Консультация для воспитателей "Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"
консультация

Лукинова Людмила Ивановна

В консультации представлен материал о роли воспитателя в экологическом воспитании дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pedagoga_v_ekologicheskom_vospitanii.docx370.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №95

Город Воронеж.

Консультация на тему:

«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника».

Выполнила: воспитатель ВКК Лукинова Л.И.

Всё хорошее в людях из детства

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души! (А.В.Смирнова).

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами, на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания. Так как в дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка, следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше.

Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Задачи экологического воспитания:

  • Развитие у детей опыта эмоционально – чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением. Представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
  • Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
  • Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
  • Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и  закреплению знаний и эмоционально – чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.

Воспитатель – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.

Методы экологического воспитания дошкольников.

В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, мультфильмов.

Практические методы – это игры, элементарные опыты, конструирование, моделирование.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.

Существует несколько видов дидактических игр: настольно - печатные, игры с предметами, словесные игры.

А также в экологическом воспитании детей используются экскурсии, где дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания; исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений, где происходит воздействие на все органы чувств ребенка; игры с природным материалом; труд детей в природе – расширяет кругозор детей, они знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

http://900igr.net/up/datas/165017/009.jpg

Работа с родителями.

 Большое внимание уделяется  взаимодействию с семьями воспитанников.

Для совместной экологической работы устраиваются тематические собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги, оформляются экологические стенды, составляются альбомы, ведутся беседы, проводятся акции, фотовыставки и так далее.

Самое главное привить ребенку главные принципы жизни в его гармонии с природой:

  1. «Не навреди».
  2. «познавая, не разрушай».
  3. «Не бери у природы больше, чем необходимо».
  4. «Прежде чем сделать, ответь на три вопроса:

*Что я хочу сделать?

*Зачем мне это нужно?

*Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?

       5. «Подумай о последствиях».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. (Д.Родович)

Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Каким будет наш мир? – во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. 

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/216365/4803643e-430d-450a-9c56-4dad677039cc/s1200


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"

Презентация "Экологическое воспиьание дошкольников" подготовлена для консультации педагогов в ДОУ. В презентации использованы материалы сети Интернет и музыка Вивальди  Времена года. Весна....

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников

доклад к педсовету "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"....

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.(сообщение для педсовета)...

Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»

Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...

Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"

Консультация для воспитателей детских садов на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...

Консультация для педагогов «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»

       Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение...

Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной консультаций рассматривается вопрос экологического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На что нужно обратить внимание в развитии экологического воспитания? Через какие направления нужно в...