"Гендерное воспитание дошкольников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Родительское собрание (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_v_detskom_sadu_na_temu_gendernoe_vospitanie.docx | 28.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской области
«Гендерное воспитание дошкольников»
(из опыта работы )
Работа с родителями
Леонова Елена Александровна
2017
Родительское собрание в детском саду на тему
«Гендерное воспитание дошкольников»
Родительское собрание общесадовское с приглашением различных специалистов по проблемам воспитания ребёнка.
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между «женскими» и «мужскими» профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из «добытчиков» они постепенно превращаются в «потребителей», а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
Все это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации старших дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что и педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входит в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.
Изучила литературу о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
подготовила материал для родителей по пропаганде педагогических знаний по этому вопросу и привлечение их к участию в педпроцессе;
продумала построение развивающей среды;
продумала построение модели педпроцесса.
На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать родителей данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Совместно с другим педагогом в группе подбирали и анализировали материал по данной теме.
Собранный материал систематизировался по разделам:
теоретический материал для семинаров и консультаций с педагогами;
консультативный материал для родителей;
организация предметно- развивающей среды;
практический материал по организации и проведению занятий с детьми с учетом особенностей пола.
В течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, воспитатель по обучению физической культуре провела консультацию «Дифференцированный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста», психологом ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников». На базе нашего ДОУ провела семинар «Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного возраста», в котором приняли участие руководители и психологи дошкольных учреждений, родители воспитанников, учителя начальной школы, врач детского сада.
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей» оформлялась наглядная информация, работал детско-родительский клуб «Дорога радости», на родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование. Администрацией ДОУ была организована встреча родителей с врачом-гинекологом на тему «Гигиена мальчиков и девочек», издан спецвыпуск газеты «Малышок», посвященный вопросам полоролевого воспитания. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; была организована «Неделя добрых дел в семье». В группе оформлены фотоальбомы «Мама с дочкой, папа с сыном — вместе смотримся красиво!», «Лучшая в мире семья — моя!», «Моя дружная семейка», в конце учебного года был проведен конкурс «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», посвященный Году семьи. Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: «День влюбленных», «Шоу всемогущих пап», «Бенефис девочек», «Рыцарский турнир», «День матери», конкурс семейных талантов «Минутка славы», спортивные праздники.
Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при сохранении смешанных групп используется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении занятий учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по выполнению заданий, а мальчикам сообщаю лишь принцип их выполнения, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики — о машинках и т.д.)
Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения. С этой целью детей знакомила с русскими народными играми, заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде; проводились беседы на темы: «Обязанности детей в крестьянской семье», «Семейные традиции и обычаи татарского народа», «Как трудились и отдыхали в старину», «Как росли мои родители?» и др.
Реализация специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.
Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. С детьми проводятся специфические занятия. Так, например, плотник ДОУ учит мальчиков работать молотком и другими инструментами, а воспитатель подготовительной группы обучает девочек кройке и шитью кукольной одежды. В течение учебного года работает кружок «Умелые ручки», на занятиях в котором выполнение заданий распределяется таким образом, что девочки выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпеливостью, а мальчики — с умением конструировать, моделировать, с развитием творческих способностей. В группах дети с большим удовольствием работают в «Уголке маленького мастера» и в «Уголке маленькой мастерицы». Вместе с воспитателями дети изготавливали подарки-сувениры воспитанникам младших групп (мальчики — мальчикам, девочки — девочкам), «Символ мальчика» и «Символ девочки», сувениры друг другу «В память о нашей дружбе».
Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности , вырос творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия семьи и ДОУ
Большинство родителей в настоящей социальной ситуации, не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком. Соответственно, и культура семейного общения постепенно сужается, что ...
"Гендерное воспитание дошкольников в условиях ДОУ"
Представлен опыт работы детского сада по полоролевому воспитанию дошкольников...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
«ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА»
Воспитание мальчиков и девочек имеет разную структуру....
"Гендерное воспитание дошкольников".
Консультация для родителей....
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
- Мне нравится (1)