программа кружка "АБВГДейка"
методическая разработка

Интеллектуально-творческое  развитие детей в игре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka.docx45.57 КБ

Предварительный просмотр:

«АБВГДейка»  (6-7 года)

Цель: интеллектуально-творческое  развитие детей в игре, выучить алфавит. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы. Обучит детей чтению через систему увлекательных игр и упражнений с звуками, буквами, словами.

Задачи: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества. Увеличение объёма внимания и памяти. Формирование мыслительных операций. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решения в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя газами окружающих.  Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Ожидаемые  результаты: у детей должны быть сформированы навыки:

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.

-  умение  составлять рассказ по картинке;

- умение пересказывать содержание известной сказки;

- умение рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;

- умение составлять описательные рассказы;

- умение слышать отдельные звуки в словах;

- чтение по слогам двухсложных и трёхсложных слов;

Начальный курс математики и логики. Конструирование.

- умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;

- умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;

- умение считать в пределах  10 в прямом и обратном порядке;

 - умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком   предметов;

- умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в  заданной группе;

 -умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад,  вверх, вниз);

   

Методы:

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Формы организации деятельности:   подгрупповая;   индивидуальная, занятия проводятся в групповой комнате за столами, на ковре.

Перспективный план кружка «АБВГДейка»

Раздел « Начальный курс математики и логики. Конструирование»

№п/п

Тема занятия

Программное содержание

Методические приемы

Сентябрь

1.

Считаем вместе.

Формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Учить отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.» Развивать наблюдательность.

- Игровое упражнение «Сколько машин и в каком направлении едут?».

- Задание «Нарисуй столько же кружков (квадратов, и т.д.), сколько предметов ты увидел»

- Задание «Повтори узор».

- Отгадай математические загадки.

- Практическое задание с цифрами и геометрическими фигурами.

- Задание «Расставь знакомые цифры по порядку».

2.

Что изменилось?

Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. Закреплять навыки счета в пределах 5. Содействовать развитию умения обдумывать и планировать действия.

- Подвижная игра «Что изменилось?» (несколько детей встают в круг, остальные закрывают глаза. Ведущие меняются местами. Дети определяют, что изменилось. Например «Оля стояла слева от Максима, а теперь справа от него…»)

- Работа с карточками (дети отвечают на вопросы «Сколько мячей (пирамидок)?», «Что про них можно сказать?», «Найди отличие»)

- Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия».

- Задание «Укрась коробки».

- Задание «Расставь знакомые цифры по порядку (1,2,3,4 и т.д.)

3 – 4

Знаки: равенство, неравенство

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, называть «соседей» данного числа. «Записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать «записи». Познакомить детей со знаками равенства, неравенства. Закрепить временные представления.  

- Работа с цифровыми карточками (дети раскладывают цифры и ставят между ними соответствующие знаки, читают «записи»).

- Работа на фланелеграфе с геометрическими фигурами (например, на фланелеграфе 5 желтых и 5 синих квадратов, дети сравнивают количество предметов и ставят соответствующий знак).

- Игра «Назови соседей» (дети поочереди называют соседей числа, выпавшего на верхней грани брошенного воспитателем куба).

- Игра «Назови скорей» (в игре с мячом дети называют дни недели по заданию воспитателя, например «Назови день недели после вторника»).

- Игра «Назови пропущенное слово» (в игре с мячом дети называют пропущенное слово в предложении, например «Солнышко светит днем, а луна …»).

Октябрь

1.

Учимся отвечать на вопросы

Формировать умения детей ориентироваться в представленных рисунках и отвечать на вопрос «сколько?». Закрепить умение обозначать направление, расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку, слева, справа). Закрепить умение ориентироваться в пространстве отдельной клетки. Развивать умение описывать предмет по внешним свойствам (цвет, форма, величина).

- Игровое упражнение «Кто где сидит?»

- Дидактическая игра «Чей это предмет?»

- Выполнение заданий в тетрадях по ориентировке в пространстве отдельной клетки.

- Дидактическая игра «Узнай предмет». Ребенок описывает предмет, который лежит на столе, не называя его. Дети отгадывают название предмета.

- Игровое упражнение «Учись замечать сходства и различия»

2.

Учимся быть наблюдательными.

Учить детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года.

- Практическое задание «Проведи дорожку от каждого животного к своему домику» (дети проводят дорожку от каждого животного к домику так, чтобы цифра на домике и цифра животного были одинаковыми).

- Задание «Вылепи цифры из пластилина».

- Игра «Ручеек» (Ведущие образуют воротца с определенной цифрой, по сигналу педагога дети встают парами так, чтобы образовать вместе заданное число).

- Логическое задание «Время года».

- Игра по картинке «Что напутал художник?».

3-4.

Учимся сравнивать.

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Формировать умение сравнивать между собой предметы по величине. Развивать внимательность.

- Игровое задание «Подбери колесо к машине».

- Составление рассказов по картинкам на сравнение.

- Логическая задача «Чьи следы».

- Игровое упражнение «Расскажи о том, что видишь на картинке».

- Работа с числовыми карточками у доски.

Ноябрь

1.

Учимся сравнивать по величине.

Формировать умение детей сравнивать предметы по величине, использовать для их обозначения соответствующие термины (большой, маленький, равный по величине). Закреплять навык употребления порядковых числительных (первый, второй и т.д.). Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения.

- Дидактическая игра «Матрешка». Задание: кто быстрее раскроет (сложит) матрешку.

- Игровое упражнение «Сравни по величине» (кроватки, куклы).

- Рисование «Гнезда для птичек».

- Работа с раздаточным материалом «Разложи по величине».

- Игровое упражнение «Сколько было, столько стало».

2.

Учимся сравнивать по количеству.

Формировать умения сравнивать между собой предметы и отвечать на вопросы: сколько всего? чего больше? на сколько больше? Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах части и целое. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения.

- Дидактическая игра «Насколько больше».

- Задание «Нарисуй цветы на бабочках».

- Упражнение детей в счете в пределах 10.

- Игра «Покажи соседей числа».

- Задание «Из каких чисел состоит число 8».

 

3-4.

Учимся сравнивать по количеству и форме.

Развивать умение детей сравнивать геометрические фигуры между собой по количеству углов и сторон. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Совершенствовать количественный счет в пределах 10. Развивать память. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом.

- Работа с раздаточным материалом - геометрическими фигурами (дети называют геометрические фигуры, сравнивают их по количеству углов и сторон, находят предметы в группе, похожие на них).

- Игра «Помоги Незнайке добраться до дома».

- Задание «Расскажи, что видишь».

- Работа с раздаточным материалом (разложи цифры в клетки в порядке возрастания).

- Игровое задание «Найди геометрические фигуры и обведи их».

Декабрь

1-2.

Учимся мыслить логически.

Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний.

- Задание «Каждой игрушке своя коробка».

- Логическая задача «Чей это хвост?».

- Отгадывание математических загадок.

- Логическая задача «Найди ошибку художника».

- Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения).

3-4.

Учимся быть внимательными.

Учить сравнивать предметы по величине, весу и количеству. Закрепить знания состава числа 10, навыки счета в пределах 10. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения.  

- Игровое задание «Сравни предметы по величине, весу и количеству».

- Упражнение «Выложи цифры по порядку».

- Придумывание детьми рассказа по картинке, используя слова: «большой», «маленький», «длинный», и т.д.

- Задание «Дорисуй недостающие предметы» (их количество должно равняться цифре, написанной рядом).

- Игра «Назови соседей числа» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок называет его соседей).

Январь

1.

Учимся группировать предметы.

Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения.

- Игровое упражнение «Будь внимательным».

- Беседа с детьми по картинке «Что общего?».

- Логическое задание «Раздели предметы на группы».

- Задание на группировку предметов из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала).

- Задание «Расскажи, что видишь».

2.

Второй десяток.

Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20. Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка.

- Задание «Разложи цифры по порядку с 1 до 10».

- Рассказ воспитателя об истории происхождения второго десятка с использованием наглядного материала.

- Работа с цифрами под руководством воспитателя.

- Игра «Кто знает – пусть дальше считает!» (воспитатель, бросая мяч, называет число, ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на единицу больше в пределах 20).

- Игра «Отвечай быстро» (воспитатель называет к.-л. геометрическую фигуру, а ребенок, поймавший мяч, называет предмет соответствующей формы).

3-4.

Учимся считать до 20.

Продолжать учить считать до 20. Продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка. Учить называть слова, противоположные по смыслу. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения.

- Работа с цифровыми карточками и счетными палочками (соотнести количество счетных палочек с числовым обозначением в пределах 20).

- Упражнение детей в счете в пределах 20.

- Игра «Наоборот» (воспитатель, бросая мяч, произносит любое слово, ребенок говорит слово, противоположное по смыслу).

- Игра «Гаражи» (дети, выполняя роль машин с определенным номером от 10 до 20, «ездят по улице», соблюдая ПДД, и по сигналу воспитателя занимают место в своем гараже).

- Задание «Заполни пустые клетки соответствующими цифрами».

Февраль

1.

Учимся решать арифметические задачи в пределах 10.

Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «минус», «плюс», «равно».

Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать.

- Задание «Составь рассказ (задачу) о книгах» на сложение.

- Составление задачи по картинке на вычитание.

- Упражнение в счете наощупь.

- Дидактическая игра «Вставь вместо звездочек знаки».

- Игровое задание «Сравни предметы по величине и количеству».

2.

Учимся решать арифметические задачи в пределах 20.

Продолжать учить детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

- Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения).

- Составление детьми задач по картинкам.  

- Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо),  наклоняются, топают ногой и т.д.)

- Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д.

3-4.

Учимся ориентироваться во времени.

Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения.

- Беседа с детьми о днях недели.

- Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку».

- Игра «Когда это бывает?»

- Задание «Цифры и точки».

- Отгадывание загадок.

Март

1-2.

Месяц и год.

Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Уточнить знания детей о годе как временном отрезке. Сформировать представление о необратимости времени. Уточнить знания детей о календаре. Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц.

- Беседа с детьми о месяцах года (с какого числа начинается, каким заканчивается, сколько месяцев в году, и т.д.).

- Отгадывание загадок о месяцах года.

- Рассказ воспитателя о календаре.

- Игра «Двенадцать месяцев» (дети по цифровым карточкам называют соответствующий месяц).

- Упражнение в счете в пределах 20.

3-4.

Учимся запоминать.

Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

- Игровое упражнение «Запомни и нарисуй».

- Задание «Придумай задачу на сложение по модели».

-  Задание «Придумай задачу на вычитание по модели».

- Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму».

- Игра «Кто где находится».

Апрель

1-2.

Учимся ориентироваться в пространстве листа.

Развивать у детей пространственную ориентировку, символическую функцию и произвольность. Учить задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу». Развивать умение выполнять правила и соблюдать последовательность операций. Развивать логическое мышление.

- Упражнение «Дорисуй дорогу по схеме».

- Игра «Двигайся, как я скажу» (ребенок двигается в заданном направлении, меняя его по сигналу или в соответствии со стрелками – указателями маршрутов).

- Задание в тетради «Повтори узор и расскажи» (ребенок, перерисовывая образец, комментирует, на сколько клеток и в какую сторону проводить линии)

- Отгадывание математических загадок.

- Раскрашивание узора по образцу.

3-4.

Учимся делить предметы на равные части.

Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали. Учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8. Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова «между», «рядом», «сбоку». Закреплять счет в пределах 20.

- Упражнение с геометрической фигурой «квадратом» в делении ее на равные части (дети показывают 1/8, 2/8, 5/8, 8/8 квадрата и отвечают на вопросы воспитателя).

- Игра с мячом «Что где?»

- Задание «Построй из треугольников силуэт предмета и загадай загадку о нем».

- Игровое упражнение в счете в пределах 20.

- Игра «Кто где находится».

Май

1.

Закрепление ориентироваться во времени.

Закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения.

- Беседа с детьми о днях недели.

- Игровое задание «Помоги Незнайке расставить дни недели по порядку».

- Игра «Когда это бывает?»

- Задание «Цифры и точки».

- Отгадывание загадок.

2.

Закрепление  решать арифметические задачи в пределах 20.

Продолжать закреплять умения  детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за».

- Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения).

- Составление детьми задач по картинкам.  

- Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо),  наклоняются, топают ногой и т.д.)

- Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д.

3.

Закрепление запоминать.

Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать закреплять умение  детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

- Игровое упражнение «Запомни и нарисуй».

- Задание «Придумай задачу на сложение по модели».

-  Задание «Придумай задачу на вычитание по модели».

- Игровое задание «Найди для каждого хоккеиста его форму».

- Игра «Кто где находится».

4.

Закрепление мыслить логически.

Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний.

- Задание «Каждой игрушке своя коробка».

- Логическая задача «Чей это хвост?».

- Отгадывание математических загадок.

- Логическая задача «Найди ошибку художника».

- Игра «Что получилось?» (дорисовывание детьми геометрической фигуры до какого-либо изображения).

Раздел « Развитие речи.  Обучение грамоте»

№п/п

Тема занятия

Программное содержание

Методические приемы

Сентябрь

1-2

Звуки и слова

 

Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

- Беседа воспитателя с детьми о звуках и словах (какие звуки бывают, как называется часть слова, что обозначают слова).

- Звуковой анализ слов.

- Задание «Назови первый звук в словах на картинках».

- Игра «Почему так называют» (значение слов «скакалка», «самолет», «мясорубка» и т.д.)

- Игра «Имена» (к воспитателю подходят дети, чьи имена начинаются на гласный звук «а», на согласный твердый, и т.д.)

3-4

Твердые и мягкие звуки

Учить интонационному выделению в словах твердых и мягких звуков. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умения детей составлять описательный монолог по схеме-подсказке.  Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. Воспитывать у детей любовь к животному миру.

-  Задание «Назови животных, изображенных на картинках».

- Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных.

- Упражнение в интонационном выделении твердых и мягких звуков.

- Составление описательного монолога про какого-либо животного (по картинке).

- Игра «Эхо».

- Рассматривание иллюстраций.

Октябрь

1-2

Один-много

Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

- Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.).

- Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных.

- Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.).

- Задание «Сколько слогов в словах?»

- Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе).

3-4

Найди звук

Учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Учить называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

-Рассматривание картинок.

- Задание «Найди слова с одним и двумя слогами».

- Составление схемы звукового состава слов, обозначающих картинки.

- Задание «Найди слова, которые начинаются с одинакового звука».

- Задание «Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «р»(«рь»), «л» («ль») и т.д..

- Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах».

Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще, например, «На сучках висят шары, посинели от жары», «Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко» (Слива) и т.д.

Ноябрь

1-2

Едем-летим-плывем

Учить находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке, слоге, слове. Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера.

- Рассматривание картинок с изображением видов транспорта.

- Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.)

- Составление детьми предложений с любым словом.

- Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.).

- Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте" (воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения, в случае правильного ответа дети берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта; затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения, например, «держусь я только на ходу, а если встану – упаду», «по дороге едут ноги и бегут два колеса» (велосипед) и т.д.).

3-4

Закрепление изученных твердых и мягких согласных звуков.

Продолжать учить интонационно выделять в словах первый звук силой голоса или длительностью звучания. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие  согласные звуки.

Познакомить детей с поэтическим жанром авторской сказки. Обратить внимание на язык произведений, характеристики действующих лиц. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом.

- Рассказ о писателе К.И.Чуковском и знакомство с его портретом.

 -Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.

 - Рассматривание «портретов» героев из прочитанного отрывка сказки.

 - Задание «Назови первый звук в словах на картинках».

 - Работа по схеме звукового состава слов.

 - Игра с мячом «Найди пару».

Декабрь

1-2

Трехзвуковые слова «рак», «жук».

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с понятием «схема» слова. Упражнять в выделении изолированного звука в словах. Развивать представления о звуке, слоге, слове.

- Упражнение по звуковому анализу слова «рак» с использованием фишек-звуков.

- Звуковой анализ слова «жук».

- Сравнение слов «рак» и «жук».

- Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.)

- Игра «Кто больше».

3-4

Игла-пила

Дать представление о разных значениях многозначного слова. Упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам, в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию. Продолжать учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов.

- Упражнение «Определи, сколько слогов в словах».

- Беседа воспитателя с детьми о многозначных словах на примере слова «игла» (какие предметы мы называем этим словом, чем они похожи, какие иглы мы знаем, что делают швейной иглой).

- Рассматривание рисунков (дети называют предметы, которые видят на рисунках, называют единственное и множественное число слов, обозначающих предметы).

- Задание «Назови картинки и отметь гласные звуки в схемах слов».

- Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.).

Январь

1-2

Дом-домище.

Учить образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать учить детей подбирать определения к изображенным на картинках предметам. Развивать словарь детей. Активизировать употребление образных слов, сравнений, эпитетов.

- Задание «Найди другое слово и объясни» (воспитатель называет слово, а дети находят другое и объясняют, как оно стало звучать – ласково, грубо…; например, «дом-домик-домище», «нога-ножка-ноженька-ножища» и т.д.)

- Задание «Назови детенышей животных».

- Упражнение «Дополни начатое предложение», например, «Дети пошли в лес, чтобы…» и др.

 - «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий - громкий»).

 - Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.).

3-4

Это правда или нет?

Учить находить неточности в стихотворном тексте. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Продолжать совершенствовать умение составлять простые небылицы и путаницы.

- Слушание стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» (дети замечают, чего на свете не бывает).

«Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей.

- Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?-

- Обсуждение образцов высказываний других детей (дети должны подумать и ответить, можно ли так говорить, как надо говорить правильно: «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т.д.).

 - Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.).

 - Придумывание детьми небылиц или путаниц.

 - Игра «Только весёлые слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «веселые» слова не иссякнут, например, «клоун», «радость», «смех» и др.)

Февраль

1-2

Найди другое слово

Учить точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения.

- Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.)

- Игра "Слова мячики" (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»).

- Задание «Придумай предложение со словом».

- Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.)

- Игра "Автобиография" (вначале воспитатель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ, дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь; тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.)

3-4

Назови одним словом.

Учить находить слова, точно оценивающие ситуацию. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний.

- Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий) и др.).

- Слушание стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко» (дети подсказывают нужные слова)

Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает – слова не хватает.

Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка,

Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко.

Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох!

-Вот чудак, - смеется брат,- твой горох– ведь это…(град).

От кого, мои друзья, убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…(тень).

- Задание «Придумай рассказ» (дети должны придумать рассказ со словами, заданными воспитателем).

- Задание «Объясни значение слова и составь с ним предложение».

- Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит названия предметов, ребёнок должен вернуть мяч и назвать эти предметы одним словом).

Март

1-2

Придумай рассказ.

Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

- Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.).

 - Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.).

 - Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.).

 - Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель произносит название сказки - антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» - «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотой рыбке» и т.д.)

- Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.).

3-4

Ждем гостей.

Совершенствовать монологическую форму речи. Продолжать учить составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом.

-  Сюрпризный момент «Пришло письмо».

- Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.)

- Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет).

- Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды).

- Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.)

Апрель

1-2

Четвероногий друг.

Продолжать учить составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные средства связи между частями высказывания.  Способствовать активному использованию в речи детей наиболее походящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств.

- Сюрпризный момент «Щенок потерялся».

- Задание «Опиши щенка» (дети должны описать щенка так, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру).

 - Дидактическая игра «Построим дом для щенка» (дети «строят» конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия (что умеют делать собаки); кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку).

- Чтение воспитателем начала рассказа о щенке.

 - Составление детьми продолжения и окончания рассказа.

- Подведение итогов занятия.

3-4

Медвежонок на прогулке

Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание.

 - Отгадывание мини-кроссворда (детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв, получаются слова «медвежонок», «ёж», «пчела», «лес».)

 - Рассматривание детьми сюжетных картинок.

 - Придумывание воспитателем начала рассказа.

 - Составление детьми продолжения рассказа по сюжетным картинкам с отгаданными персонажами.

 - Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. Подведение итога занятия.

Май

1

Придумай рассказ.

Учить детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений.

- Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.).

 - Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.).

 - Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.).

 - Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель произносит название сказки - антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» - «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотой рыбке» и т.д.)

- Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.).

2.

Как Миша варежку потерял

Совершенствовать умение детей составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Воспитывать желание поддержать разговор, возникающий по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ.

 - Рассматривание детьми сюжетных картинок на тему «Как Миша варежку потерял».

-  Придумывание воспитателем начала рассказа.

 - Составление детьми продолжения рассказа с употреблением слов и выражений о зиме, которые они слышали и придумывали на прошлом занятии, дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца.

 - Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа.

- Подведение итога занятия.

2

3-4

Ждем гостей.

Совершенствовать монологическую форму речи. Продолжать формировать умение составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом.

-  Сюрпризный момент «Пришло письмо».

- Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.)

- Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет).

- Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды).

- Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.)

Литература по кружку «АБВГДейка»:

1. Волина В.В. «Занимательная азбуковедение» - Дрофа, 2002г.- 200с.
2. Ушакова О.Р.  «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» - Москва – 2000г.- 192с.

3. Холина Н.П.  «Методические рекомендации - практический курс математики и обучению

грамоте для дошкольников»-  Москва- 2002г. – 256с.

4.Шмаков С.А  «Игры-шутки, игры-минутки» - Москва-  1999г.- 125с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва

Рабочая программа  разработана на основе Примерной программы «Радуга» : программа воспитания,  образования и развития детей от 2  до 7  лет в условиях дет.  сада /  [Т. И...

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Рабочая программа модуля «Познавательное развитие» основной общеобразовательной программы- образовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с 2-го года по 7-й год жизни Срок реализации: 6 лет

В муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад села Манчаж» (далее МКДОУ «Детский сад села Манчаж») реализуется рабочая программа модуля «Познавательное развитие», (далее ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ подготовительная к школе группасоставлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы 2015-2016г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУподготовительная к школе группа составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Ва...