Особенности психического развития дошкольников
материал (подготовительная группа)

Фингильштейн Елена Александровна

психическое развитие дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_razvitie.docx31.01 КБ

Предварительный просмотр:

        

 

 

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3 ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ  В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

1.1. Особенности развития восприятия……………………………..................5

1.2. Особенности развития внимания………………………………………….7

 1.3. Особенности развития памяти…………………………………………….9

1.4. Особенности развития воображения……………………………………...10

1.5. Особенности развития мышления………………………………………...12

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Особенности развития   форм общения со взрослым…………………....14

2.2. Предметная деятельность и игра в развитии ребёнка…………………...16  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.………………………………………………………………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

     Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития всех сторон личности и формированием основы физического, психического здоровья ребенка.

 Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и психологические новообразования, достигаемые к концу данного возрастного периода.

В дошкольном  возрасте перестраивается  отношение ребёнка к окружающему миру . Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития.

В современной психологической литературе описано множество теоретических подходов к пониманию проблемы психического развития. Они существенно отличаются представлениями о механизмах развития, о его движущих силах, о закономерностях и показателях, не говоря уже о том, что они принципиально отличаются представлениями о происхождении и существовании психической реальности.

Одной из самых сложных проблем психологии и одной из центральных является проблема психического развития детей, становления человеческой личности.

С научной точки зрения значимость исследования заключается в обобщенном изложении материала о развитии детей дошкольного возраста.

Цель данной работы - изучение особенностей развития детей дошкольного возраста.

           Задачи:

1.        Анализ психолого-педагогической литературы по данной тематике.

2.        Рассмотреть развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

3.        Раскрыть  общую характеристику психологического развития в дошкольном возрасте.  

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ  В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ

1.1   Особенности развития  восприятия

Главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов[14] .

В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он «выхватывает» при восприятии какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Ответ на вопрос, какой признак в первую очередь выделяет в предмете ребенок, неоднозначен. Предпочтения малыша зависят от его подготовленности к различению признаков. На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотнесения предметов и выполняет соотносящие действия на основе внешних ориентировочных действий. Он по очереди пытается поместить вкладыши в отверстия, пока не найдет деталь нужной формы, или при собирании пирамидки примеривает друг к другу все кольца в поисках самого большого, и так до тех пор, пока не останется ни одного кольца[15].

 По словам, Тихомировой Л. Ф., в дошкольном возрасте зрительное восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющие свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, полнота и точность образов зависят от того, насколько полной системой способов, необходимых для обследования, владеет ребенок.

В научных трудах А. А. Реана мы прослеживаем, что у дошкольника меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметами дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания. Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3-7 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт разнообразных ориентировочных действий, зрительное восприятие становится ведущим. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, в то время как дети раннего возраста очень редко рассматривают предметы, не действуя с ними. Но младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету[13]. Как отмечал, Н.Н. Поддьяков, восприятием детей 3-4 лет управляет и руководит взрослый в ходе выполнения разных видов деятельности. Основной метод обследования предметов определяет последовательность перцептивных действий ребенка. Первоначально предмет воспринимается в целом. Затем вычленяются его главные части и определяются их свойства (форма, величина и пр.). На следующем этапе выделяются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга. В дальнейшем в процессе вычленения более мелких деталей устанавливается их пространственное расположение по отношению к основным частям предмета. Завершается обследование повторным целостным восприятием предмета[12]. 

Таким образом, сенсорное развитие в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;- осваиваются сенсорные эталоны;- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллектуализируется.

1.2.  Особенности развития внимания

Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). К семи годам  заметно возрастает  устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности [1].

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость. Развитие внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Отчётливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов[1].

1.3.  Особенности развития памяти

Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Память представляет собой комплекс процессов, с помощью которых человек воспринимает, запоминает, хранит и воспроизводит информацию. Неполадки на каждом из этих уровней могут вызвать затруднения в обучении.

Существует память произвольная и непроизвольная. При непроизвольном запоминании объекты запечатлеваются в памяти без приложения со стороны человека каких-то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо специальное сознательное усилие, чтобы что-то запомнить, чем интереснее для ребенка будут занятия, тем прочнее и быстрее будет усваиваться материал[8].

Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. При непосредственном (механическом) запоминании процесс сохранения информации происходит без участия мышления, т.е. без осмысления материла, без установления логической структуры и использования ассоциативных приемов запоминания.

Существует также несколько видов памяти, выделяемых по времени сохранения информации: кратковременная память, долговременная память, оперативная памятью. Недостатки каждого из видов памяти приводят к нарушению ее работы в целом.

Память субъективна и подвержена искажениям, т.к. воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения[3].  

Память развивается у дошкольника наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, значит, следует максимально развивать память ребенка в период, когда к этому располагают все факторы.

1.4.  Особенности развития воображения

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением.

  Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, говорится о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, говорится о деятельности воображения[5].

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира[7].

Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснение какому-либо факту действительности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатлений, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолевать стереотипы.

Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию.

Воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет различные истории ,сказки, перевертыши,.

Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его: новая игрушка ,прочитанная сказка, увиденный мультфильм. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства[4].

Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения[2].   Воображение помогает малышу решить эмоциональные и личностные проблемы, неосознанно избавиться от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувство одиночества.

1.5.  Особенности развития мышления

Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы сходятся во мнении, что исходя из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника[6].

Как показано Н.Н.Поддъяковым, в возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов,   воздействию   на   них   с   целью   изменения.   Этот   уровень умственного развития - наглядно-действенное мышление - является подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т.е. предваряет абстрактное мышление[12].

В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий.

Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического. Преимуществом этой формы мышления является возможность отражать существенные связи и зависимости между предметами внешнего мира. Поведенческим отражением достижения ребёнком этого уровня умственного развития служит схематизм детского рисунка, умение ребёнка использовать при решении задач схематическое изображение. Само по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений. Приобретая черты обобщённого, эта форма мышления остаётся образной, опирающейся на реальные действия с предметами или их заместителями. Вместе с тем она является основой для формирования логического мышления, связанного с использованием и преобразованием понятий.

 При направленном развивающем обучении в старшем дошкольном возрасте уже происходит усвоение определённого типа мыслительных действий и понятий. Таким образом, 6-ти летний ребёнок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию его умственный потенциал оказывается достаточно высоким. Вместе с тем, его возможности, особенно если их рассматривать в плане фиксированного развития логической формы мышления, усвоения системы понятий, не следует переоценивать.

ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ                                                  

2.1. Особенности развития   форм   общения со взрослым

Проблема развития общения в дошкольном возрасте  интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.

Общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя[10].

На протяжении дошкольного возраста последовательно возникают и сменяются несколько форм общения детей и взрослых, в которых изменяются и перестраиваются отношения взрослого и малыша, меняется содержание общения.

Содержание общения является существенным моментом для развития отношений ребенка и взрослого. Если оно соответствует уровню потребности, то возникает расположение, приязнь к взрослому.

Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.  

Таким образом, общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека. В дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка, и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.

2.2. Предметная деятельность и игра в развитии  ребенка

Ведущей в этот период становится предметно-манипулятивная деятельность. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними.

Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных (предметных) формах все же появляется. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Скажем, кубик, провозимый с рычанием по столу, превращается в глазах мальчика в машину. Такие игры непродолжительны и возникают эпизодически, для них характерны примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий. Но на следующем возрастном этапе они станут одним из источников сюжетно-ролевой игры.

В раннем возрасте возникает и получает развитие символическая игра. Для развития такой игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати — это замещение.

Когда ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, — это еще более сложные замещающие действия.

В этот период времени появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее — к формированию у ребенка определенных личностных качеств.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение связано с рядом обстоятельств. Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.

Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми — детьми и взрослыми — в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1.        Восприятие. Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.

2.        Мышление. Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3.        Память. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.

4.        Речь. К окончанию дошкольного возраста язык для малыша становится действительно родным. С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения. Вместе с этим дети активно занимаются оригинальным и забавным словотворчеством.

В дошкольном возрасте малыш начинает овладевать социальным пространством отношений между людьми. Это происходит во время общения и игр с родителями и сверстниками. Ребенок осваивает функциональное употребление предметов и открывает ценностное отношение к ним.

Малыш овладевает общепринятыми формами общения, которые уместны в отношениях с окружающими людьми. В этом ему помогает формирование речи и общения через выразительные движения, демонстрацию эмоционального расположения и готовности выстраивать позитивные взаимоотношения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Баскакова И.Л. «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: Методические рекомендации» «Институт общегуманитарных исследований» Москва, 2002 г.

2.Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М., 1983. С-86

3.Бочарова С.П. Итоги и задачи исследования памяти на современном этапе//Психологический журнал. - 1984. - № 1.

4.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1997. С -218

 5.Детская психология / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск, 1988.   С   - 284

  6.Дзятковская Е.Н. Как преодолеть учебные затруднения у ребенка. – Иркутск, 1999. – с. 40 (270)

7.Зиньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995. С – 48)

  8.Истомина З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. -- Ч. II. -- М., 1981.

9.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н.. Возрастная психология, 2002 .

10.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: Линка – Пресс,1997. С – 46)

 11. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1997. – 282 с.)

12.Поддьяков Н. Н., Говоркова А. Ф. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. — М., 1985.

13.Реан А. А. Психология детства.– СПб., 2003

14.Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1996.

15.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. - М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психического развития дошкольника

Раскрываются характерные черты ребенка дошкольного возраста...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ возраствниманиесенсорикапамятьвоображениемышление3-5 лет, совместные игрыВнешнее внимание, увеличивается объем (2-3 предмета), устойчивое распределе...

Особенности психического развития дошкольников

Дошкольный возраст характеризуется активным развитием и совершенствованием познавательных процессов ребенка, особенно памяти, они приобретают все более произвольный характер в связи с возникновением у...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития дошкольников

Особенности психического развития дошкольников...

Особенности психического развития дошкольников 4-5 лет.Развитие личности.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4—5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об...