Краткосрочный проект "Дочки-матери"
проект (средняя группа)

Громова Марина Владимировна

Уже давно не секрет что девочки стали всё реже играть в игру «дочки-матери», играть в куклы, а ведь эта игра очень важна! Ведь кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Дочки-матери — детская ролевая игра, имитирующая взрослую семейную жизнь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Дочки-матери"48.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Петушок»

Судиславского муниципального района Костромской области

Конспект

краткосрочного проекта

с детьми средней группы

Тема: игра «Дочки-матери»

Образовательная область:

«Социально-коммуникативное развитие»

Воспитатель

 Громова Марина Владимировна

   Судиславль 2019 г

Актуальная проблема:

Уже давно не секрет что девочки стали всё реже играть в игру «дочки-матери», играть в куклы, а ведь эта игра очень важна! Ведь кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

Дочки-матери — детская ролевая игра, имитирующая взрослую семейную жизнь. Инициируют и играют преимущественно девочки (в том числе и мужские роли, что, впрочем, не исключает и участия мальчиков. Чёткие правила отсутствуют. Всё построено на первоначальной идее и распределении ролей, которые по ходу игры могут легко меняться. Для игры, как правило, используются куклы и всевозможный детский «инвентарь» — игрушечная посуда, бельё, интерьеры и др.

Играющие дети распределяют между собой роли разных членов семьи, воплощают в игре реальные жизненные ситуации, имитируют поведение родственников и ровесников, разыгрывают актуальные события, вплоть до интонации и поз воспроизводят общение и отношения внутри своих семей, в детском саду и др. Любой разыгрываемый сюжет густо замешан на свойственных детям фантазии и творчестве в наполнении игры. Дети могут не только имитировать реально увиденное, но и воплощать в игре свои мечты о жизни.

С точки зрения психологии наблюдение за игрой в дочки-матери может дать родителям бесценную информацию о мире ребёнка. Они могут увидеть со стороны свою семейную жизнь, отношения внутри семьи, самих себя и многое другое.

Игра может использоваться также взрослыми в качестве психологического тренинга.

Цель: сформировать интерес к игре «дочки-матери», донести до родителей важность этой игры в воспитании детей

Задачи:

  • Расширять знания о куклах, об игре «дочки-матери»
  • Формировать интерес к игре
  • прививать бережное отношение к игрушкам
  • Заинтересовать родителей и увлечь их данной темой, донести важность и актуальность

Предполагаемые результаты:

Заинтересованность детей игрой, пополнение кукольного уголка одеждой, родители будут дома следить за игрой детей, учить их играть, играть с ними вместе, поймут важность данной игры

Участники проекта:

• дети

• Родители

• Воспитатели

Создание условий для осуществления проекта:

• Подготовить консультации для родителей на данную тему в приёмную

• Подобрать книги о куклах в книжный уголок

• подготовить объявление о конкурсе «мамы рукодельницы»

• Проведение выставки маминых талантов

Самообразование:

• Изучение актуальной информации по теме, психологических статей

• Наблюдения за игрой детей

• Подбор консультаций для родителей на данную тему

• Подбор стихов про кукол

 План мероприятий в рамках проекта.

Консультация для родителей на тему «Роль куклы в воспитании дошкольников»

 Выставка маминых талантов «одежда для кукол»

Учимся играть в игру

 Разучивание стихов про куклу

Просмотр презентации «наряды для куклы»

Просмотр мультфильма «игрушки»

 Беседы с детьми о бережном отношении к игрушкам и о любимых игрушках

Сроки проведения : 16-30 сентября 2019г

 итоговые мероприятия

Ряд игровых моментов в кукольном уголке на заданную тему

• кукла заболела

• Мама и папа собираются на прогулку с дочкой

• Мама и папа и 2 малыша сели пить чай

• Пора спать

• В супермаркете, дочка играет во дворе, в детский сад и др.

Этапы работы над проектом:

Первый этап –подготовительный

Формируется проблема и цель проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводить детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулируется задачи

Задачами детей на этом этапе реализация проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, применение задач и целей, а так же дополнение задач проекта.

Одна из важнейших задач для педагога является формирование у детей активной жизненной позиции, дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в окружающем мире

Второй этап- основной

На этом этапе помогать детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей. При необходимости оказывать ребятам практическую помощь, а так же направлять и контролировать осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний , умений и навыков

Третий этап заключительный

Подготовка  презентации по деятельности проекта и проведение ее. Дети помогают в подготовке презентации , после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности(игру)

Тема : Игра «дочки-матери»

Цель- Развивать  у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру.

Задачи:

образовательные: совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом. Побуждать детей создавать постройки разной конструктивной сложности. Учить детей проговаривать то, что они будут строить, распределять между собой материал, согласовывать действия друг с другом и совместными усилиями достигать результата.

Дать представление  об отношениях в мире взрослых (мама, папа заботятся о детях).

развивающие: Развивать в игровой  деятельности компоненты устной речи детей  сенсорные способности, внимание, память, мышление.

воспитательные:   Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение считаться с интересами товарищей

Материалы и оборудование:.

Куклы, игрушечная посуда, мебель, постель для кукол, телефон, игрушечные инструменты для мальчиков (молоток, отвёртка и пр. строительный конструктор, большие машины для того, чтобы возить грузы).

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Салон красоты», «Супермаркет», «Аптека», «Больница»

Планируемые результаты: Любознательный, активныйСпособен конструировать по собственному замыслу с опорой на схемы, проявляет интерес к игровой деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогами и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «художественно-эстетическое развитие».

 Использование современных технологий:   здорвьесберегающая, игровая , личностно-ориентированная

Форма проведения: подгрупповая.

Место проведения: групповое помещение

Воспитатель читает стихотворение: 

Кто мне песенку споет?

Кто рубашку мне зашьет?

Кто меня накормит вкусно?

Кто смеется громче всех,

Мой, услышав звонкий смех?

Кто грустит, когда мне грустно?

Дети, о ком я прочитала вам стихотворение? Ответы детей

 - Как вы думаете, что такое семья?
Кто есть в семье?
Какие обязанности у папы?
Какие обязанности у мамы?
Что делает их ребенок?
Сегодня мы поиграем в игру «Дочки -матери».

Распределение ролей.
Распределим роли:  сначала выберем,  кто будет папой, кто мамой, бабушкой, дедушкой, братьями, сёстрами. (Распределение ролей по желанию детей).:А что еще нужно для игры?
Правильно (Выбор места игры)
Действительно, в кукольном домике нам удобно будет играть. 
4.Совместная с воспитателем игра.
Папа с мамой и маленькой дочкой Машенькой живут в этом домике. Что делает утром мама? 
Что делает папа?
Сейчас мы с вами определим, кем будет  работать наш папа.                             Наш папа будет работать строителем, он работает на стройке, вместе со своими товарищами, т.е. бригада строителей, в которой есть ещё шофер, который будет подвозить им грузы. (Распределили роли).
Наша мама ходит в магазин, чтобы покупать продукты, необходимые для приготовления пищи. Выберем продавца.

Так же мама с дочкой и папой  могут  посещать парикмахерскую, значит, нам нужно определиться с выбором парикмахера.

Распределили роли, теперь можно приступать к исполнению обязанностей.

Мама готовит завтрак, кормит семью. Папа собирается и уходит на работу. Мама собирается в магазин, покупает продукты.

Сестра звонит в парикмахерскую, чтобы записаться на приём (ведётся диалог. Роль парикмахера может взять на себя воспитатель).

В это время разворачивается сюжет на стройке. Подвозятся грузы, ведётся строительство). Что же происходит в квартире? Мама готовит обед, чтобы успеть накормить папу. Дочка наводит порядок в комнате, на кухне моет посуду, играет с куклами, переодевает их.                                                              Игра продолжается тем, что приходят папы домой с работы их нужно покормить обедом, ужином. Ведётся непринуждённая беседа за столом.          Дети играют свободно общаясь друг с другом.
5. Итог. Дети, вам понравилась игра? Что понравилось больше всего?

Стихи для  детей по теме проекта:

В. Пузырев

Лечит куклу на диване

Доктор- маленькая Таня.

Строго так ей говорит:

«горлышко твое хрипит.

Рот открой, скажи мне «А-А-А»

Все понятно- краснота.

Лоб вспотел-температура,

Выпей сладкую микстуру.

Витаминчики возьми

И таблеточку прими.

А еще меня послушай,

Никогда снежок не кушай.

Я сама его поела,

А потом три дня болела.

С. Просто

Кормила куклу Дашу

С утра я манной кашей…

Та каша пусть моя была,

Ну я совсем не жадная!

За маму…папу…Дашу

Кормила манной кашей.

Но до сих пор я не пойму –

Зачем за всех есть одному?!

Пусть каждый съест по ложке…

Здесь хватит даже кошке!

Разговор с куклой

Е. Скоборева

На дворе сегодня дождь.

Ветер дует гулко.

Ты, Алина, не пойдёшь

Утром на прогулку.

Можешь насморк подхватить,

Бегая по лужам.

Лучше чаю заварить –

Кашель нам не нужен!

В гости зайку позовём,

Плюшевого мишку,

Сядем вместе за столом,

Почитаем книжку.

А потом пойдём играть

В кубики и салки,

Можем даже поскакать

На моей скакалке.

А когда устанем мы,

Ляжем на подушку

Посмотреть цветные сны.

Баю-бай, подружка!

Л. Зубаненкова

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю,

Потом песню пропою ей тихо, ласково,

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

Гостюхина Т.
Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее..

Консультация для родителей

«Роль куклы в воспитании дошкольников»

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о наших детях. В настоящее время размыты все нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.

Но самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, когда материальные ценности доминируют над духовными, а у детей искажены представления доброте и милосердии, великодушии и справедливости, гражданственности и патриотизме. Именно поэтому, перед нами, педагогами, необычайно остро стоит проблема социально - нравственного воспитания дошкольников. Содержанием нравственного воспитания является формирование таких качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности.

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, он не имеет проблем в общении с окружающими и гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации, не поддаваясь негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно еще и потому, что именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В современных концепциях дошкольного воспитания отмечается, что дошкольник испытывает потребность в установлении положительных взаимоотношений, проявлении добрых поступков, но он не знает и не владеет способами нравственной деятельности, поэтому встает необходимость обучения этим способам. Существуют различные средства для достижения этой цели: использование художественной литературы, музыки, кино, примера взрослого, игры, труда и так далее. Но наиболее оптимальным для детей этого возраста средством нравственного воспитания является игра. А любая игра немыслима без игрушки.

Кукла занимает особое место в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.

В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее объяснение: кукла– это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Игровая кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто. Куклы в древности служили оберегами, своеобразными лекарями и хранителями. В старину существовало поверье: если в доме есть кукла Плодородия, сделанная своими руками, то в семье всегда будет достаток и хороший урожай. А если над кроватью ребенка висит Кувадка, то она отгонит от него злую силу. У славян было большое разнообразие игровых кукол: от «стригушки» (во время полевых работ женщина брала ребенка с собой и, чтобы занять его, делала куклу из стриженой травы) до «вепсской куклы» (делалась из старых вещей матери без использования ножниц и иглы, чтобы в жизни ребенка ничто «не резало» и «не кололо»). "Стригушку" порой использовали в качестве целителя: в процессе ее изготовления в основу вплетали лечебные травы. Так, играя, ребенок вдыхал лечебный аромат. Главной задачей такой куклы является оградить душу ее владельца от темных помыслов или злых сил. Это еще и символ связи между поколениями. В игрушечной форме зашифрован мощный оберег семьи, рода

Были куклы лечебные. Это Козьма и Демьян. Ходило предание, что на Руси жили два брата – погодка. Они были бессребрениками, лечили людей и не брали денег и еды. Но однажды один брат взял за лечение немного еды. Другой брат обиделся и велел похоронить их после смерти в разных местах, но народ рассудил по – своему. Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому захоронили их вместе. За добрые поступки братьев возвели в ранг святых. В их честь делали кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили в дом благополучие и здоровье.

Были и игровые куклы, которые предназначались для забавы детям. Все эти куклы изготавливались без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду, кукол делали без лица, так как считалось, что кукла с лицом приобретает душу и может повредить ребенку. Оказывается, на Руси спокон веков считалось дурной приметой рисовать кукле глаза, рот нос: нечистый дух может вселиться.

Обычно изготавливались куклы очень быстро и просто. Основой кукол – пятиминуток могли служить поленце, кора деревьев, картон или кусочек плотной тканой материи. Все это аккуратно сворачивалось, перевязывалось пояском - это сильный оберег, повязывался платок – и кукла готова. Поэтому и назывались такие куклы – «свертки».

Была распространена игровая тряпичная кукла Малышок – голышок. Отличительной особенностью техники ее изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. Малышок, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом. Голову обвязывали нитками. Надо отметить, что Малышок – голышок, изображающий мальчика, - достаточно редкое явление среди традиционных кукол.

Каких – то полтораста лет назад куклы были непременным атрибутом повседневного быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их ни в коем случае не выбрасывали - грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. На Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Была и такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. Чем дольше дети играли в куклы, тем спокойнее была атмосфера в семье.

Итак, кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.

Кукла также выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего «детства», своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла воплощает в себе важную функцию товарища, друга, с которым ребенок может «уединиться вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте - символа детства, любви, привязанности. Кукла не уходит из нашей жизни и потом, становясь элементом коллекции, особым атрибутом памяти или моды. Постоянство ребенка по отношению к самой близкой и родной кукле, состарившейся, потерявшей блеск и красоту, является одной из самых привлекательных характеристик детской души.

Анализируя выбор куклы ребенком и различные действия с ней, можно с уверенностью сказать, что игра в куклы одна из немногих, которую ребенок выбирает сам, а значит, и способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Кукла - это отражение образа человека, и у каждого ребенка она вызывает представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.

Куклы имеют разные функциональные значения: кукла-малыш, кукла-подруга, кукла, имитирующая какую-либо профессию; кукла – воин, родитель, герой произведения, супермен и др. Далеко не каждая из этих кукол является средством игры нравственного содержания и способна направить игровую деятельность ребенка на развитие положительных взаимоотношений с окружающими. Так, кукла – монстр будит в ребенке агрессивность, кукла-воин – желание убивать, супермен может рождать вседозволенность и т. д. То же касается и всевозможных человекообразных существ (человек-паук, черепашка ниндзя и т. п.) Игра с монстрами - это, как правило, погоня, битва, пожирание. Поскольку подобные куклы навязывают свой конкретный образ и способ действий, собственная содержательная игра ребенка не формируется, она заменяется манипулированием. Надо понимать, что облегчая задачу ребенка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

Столь популярная сейчас кукла Барби для ребенка вообще вредна и для игры в «дочки-матери» не подходит. Существует мнение, что Барби –это кукла социального успеха, взрослая, шикарная, обеспеченная, ничем не занимающаяся и не увлекающаяся молодая женщина, так сказать «идеал» для современных девочек. Она мало интересна сама по себе и существует только в окружении собственных вещей. Ее неудобно заворачивать в одеяло. В шикарных нарядах Барби не может «стирать белье», «готовить завтрак», ее даже не накажешь. Как подружка, Барби для дошкольника тоже не годится.

Получается, что играть с Барби никак нельзя. Поэтому для Барби придумали друга Кена. Играя с ними, дети копируют отношения взрослых. Вершиной которых таких на сегодняшний день является «беременная» Барби. Она «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть его назад.

У куклы для самых маленьких не должен быть выражен пол! Иначе у ребенка раньше времени возникнет интерес к собственному телу. Так же, слишком большие наборы для сюжетных игр (например, кукла с домиком, подружками, гардеробом, и прочим) может привести к тому, что девочке вовсе не останется места для фантазии и творчества в игре.

И только кукла-младенец вызывает у ребенка естественное чувство заботы, желание ухаживать за ней, помогает отразить реальную жизненную ситуацию. Оживляя куклу, ребенок, наделяет ее с собственным лицом, характером в зависимости от собственного поведения и опыта. В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают самого дошкольника.

Кукла, являясь своеобразным заместителем человека, дает малышу возможность «воспитывать» самого себя, передавать свои знания, активизировать их, учиться аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств. Игры с куклами способствуют развитию произвольности дошкольников, что является фундаментом нравственных качеств. Все вышесказанное будет зависеть от образа используемой куклы, содержания детских игр и педагогического руководства родителей и воспитателя.

В истории педагогики вопрос о роли и месте кукол в игровой деятельности дошкольников всегда рассматривался как значимый для усвоения ребёнком нравственных чувств и приобретения эмоциональной культуры. Так, например, академик Е. А. Аркин считал, что куклы, являясь прообразом человека, будят в ребёнке чисто человеческие, глубоко социальные эмоции любви, нежности, покровительства и заботы о младших, заботы о детях

Л. В. Артёмова отмечала, что кукла является целью игры, так как дети выполняющие роль строителей, охотно строят для кукол удобный дом, водитель заботится о том, чтобы вовремя доставить пассажиров, врач бережно лечит больных и так далее

Игра с живым партнёром – другим ребёнком требует, как правило, соблюдения правил и согласия относительно их выполнения, игра с куклами предоставляет максимум индивидуальной свободы. Кроме этого игры с куклами позволяют ребёнку моделировать способы поведения, относимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Необходимое взаимодействие с партнёром требует от ребёнка актуализации следующих способностей: умения договориться, межролевой согласованности и так далее. Ситуация значительно упрощается, если партнёром по игре является кукла. Кукла не обижается, не бросает играть, не навязывает своего образа действий. Важно, чтобы ребёнок научился видеть в кукле живого, требующего неустанного внимания и заботы человека

Игры с куклами должны приучать детей жить в коллективе, уважать взрослых и товарищей, уметь согласовывать с ними свои действия и интересы, проявлять заботливое отношение к маленьким, оказывать им помощь.

В современной психологии также рассматривается роль кукол в различных аспектах. Куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Роль куклы заключается в обеспечении диалога, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу; сегодня кукла лечит заикание, нарабатывает моторику кисти, а «рукой учат голову».

Куклотерапия - это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить различные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости, выработка навыков саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок – родитель, для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекции страхов, нарушенного поведения. Кукла помогает ребенку поделиться с другими самым сокровенным, личным. По тому, как и что ребенок рассказывает, кого осуждает, кому сочувствует, кем восхищается, нетрудно составить представление о нем самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими.

«Оживляя» куклу, ребенок ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь», слова, поведение; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям, развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Для взрослого – это замечательная возможность корректного, косвенного (опосредованного куклой) воспитательного воздействия, которое не воспринимается как поучение и не вызывает сопротивления у детей.

В заключение хочу сказать, что кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию дошкольников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре. Кукла позволяет закрепить социальный интерес к человеку, кукла – объект переноса тех свойств личности, которые особенно притягательны для ребенка, через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества, а также она является посредником между взрослыми и ребенком, так как позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Игры с кукламипозволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия. Нужно помнить, что ребёнок - существо социальное и многому обучается по подражанию. Детям нужно показывать, как можно играть с той или иной игрушкой, не лениться играть вместе с ним, тогда игрушка может стать и развлечением, и учителем, и настоящим другом для ребенка.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, сочувствия, радости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными, а у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

Список литературы

1. Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы. – М.: Просвещение. - 1967.

2. Артёмова Л. В. Формирование общественной направленности ребёнка. – дошкольника в игре. – Киев: Вища шк. - 1988.

3. Морозова Е. Ю. Воспитание доброты у старших дошкольников в играх с куклами. Дисс… канд. пед. наук. – М. - 2009.

4. Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М.: Школьная пресса. - 2011.

5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – М.: «А Темп». – 2004.

6. Флерина Е. А. Кукла и её роль в воспитании ребёнка//Советская игрушка. – 1936.

7. Интернет ресурсы:

• http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskii-potentsial-kukol-v-vospitanii-doshkolnikov

• http://proigrushku.ru/rol-kukly-v-vospitanii-rebyonka-igry-s-kukloj/

• http://www.b17.ru/article/6174/

• http://www.lysvamama.ru/articles/psyho/vospitatelnaja-rol-kukly.html

• http://referat.bookap.info/work/11133/Kukla-kak-sredstvo-vospitaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект к неделе игры и игрушки.

В проекте представлено планирование разных видов совместной деятельности с детьми по теме "Есть игрушки у меня..."....

Распространение опыта работы по реализации краткосрочного педагогического проекта "Мамина неделя", посвящённого Дню Матери в России. Автор: старший воспитатель высшей кв. категории Гуськова О.Ю.

Данный материал - это распространение опыта работы старшего воспитателя детского сада по организации проекта, участниками которого являются воспитанники и их родители. Реализаторами становится весь пе...

. Краткосрочный проект “ Я расту ”

краткосрочный проект по здоровосбережению "Я расту "...

. Краткосрочный проект “Путешествие с Гномом - Астрономом”

краткосрочный проект "Путешествие с гномом Астрономом"...

Краткосрочный творческий проект "Здравствуй сказка"

Проект " Здравствуй сказка"- развивает устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства; -  воспитывает интеллектуально развитую личность, владеющей нормами культуры речевого общения. -...

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Краткосрочный проект «Транспорт»

Проект показывает как в игровой форме раскрыть детям с ОНР раскрыть тему "Транспорт"...