Консультация для воспитателей "Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников"
консультация
В консультации представлен материал о роли воспитателя в экологическом воспитании дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 370.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида» №95
Город Воронеж.
Консультация на тему:
«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника».
Выполнила: воспитатель ВКК Лукинова Л.И.
Всё хорошее в людях из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души! (А.В.Смирнова).
Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. Экологическое воспитание дошкольников опирается на чувственное познание мира, опыт общения с природными объектами, на развитие эмоций, способности сочувствовать, сопереживать, заботиться, удивляться, ощущать красоту окружающего мира и выражать свои переживания. Так как в дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребёнка, следовательно, экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи экологического воспитания:
- Развитие у детей опыта эмоционально – чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением. Представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения ко всем объектам природы вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
- Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
- Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально – чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Воспитатель, являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей.
Методы экологического воспитания дошкольников.
В педагогическом процессе детского сада используются различные методы обучения: наглядные, практические, словесные.
К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, мультфильмов.
Практические методы – это игры, элементарные опыты, конструирование, моделирование.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы.
Существует несколько видов дидактических игр: настольно - печатные, игры с предметами, словесные игры.
А также в экологическом воспитании детей используются экскурсии, где дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания; исследовательская деятельность – проведение опытов, наблюдений, где происходит воздействие на все органы чувств ребенка; игры с природным материалом; труд детей в природе – расширяет кругозор детей, они знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Работа с родителями.
Большое внимание уделяется взаимодействию с семьями воспитанников.
Для совместной экологической работы устраиваются тематические собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги, оформляются экологические стенды, составляются альбомы, ведутся беседы, проводятся акции, фотовыставки и так далее.
Самое главное привить ребенку главные принципы жизни в его гармонии с природой:
- «Не навреди».
- «познавая, не разрушай».
- «Не бери у природы больше, чем необходимо».
- «Прежде чем сделать, ответь на три вопроса:
*Что я хочу сделать?
*Зачем мне это нужно?
*Кто и что при этом приобретает, а кто и что теряет?
5. «Подумай о последствиях».
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда сумеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (Д.Родович)
Всего несколько поэтических строк, но в них самая суть серьёзнейших изменений, происходящих в природе Земли. Каким будет наш мир? – во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-74420-1353248280.jpg)
Презентация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Презентация "Экологическое воспиьание дошкольников" подготовлена для консультации педагогов в ДОУ. В презентации использованы материалы сети Интернет и музыка Вивальди Времена года. Весна....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-435015-1664720836.jpg)
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников
доклад к педсовету "Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/07/picture-765206-1457330226.jpg)
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.(сообщение для педсовета)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/01/picture-395652-1677693810.jpg)
Консультация для педагогов: «Роль экологического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования»
Экологическое воспитание – это процесс, цель которого увеличить во всем мире количество населения, осознающего экологические и связанные с ним проблемы, имеющего знания, положительную мотивацию,...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591820-1423686156.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Экологическое воспитание дошкольников"
Консультация для воспитателей детских садов на тему "Экологическое воспитание дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/04/picture-819833-1707078858.jpg)
Консультация для педагогов «Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры»
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его целостной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение...
Консультация для педагогов ДОУ «Экологическое воспитание дошкольников»
В данной консультаций рассматривается вопрос экологического воспитания дошкольников в условиях ДОУ. На что нужно обратить внимание в развитии экологического воспитания? Через какие направления нужно в...