«Игровые технологии в организации детей среднего возраста»
учебно-методическое пособие (средняя группа)

Крыжановская Марина Александровна

План индивидуального образовательного маршрута на учебный 2019-2020 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Игровые технологии в организации детей среднего возраста»

                                                                             Воспитатель 1 категории:

Крыжановская М.А.

                                                  г. Данилов

                                                   2019

Пояснительная записка

        В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

        В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.

        Развлекательная функция игры связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности ребенка.

        Игровые технологии являются основой развития детей дошкольного возраста.

        Технология— от греческих слов technл(искусство, ремесло, наука) и logos(понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

        С внедрением игровых технологий происходит развитие эмоциональной сферы ребёнка, возникает интерес как позитивная эмоция, и, как следствие, ребёнок выполняет, роль заинтересованного участника образовательного процесса, а не исполнителя указаний со стороны воспитателя, также происходит взаимодействие воспитателя с детьми.

        Игровые технологии как система игр используется не только в совместной и самостоятельной деятельности, но и при проведении режимных моментов, что обеспечивает более успешное усвоение детьми культурно — гигиенических навыков (соблюдение одного из ориентиров развития системы дошкольного образования, заданного ФГОС).

         Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы. В игре происходит развитие интеллектуальных, личностных качеств и психических процессов.

В моей группе находятся дети 4-5 лет. Это возраст, когда ребенок осознаёт себя как отдельного человека. И я как педагог должна создать условия для всестороннего развития детей, для эмоционального и психологического комфорта детей, способствовать расширению и обогащению их накопившегося опыта в окружающем мире.

Цель самообразования: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах использования  игровых технологий в организации воспитательно-образовательного процесса детей среднего дошкольного возраста.

        Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

- Обозначить роль игровых технологий в организации жизнедеятельности детей раннего возраста.

- Определить виды игровых технологий, используемых в организации детей среднего возраста.

- Разработать план работы по теме самообразования на 2019-2020 год.

- Разработать перспективный план по игровой деятельности с детьми средней группы.

 - Формировать у детей умение слушать воспитателя, умение взаимодействовать друг с другом.

- Развивать коммуникативно-речевую культуру детей посредством
применения игровых технологий.

- Обогащать и расширять словарный запас детей.
- Создать условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

- Оформить сборник игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста

- изготовить настольно-печатные игры для развития детей среднего дошкольного возраста.

- Показать сюжетно-ролевую игру с использованием игровых технологий.

-  Подготовить сборник консультаций, памятки для родителей на темы: "Игровые технологии как средство развития ребенка к условиям ДОУ",  "беседа «Роль игры в жизни ребенка», «Игра – спутник детства», папку-передвижку «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего возраста»; консультацию для воспитателей на тему: "Игровые технологии для детей среднего возраста".

Виды игр, используемых в среднем возрасте:

         1. Игры в парах — способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке», «Айда» и др.).

        2. Совместные игры с несколькими партнёрами — эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников ( «Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках», «У медведя во бору» и др.)

         3. Пальчиковые игры — дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

        4. Хороводные игры — созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)

         5. Совместные игры с предметами — помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

         6. Игры с правилами — в которых у детей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).

        7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Когда это бывает?», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький» и т.д.)

         8. Настольно - печатные игры –это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

         9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», тактильное пособие «Злаки», и т.д.)         Вышеперечисленные игры способствуют развитию общения детей со сверстниками и составляют неотъемлемую часть жизни нашей группы, стали привычными и желанными для наших воспитанников. Эти игры мы проводим во время режимных моментов, на прогулке, в свободной игре детей. С использованием игровых технологий дети безболезненно привыкают жить в коллективе.

План работы по самообразованию

Месяц

Цель

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.

Изучение современной литературы по теме самообразования

Аннотация на методическую литературу.

Памятка для родителей «Игра – спутник детства»

Октябрь

Знакомство с инновационными игровыми технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективный план по игровой деятельности с детьми средней группы.

"Игровые технологии для детей среднего возраста"

Ноябрь 

Систематизация знаний по изучаемой теме. Применение полученных знаний в организации воспитательно-образовательного процесса в группе

Подготовить картотеку пальчиковых игр для детей среднего дошкольного возраста

Консультация для родителей на тему "Влияние Пальчиковой гимнастики на развитие речи детей среднего дошкольного возраста"

Декабрь

Повысить собственный уровень знаний, умений и навыков

Подбор игровых потешек, прибауток и стихов для оформления сборника

Оформление сборника игровых потешек, прибауток, стихов для детей среднего возраста

Январь

Пополнить и разнообразить предметно-развивающую среду в группе

Пополнение предметно-развивающей среды в группе за счёт изготовления игр и пособий.

Изготовление настольно-печатных игр для детей среднего дошкольного возраста.

Февраль.

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи.

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам дидактических игр.

Родительское собрание «Игры и игрушки детей » Мастер-класс на родительском собрании «Создание дидактических игр своими руками», памятки и буклеты

Март

Повысить уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей

Создать условия для развития мелкой моторики, зрительно-моторной координации, улучшить качество речи, расширить словарный запа

Создать картотеку сюжетно-ролевых игр для детей среднего возраста

Апрель.

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи.

Ознакомление родителей с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, способствующими всестороннему развитию детей раннего возраста.

беседа с родителями «Роль игры в жизни ребенка», Папка-передвижка «Значение сюжетно-ролевых игр в развитии ребенка среднего возраста»,

Показать сюжетно-ролевую игру с использованием игровых технологий.

Май.

Подведение итогов

Анализ работы по теме самообразования.

Отчет.

 на 2019-2020 учебный год

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие для курсов повышения квалификации. " Современные подходы к организации сотрудничества ДОУ и семьи". Игровое тематическое бинарное занятие детей среднего возраста с родителями по теме: " В мире сказок".

В игровом тематическом бинарном занятии раскрыты задачи по привлечению родителей и детей к спортивно - театрализованной игре. Стояли задачи по закреплению знаний детей о русских народных сказках, разв...

План самообразования по теме: «Игровые технологии в организации детей раннего возраста»

План самообразования по теме:«Игровые технологии в организации детей раннего возраста» на 2018-2019 учебный год...

Игровые ситуации для организации детей дошкольного возраста

Игровые ситуации для организации детей дошкольного возраста...

Отчет о проведении в рамках Года науки и технологии «Игровые технологии в организации детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Отчет воспитателя  МБДОУ №27Скрипниковой С.А.«Игровые технологии в организации детей младшего и среднего дошкольного возраста»Задачи: 1. Повышение своего теоретического уровня, профес...

Семинар - практикум для педагогов «Игровые технологии в организации детей»

Семинар-практикум направлен на формирование у педагогов мотивации, направленной на освоение новых знаний, осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий как показателя педагогиче...