ДО, позволяет не только достаточно полно определить концепт логопедической работы педагогов, но и конкретизировать их деятельность на содержательно-технологическом уровне.

      Основной целью этого направления должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости – их своевременному преодолению. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач. Первая из них – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации. Вторая задача – профилактическая – в самом общем виде может быть охарактеризована как педагогическая помощь воспитанникам ДО в нормальном речевом развитии. Третья – коррекционная – задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.

      Принципиально важно при решении названных задач их естественное и органичное встраивание в контекст проводимой в ДО учебно-воспитательной работы. В идеале диагностическая, профилактическая и коррекционная составляющие должны интегрировать в себе формы и средства собственно педагогической работы по развитию речи дошкольников и элементы сугубо логопедического воздействия, причем и те и другие не переносятся в чистом виде, а претерпевают качественные изменения, трансформируясь в особую диагностико-профилактическую и коррекционно-речевую направленность деятельности педагога-воспитателя ДО специализированного типа.

     Наряду с речевыми недостатками у детей дошкольного возраста могут отмечаться и недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы. Поэтому в процессе обследования воспитателем должны быть учтены тесные  связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей.

      Диагностическая работа педагога – средство выявления особенностей и трудностей в речевом развитии ребенка, под них в перспективе выстраивается вся система коррекционно-речевой работы. В рамках диагностического блока воспитатель логопедической группы действует по следующему алгоритму:

- изучает уровень и динамику речевого развития своих воспитанников;

- выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии;

- квалифицирует (с помощью специалиста) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;

- конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.

      Очевидно, что такая работа требует владения соответствующими диагностическими знаниями и умениями, а ее эффективность будет обеспечена при соблюдении ряда условий.

     Первое условие – систематичность изучения состояния речи дошкольников. Оптимально, если педагог проводит изучение состояния речи детей дважды в год: осенью, чтобы выявить актуальный уровень речевого развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год, и весной, чтобы подвести ее итоги, тем самым определив и эффективность собственной педагогической работы. В междиагностический период им проводится динамическое наблюдение за характером развития речи воспитанников, а при необходимости вносятся коррективы в программы профилактической и коррекционно-речевой работы с ними.

      Второе условие – четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. При всем разнообразии действующих ныне в ДО образовательных программ имеет право на существование некоторое инвариантное содержание программы изучения педагогом детской речи, основными ориентирами которой являются не столько требования конкретных программ, сколько возрастные нормативы ее развития.

     Третье условие результативного изучения речевого развития дошкольников – разнообразие методов и источников сбора информации. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные данные, педагогу необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться такими проверенными длительной педагогической практикой и взаимодополняющими методами диагностики, как:

- наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

- изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;

- беседы с родителями;

- привлечение к обследованию детей всех специалистов: логопеда, невропатолога, психолога и др.

      Четвертое условие – оптимизация процедуры изучения речи детей и  фиксации его результатов.

     Желательно, чтобы конечная оценка результатов диагностики речевого развития детей была представлена не только в качественных, но и в количественных (возможно, балльных или уровневых) характеристиках. Это помогает оптимизировать процесс фиксации данных изучения речи дошкольников и представить их в обобщенном, удобном для дальнейшего использования виде, например «Информационной карты», «Речевого портрета группы» и т.п.

      Таким образом, грамотное решение воспитателем задач диагностического блока и очерчивание «проблемного поля», в котором предстоит работать, во многом предопределяет успешность его дальнейшей деятельности. Это помогает, с одной стороны, отобрать основные организационные формы, методы и содержание профилактического и коррекционно-воспитательного воздействия по отношению ко всем и к каждому из воспитанников. С другой – закладывается основа для установления эффективной «обратной связи» в ходе профилактической, коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

     Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности.

      Современные психолого-педагогические исследования и практика дошкольного воспитания убедительно доказывают, что в основе развития и воспитания речи ребенка лежит развитие и воспитание всей его личности. Вследствие этого, пути, прямо обращенные к воспитаннику и направленные непосредственно на развитие речи, недостаточны. Огромное значение имеют и все те косвенные, опосредованные пути, которые ведут к укреплению сил ребенка, к поднятию всего жизненного тонуса, к наполнению его жизни ярким, разнообразным содержанием, создающим непреодолимую потребность в речи.

     Важным компонентом среды и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. До сих пор актуальными остаются разработанные культурные и методические требования к речи взрослых, работающих с детьми дошкольного возраста:

  • Речь должна быть абсолютно правильной, литературной;
  • По форме и по тону речь должна быть  всегда безупречно вежливой;
  • Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
  • Содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
  • Речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

     Таким образом, культура речевой среды предопределяет культуру речи самих детей. Требования к ней особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда ее следует организовать в отношении детей с угрозой риска формирования речевых недостатков из-за воспитания в социально-неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия.

     Требования  к обеспечению мотивированной детской деятельности и организации полноценной речевой среды, которые предъявлялись к деятельности воспитателя в рамках профилактического блока, сохраняются и в коррекционно-речевом блоке; мало того, они становятся еще более строгими. Используя данные изучения речи детей, воспитатель определяет конечные цели и этапные задачи коррекционно-речевого воздействия применительно к каждому ребенку и фиксирует их в индивидуальных программах. Свое конкретное воплощение эти программы получают при календарном планировании педагогического процесса и отражаются в его структуре. Воспитатель заранее продумывает, какие из коррекционно-речевых задач могут быть решены:

- в ходе специально организованного обучения детей в форме занятий;

- совместной деятельности взрослых с детьми;

- свободной самостоятельной деятельности детей.

     Значимую помощь в реализации профилактического и коррекционного воздействия воспитатель группы для детей любого возраста может получить от педагогического коллектива ДО. Определив основные задачи индивидуальных и групповой программ работы с детьми, он выносит их на обсуждение коллег – музыкального работника, инструктора по физической культуре и лечебной физкультуры и других педагогов, обеспечивающих учебно-воспитательный процесс в группе.  Выбран комплексный подход к всестороннему развитию ребенка. Каждое занятие включает в себя четыре основных блока: социальное развитие, познавательное развитие, эстетическое развитие и физическое развитие.

Социальный блок характеризуется общением ребенка со взрослыми и сверстниками, приобретающим на на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Общение и разнообразные виды детской деятельности являются главными условиями усвоения ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье, Родине, являются базой формирования его самосознания. В этой части педагог коррегирует и формирует активную речь ребенка, обогащая речевой словарь, работая над правильным произношением и интонацией, отрабатывает навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Познавательный блок решает следующие задачи: расширение и обогащение ориентировки ребенка в окружающем мире; формирование способов и средств познавательной деятельности; развитие способности видеть общее в единичном  и находить самостоятельно решение возникающих проблем. На этом этапе занятия педагог будет давать представления о величине, форме, цвете, количестве, времени, окружающем мире, человеке, предметах.

Эстетический блок рассматривается как единство формирования  эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, изобразительное искусство, лепка, и т д). В основе художественного развития лежит: формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

Физический блок закладывает основы здорового образа жизни – физическая культура связанная с активными движениями. Дети получают представления о собственном теле, что позволяет более сознательно относиться к своему здоровью и избегать опасностей. В этой части занятия проводятся упражнения для формирования правильной осанки и правильного дыхания, упражнения для развития мелкой моторики. Формируется двигательная активность и пространственная ориентация.

   Согласование подходов как к общему, так и речевому воспитанию детей при организации музыкально-ритмических, физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным  детям и группе в целом, реальная, а не декларируемая индивидуализация приемов воспитательного воздействия – эти и другие вопросы становятся в дальнейшем основой  их содержательного взаимодействия.

     Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий превентивной и коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.

      К числу наиболее значимых знаний, которыми должен быть вооружен педагог-воспитатель ДО специализированного типа, относятся знания о:

- возрастных закономерностях речевого онтогенеза;

- типических недостатках, отклонениях и нарушениях в речевом развитии детей дошкольного возраста и причинах, лежащих в их основе;

- задачах, формах, результативных методах и приемах диагностики, профилактики и коррекции недостатков речи у детей в условиях ДО и семьи;

- задачах, содержании, методах и формах профилактической и консультативной работы как с ребенком, имеющим речевые недостатки, так и с его семьей.

     Среди наиболее важных умений, позволяющих вести диагностико-профилактическую работу с дошкольниками, следует выделить умения:

  • Наблюдать за ходом речевого развития детей дошкольного возраста, видеть, распознавать (диагностировать) предпосылки и признаки формирования нетипичных (опережающих, задержанных или искаженных) вариантов в речевом развитии дошкольников;
  • Обеспечивать создание обогащенной и соответствующей особенностям общего и речевого развития детей среды в ДО;
  • Методически корректно планировать работу по профилактике и преодолению у детей недостатков в речевом развитии в соответствии с их индивидуальными программами, взаимодействовать с другими специалистами при их реализации;
  • Вести необходимую педагогическую работу по предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ними связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности ребенка-дошкольника;
  • Вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких взрослых ребенка в ее результатах, вооружать их простыми и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи ребенку в семье

      Качественное овладение специалистами дошкольного воспитания таким достаточно широким спектром профессионально значимых знаний и умений, в сочетании с творческим подходом к их применению в условиях ДО специализированного типа, выводит их деятельность на новый уровень, отвечающий реалиям современной жизни, потребностям образовательной практики и свидетельствующий о формировании нового, развивающего стиля их деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ"

Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ.  Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях....

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса)

Примерное комплексно- тематическое планирование (Модель организации педагогического процесса) поможет воспитателю правильно и граммотно организовать работу с детьми. Данное планирование позволяет...

Организация педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей

Организация педагогического процесса с детьми,  уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений  психологического развития детей...

Письменный отчет музыкального руководителя об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей

Письменный отчет музыкального руководителя об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психолог...

Отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей воспитателя «Детский сад №91» Абдулхаликовой Индиры Рамазановны

Отчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детейвоспитате...