Представление педагогического инновационного опыта. Тема: Арт-терапия - "Карвинг"
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (средняя группа)
Хотите украсить блюда ярким и необычным способом? Тогда карвинг придется вам по душе! Элегантная лилия из обыкновенной морковки, грациозный лебедь из яблока, яркие грибочки из редиски – нет ничего невозможного! Я научу вас создавать красоту из самых обычных овощей и фруктов, превращая их в оригинальные скульптуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Арт-терапия -" Карвинг"" | 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического инновационного опыта
педагога-психолога
МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»
Веряскиной Светланы Петровны
Тема: « Применение арт-терапии в технике «Карвинг»
Обоснования актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению уровню образования. В системе традиционных и нетрадиционных методов психологической коррекции всё больше место занимают специальные техники, куда входит и такое направление как арт-терапия.
Арт-терапия - направление психологической коррекции, в основе которого используются искусство и творчество, а точнее - метафора. Метафору человек, выбравший арт-терапию, в процессе сессии создает сам из чего угодно - пластилина, глины, вырезание из овощей и фруктов разные фигуры, выражает метафору в маске, разрисовывая ее, показывает телом, сочиняет при помощи слов - пишет сказку, например. Все дело в том, что в нашем бессознательном, информация содержится в виде символов, образов, метафор, которые имеют определенную эмоциональную наполненность. Для того чтобы решить ту или иную психологическую проблему этим методом, нам необходимо найти и создать такой образ, вывести его на осознанный уровень, проработать связанные с ним эмоции и получить "инсайт" - освобождение от негативных застарелых чувств. То, что искусство исцеляет, люди знали много тысячелетий назад. В арсенале современной психологии и геронтологии не так много методов, которые можно применить специалистам для работы с детьми. В психологии существует следующие виды арт - терапии.
- Арт-терапия в узком смысле слова — рисуночная терапия (изотерапия), основанная на изобразительном искусстве. Популярна для психологической коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков со сложностями в обучении и социальной адаптации. Выражает эмоциональное состояние рисующего.
- Библиотерапия (в том числе сказкотерапия) — литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.
- Музыкотерапия
- Драматерапия
- Танцевальная терапия
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Глинотерапия
Я работаю по общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы
Я в своей работе применяю инновационный метод работы по арт-терапии в технике «Карвинг». Использую литературу Мари Эльза Лобо «Украшения из овощей и фруктов». Жанна Дятлова «Карвинг». Олег Белов « Искусство карвинга» Мастер –классы.
Актуальность метода заключается в следующим:
- Дети среднего дошкольного возраста начинают знакомиться с такими понятиями как «Карвинг» - вырезание из фруктов и овощей. «Изучение искусства карвинга и применение в кулинарии по оформлению блюд» заключается в том, что занятия карвингом - развивают память, внимание, моторику рук, способствуют сплочению семьи, развитию у детей трудовых навыков, воспитывают аккуратность и трудолюбие, силу воли и целеустремленность. Все эти качества необходимы для развития личности.
- Основная цель любого творческого занятия – это обретение гармонии во внутреннем мире и с окружающей действительностью. Занятие по карвингу помогают детям открыть Внутреннего Созидателя.
- Исследование карвинга как художественного средства в быту человека.
- Развитие познавательных и творческих способностей детей.
- Познакомить с вариантами оформления блюд из фруктов и овощей в технике карвинг.
- Воспитывать трудолюбие, потребность в творческом труде, аккуратность, эстетические чувства при оформлении готовых блюд.
Задачи.
- Провести сравнительный анализ техники « Карвинг» в различных областях жизнедеятельности человека.
- Синтезировать технику кулинарного карвинга.
- Познакомить детей с историей возникновения карвинга.
- Развивать познавательные, творческие способности детей, мелкую
моторику, глазомер, чувство цвета и ритма, формы и пропорций.
- Учить детей выполнять работы в данной технике.
- Организовать взаимодействие с семьями воспитанников. ( поделка из фруктов и овощей ).
Переходим к теоретической базе опыта.
Зарождение карвинга.
- Как искусство, карвинг зародился много лет назад на Востоке, и за тысячи лет стал частью национальных традиций.
Согласно легенде, впервые произведения искусства из овощей и фруктов предстали перед тайской принцессой во время одной из королевских церемоний. Поскольку приближался поразительный по своей красоте таиландский праздник «кратонг» (когда жители страны запускают в воздух особые лампы и пускают по реке свечи в стилизованных под лотос лодочках), принцессе преподнесли «лодочку», украшенную вырезанными из продуктов животными.
С тех пор карвинг объявили национальным искусством и стали организовываться особые курсы, на которых можно было овладеть техникой изготовления подобных шедевров. Распространяясь в Азии, карвинг в каждой стране приобретал особые черты. Где-то (Таиланд) больше любили вырезать цветы и вообще растительные орнаменты, а где-то (Китай, Япония) – иероглифы и животных.
Карвинг (от англ. carving, что означает резьба, резной орнамент, высеченная фигура) - древнее искусство художественной резьбы по самым разнообразным по виду и структуре материалам, будь то дерево, камень, лед или мыло, а также стиль катания на горных лыжах и сноуборде и даже способ долговременной химической укладки волос. Но самое интересное, а главное съедобное направления этого искусства – это карвинг из овощей и фруктов при помощи которого делают украшение стола и эксклюзивные подарки.
- Традиционно для карвинга подходят практически любые овощи: картофель, крупный редис, огурцы с гладкой кожицей, твёрдая тыква и многие другие. Из фруктов наиболее подходят для вырезания гладкие яблоки, свежие лимоны и апельсины, арбузы, авокадо, дыня и т. п.
Технология опыта заключается в следующем:
Для вырезания из овощей и фруктов на занятиях я знакомлю детей с набор для карвинга .
Основной инструмент мастера — тайский нож. Он необходим для выполнения самых сложных узоров на мелких овощах и фруктах и разделочные доски. Я детям объясняю и показываю как нужно пользоваться столовыми приборами. В целях технике безопасности детям пользоваться ножом не в коем случае нельзя, дети уже пользуются готовыми нарезными мной слайсами, кружочками, полосками и так далее. Начинаем работу с простых фигурок и цветков, и в дальнейшем, овладев мастерством в достаточном качестве, начинаем воплощать в жизнь самые смелые фантазии и создавать неповторимые украшения на столе.
В своей работе использую следующие основные рекомендации:
— выбираем плотные, зрелые плоды и овощи правильной формы;
— кожура не должна быть повреждена;
— чистим овощи и фрукты, если это требуется, непосредственно перед работой;
- некоторые овощи (свёклу, морковь, дайкон, редис, редьку) перед работой хорошо замочиваю на 15 минут в холодной подсолёной воде; из этих овощей я учу детей как правильно делать цветы розы, каллы, ромашки.
— чтобы очищенные и нарезанные яблоки, груши, бананы и баклажаны не темнели, спрыскиваю их лимонным соком или перед работой замачиваю на 15 минут в воде с солью и лимонным соком. В работе с детьми применяю нарезанные мною слайсы из овощей и фруктов. Из фруктов делаем цветы, бабочек, ежиков, дельфинов и многое другое.
Используя современные методы арт-терапии, Вы поможете ребёнку «выпустить пар», направив его агрессивность и негатив на плоскость изготовления картины или поделки из овощей или фруктов. Ребёнок снимет напряжение и его психологическое состояние заметно улучшится. Таким образом негатив снимется без вреда для окружающих. Включение в работу приёмов арт терапии мне помогает добиться значительного облегчения процесса коррекции. Часто сталкиваюсь с тем, что дети не могут высказать словами своё внутреннее состояние, но у них успешно получается справиться с этой задачей при помощи воссоздания образов на листе бумаги, на тарелочке с фруктами и овощами.
Включаясь в творческий процесс, дети учатся приводить в порядок цвет и форму, свои мысли, что способствует развитию внутреннего контроля – это важный результат на пути коррекции взаимоотношений ребенка с внешним миром. Занятия арт - терапией помогают детям сосредоточиться на своих ощущениях и чувствах. Затянутый изготовлением фигурок из овощей или фруктов, дети могут смело проводить эксперименты не только со зрительными ощущениями, но и с тактильными. Творческий процесс будет способствовать их лучшему восприятию и дальнейшему развитию. Завершается занятие всегда созданием готового продукта, от чего каждый ребёнок получает ни с чем не сравнимое удовлетворение. Он совершенствует свои способности, повышая тем самым самооценку. Конечно, это не является самоцелью занятий арт - терапией, однако польза для ребенка несомненная.
Какие мои ожидаемые результаты :
Таким образом, в результате проведенной работы по арт – терапии применение техники «Карвинг» дала возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. У детей повысился уровень познавательного развития по данному опыту, развился эстетический вкус, красиво оформленное приготовленное блюдо у детей развивает интерес, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, и сформировались основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа арт – терапии помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Я пришла к выводу, что арт – терапия в технике Карвинг развивает в детях познавательные и творческие способности. Приучает детей к эстетике вкуса и душевному состоянию и расслаблению.
И в заключении я могу сказать. Здесь мы видим совместные работы родителей и детей. Поделки из фруктов и овощей.
Я так же проводила мастер-класса с педагогической группой по карвингу в МОУ «Лицей».
Принимала участие в Республиканском фестивале «Шумбрат, Мордовия!» где показывала мастер-класса по карвингу и была награждена грамотой по обработке растительных материалов. А также за свои труды была награждена «Мастером года» от Министерства образования.
Хотите украсить блюда ярким и необычным способом? Тогда карвинг придется вам по душе! Элегантная лилия из обыкновенной морковки, грациозный лебедь из яблока, яркие грибочки из редиски – нет ничего невозможного! Я научу вас создавать красоту из самых обычных овощей и фруктов, превращая их в оригинальные скульптуры. Пошаговые инструкции и советы помогут вам шаг за шагом освоить технику карвинга. К тому же это творческое и увлекательное занятие, к которому вы можете привлечь ваших детей и вырезать шедевры из овощей и фруктов всей семьей. Не бойтесь, экспериментируйте и создавайте самые необычные украшения для вашего стола!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Сказка как средство нравственного воспитания детей"
Данный проект позволит приобщить детей к нравственному уроку сказки, через восприятие сказочной проблемной ситуации....
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"
Представление собственного инновационного опыта "Ознакомление дошкольников с природой родного края через культуру мордовского народа"...
Представление собственного инновационного опыта учителя-логопеда Бояркиной Елены Тихоновны
Представление собственного инновационного опыта «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Представление собственного инновационного опыта. Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития этического воспитания дошкольников»
Представление собственного инновационного опыта....
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"
Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....
Представление инновационного опыта. Тема: "Веселые ладошки"
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становл...
Представление педагогического инновационного опыта.
Представление педагогического инновационного опыта, воспитателя Дивеевой Марии Юрьевны."Тема: «Использование инновационных технологий в формировании экологической культуры дошкольников&raqu...