Современные педагогические технологии в доу.
статья

Джазова Мадина Менглибиевна

Данное исследование посвящено важному вопросу в воспитании дошкольников - вопросу речевого развития детей в семье через использование современных игровых технологий. В современных условиях реализации ФГОС ДО дошкольные учреждения демонстрируют методы и формы воспитания, которые обкспечивают сохранение здоровья, развитие творческих способностей, предпосылок учебной деятельности и, как следствие, формирование всесторонне развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_pedagogicheskie_tehnologii_v_dou.docx68.84 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

З.А.Огородова

воспитатель первой квалификационной категории,

Е.И.Малевич

воспитатель первой квалификационной категории,

М.М.Джазова

канд. филолог. наук., доцент, воспитатель высшей квалификационной категории

Е-mail: dgazova@yandex.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ.

Аннотация

Актуальность – данное исследование посвящено очень важному вопросу в воспитании дошкольников – вопросу речевого развития дошколят в семье через использование современных игровых технологий и наиболее полному развитию личности ребёнка. Речь ребёнка начинает формироваться в семье, значит родители должны в деле воспитания детей использовать наиболее результативные методы. Дошкольные учреждения существенно помогают родителям в воспитании дошкольников, а в современных условиях реализации ФГОС ДО демонстрируют методы и формы воспитания, которые обеспечивают сохранение здоровья, развитие творческих способностей, предпосылок учебной деятельности, и, как следствие, формирование всесторонне развитой личности. В детских дошкольных учреждениях проводятся конференции, мастер-классы, квесты, круглые столы с непосредственным участием родителей, которые способствуют вовлечению их в образовательную деятельность учреждения.

Цель нашей работы – это продемонстрировать и помочь семье  развивать речь ребёнка, формировать коммуникативные навыки, используя современные педагогические здоровье сберегающие технологии.

Метод  - эффективной формой реализации, в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей в образовательную деятельность, можно считать родительскую конференцию. Это мероприятие, на котором родители делятся своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения, раскрывают тему конференции.

Ключевые слова:

Дошкольное воспитание, педагоги, родной язык, речь, коммуникативные навыки, дошкольное образовательное учреждение.

В настоящее время во всех дошкольных учреждениях широко применяются различные инновационные педагогические технологии. В связи с этим хочется выяснить,  а что же такое педагогическая технология. Прежде всего, это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо мастерстве. Исходя из этого определения, можно сказать, что педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, то есть она организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Современные педагогические технологии направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. На сегодняшний день система образования претерпевает изменения, и как следствие, изменяет педагогическую теорию и практику учебно-воспитательного процесса. Изменяется содержание обучения в ДОУ: педагоги могут выбирать и конструировать педагогический процесс. Появляются новые современные педагогические технологии, в которых необходимо ориентироваться педагогу, воспитателю.

Одной из современных образовательных технологий является квест-технология. Она появилась совсем недавно и сыграла немалую роль в воспитательном и образовательном процессе. Что же такое квест-технология?

В переводе с английского слово quest означает «поиск», «приключение».Собственно, на поиске решения для какой-то конкретной задачи и основаны квест-технологии в образовании. Для того, чтобы заинтересовать детей образовательными дисциплинами, было предложено использовать игру, как метод обучения, ведь именно в игре у детей появляется восприятие того или иного материала, а также формируется собственное мнение по поводу происходящего.

Квест – проектная деятельность, основанная на синтезе проектного метода и игровых технологий, заключающаяся в продолжительном целенаправленном поиске, связанномс приключениями или игрой. Она может иметь различные формы реализации: образовательные веб-квесты, приключенческие, или игровые квесты, «живые квесты». Особый интерес представляют «живые квесты», направленные на выполнение определённого задания, реализующего воспитательно-образовательные цели, с элементами сюжета, ролевой игры, связанной с поиском мест, объектов, людей, информации. При этом для достижения цели могут быть использованы ресурсы территории, в границах которой происходит перемещение, информационные ресурсы. Преимуществом квест-технологии является использование активных методов обучения. Квест-занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы. Обучающийся в процессе работ над квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, проникает в глубь процессов, явлений, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квестом его участнику необходимы навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Квест-технология была использована нами в работе с родителями на конференции «От книги к общению».  Перед собой мы поставили следующие задачи: развивать социально-комуникативные навыки, сплотить коллектив и уметь решать поставленные  задачи вместе, прививать интерес к чтению.

Целью квеста было собрать ключевую фразу: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» и узнать из какой сказки эта фраза. (А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке») 

После того, как были собраны все фрагменты фразы, участники  собирали всё высказывание, и продемонстрировали результат ведущим. Местом проведения стала групповая комната.

Ход квеста:

Б.Я.: Какие дорогие гости ко мне пожаловали! Как я вам рада, а то меня  совсем стороной обходят, злыдней считают.

Л.: Да не злыдня ты вовсе! А хорошая Бабуся- Ягуся!

Б. Я.: Спасибо, Леший! А еще я умная и сказочки почитываю… (держит сборник сказок). А вы любите сказки? Много их знаете? Хорошо..

Б. Я.: Сегодня меня попросили(как самую умную и красивую) провести вас по дорогам сказок. Только вот дороги эти не просты.

Л:Вы должны будете очень постараться, вспомнить много сказок, ответить на хитрые вопросы. Вы готовы к испытаниям?

Б.Я.: Тогда слушайте задание: вам нужно найти слова, составить из них мудрую  фразу, которую сказал когда-то очень известный писатель.

Л.: И, конечно же, сказать, в какой сказке эта фраза была упомянута впервые.

Б.Я.: Ну что, начнем? Тогда, гости дорогие, загадку отгадаете- предмет волшебный узнаете. А в предмете том задание на сообразительность и внимание. Задание выполняете - слово получаете!

  1. Л: Много верст впереди-

 Как бы их быстрей пройти?

Ты попробуй их обуть

Одолеешь мигом путь. (Сапоги- скороходы)

Участники ищут в группе сапоги-скороходы, в которых будет следующее задание:

Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки он порвал.
С Лешим в чехарду играл.
Помогите их собрать
Сказку русскую назвать.

Команда собирает из разрезных картинок сказки и называет их и отгадывает слово СКАЗКА.

 2. Б. Я.: Если ты ее наденешь,

Можешь хоть куда идти,

И при этом неприятель

Не сможет в ней тебя найти. (Шапка-невидимка.)

Участники ищут в группе шапку-невидимку и обнаруживают в шапке-невидимке задание: подобрать правильное название к сказке (на столе разложены в беспорядке карточки с названиями сказок - перевертышей и карточки с названиями настоящих сказок). После выполнения находят в шапке- невидимке слово из фразы: ЛОЖЬ.

«Лиса и шестеро цыплят» – «Волк и семеро козлят»,
«Собачья развалюха» – «Кошкин дом»,«Дворец» – «Теремок»,  «Утки - селезни»- «Гуси -  лебеди», «Жаба – домоседка» - «Лягушка- путешественница»,  «Трусливый волк» - «Храбрый заяц», «Оловянное животное» - « Золотая рыбка»,  «Курочка Серебряная лапка» - «Петушок Золотой Гребешок»,

«Больной - Ойздоров» - «Доктор Айболит», «Коза и семеро волчат» — «Волк и семеро козлят», «По заячьему отказу» — «По щучьему велению», «Царь и заяц» — «Мужик и медведь», «Жарилко» — «Морозко», «Михаил Крестьяныч и беленький зайчик» — «Иван Царевич и серый волк»,«Жук-жужжак» — «Муха-цокотуха», «Девочка-с-ручку» —«Мальчик-с-пальчик

3. Л.: Стоит только расстелить -

Всех сумеет накормить.

Много всяких будет блюд.

Как стряпуху ту зовут? (Скатерть-самобранка.)

В скатерти-самобранке задание: найти блюда, которые использовались в русских народных сказках. Команда находит слова: да в ней

в

к

и

с

е

л

ь

ш

ь

и

с

п

е

и

т

б

ю

л

м

т

и

б

о

б

п

ц

и

й

щ

и

г

л

ш

ь

и

у

б

к

с

т

н

и

ю

о

р

м

и

д

в

я

е

н

х

у

о

ч

к

в

а

с

к

ы

ж

к

г

с

т

р

й

ю

й

а

э

е

и

м

ь

т

у

б

к

а

ш

а

н

и

о

у

ц

ь

ц

в

х

л

е

б

т

м

е

д

4.Б. Я.: Как у Бабы Яги

Нет совсем одной ноги.

Зато есть замечательный

Аппарат летательный (Ступа).

А в ступе лежит задание: угадать и назвать из какой сказки предметы (картинки на столе). Участники находят слово: НАМЕК.

Полено (А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

Яблоко (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)

Сундук («Морозко»)

Топор («Каша из топора»)

Печка («По щучьему веленью»)

Цветок («Цветик-семицветик» В.Катаев)

Невод («Золотая рыбка»)

Игла  («Кощей Бессмертный»)

Стрела («Царевна- лягушка»)

Скалка (« Лисичка и скалочка»)

Золотая цепь («Лукоморье»)

Команды получают слова: да, молодцам

5. Л: В него смотрелся тролль,
Царица, сердцем злая…
Принёс осколок боль
И холод в сердце Кая! (Зеркало)

Задание: Соотнести цитаты- телеграммы с книгами. Находят  слово: добрым.

1. «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул»

Ответ: Медвежонок («Три медведя»)

2.«Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» Ответ: Волк («Лиса и волк»)

3. «Спасите, нас съел серый волк»

Ответ: Козлята («Семеро козлят»)

4. «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко»

Ответ: Мышка («Курочка Ряба»)

5. «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома»

Ответ: Маша («Маша и медведь»)

6. «Помогите, мой брат превратился в козленочка»

Ответ: Алёнушка («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

7. «Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке»

Ответ: Иван-царевич («Царевна-лягушка»)

6. Б.Я.: Кто знает эту сказку с детства,

Поймет, о чем я говорю.

Какое транспортное средство

Емелю привезло к царю? (Печь)

Задание: расшифровать, в каких русских народных сказках встречается печь. Команда находит слово: молодцам

п

щ

о

у

ч

ь

е

м

в

л

н

ю

ж

х

и

а

к

р

с

г

д

б

з

т

я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

1

3

2

4

5

6

7

8

4

9

7

10

7

11

15

12

Ответ: «По- щучьему велению»

1

15

14

16

18

17

16

Ответ: «Жихарка»

20

4

19

15

10

7

22

7

21

15

Ответ: «Гуси- лебеди»

17

3

10

3

22

3

17

Ответ: «Колобок»

9

3

10

17

19

7

8

7

18

3

17

3

23

10

25

24

Ответ: «Волк и семеро козлят»

7. Л.: Всем он каши наварил,

Съесть ее не хватит сил (горшочек)

Задание: Продолжить фразеологизмы, которые пришли к нам из сказок. Команда получает слово: урок.

1.В тридевятом царстве, …в тридесятом государстве.

2.Ни в сказке сказать,… ни пером описать.

3.У разбитого… корыта.

4. Встань передо мной, …как лист перед травой.

5.Сказка про ..белого бычка.

6. Сказка сказывается,… да не скоро дело делается.

7.Поди туда - не знаю куда, …принеси то - не знаю что.

Команда выкладывает из слов высказывание.

Б.Я.: Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина. А в какой же сказке оно было впервые упомянуто? ( В Сказке «О золотом Петушке»).

Л.: Мы поздравляем команду за активное участие в игре. Всем спасибо.
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/006a/0004f5f1-972f7903/hello_html_m1ec9ae5d.jpg

 Как показали результаты, квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом. В процессе  игры проявляется индивидуальность каждого участника, его самостоятельность, инициативность, поисковая активность.  Квест – игра, в которой самостоятельно или совместно со взрослым,  каждый участник открывает  или приобретает новый практический и социальный опыт. И мы еще раз убедились, что   именно игра,   для ребенка,  является средством познания окружающего мира.

Список использованной литературы.

  1. Гурьева Н.А. «Учимся по сказке» Игры-занятия с детьми 4-7 лет.
  2. Литрес (электр книги) Гербова В. «Развитие речи в детском саду»
  3.  Николаева И.В. Образовательные квест - проекты, как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся.  http://schools.keldysh.ru/labmro/do2003/lib/vl-4.htm 
  4. Осяк С.А. Образовтельный квест - современная интерактивная технология/С.А. Осяк //Современные проблемы науки и образования, 2015.  https://science-education.ru/pdf/2015/1-2/302.pdf 

© М.М.Джазова, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рас...

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »

В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...

«Современные педагогические технологии в дошкольном образовательном учреждении» Тема выступления «Информационно-коммуникационные технологии – инструмент современного педагога», март 2021 г.

Информационно - коммуникационные технологии в образовании   В условиях динамично меняющегося мира, стремительного роста информационного потока, развития новых информационных...