Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»
план-конспект урока по теме

Митроченко Татьяна Владимировна

Сценарий семинара - практикума «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации» может быть полезен руководителям ДОУ, старшим воспитателям. Подробно на практике рассказывается о технологии модерации.

Цель семинара: повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельности, содействуя продуктивному обмену мнениями и координируя общие усилия, ход и направление дискуссии, используя технологию модерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 23_yanvarya.docx32.96 КБ
Office presentation icon moderaciya.ppt251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»

Подготовила:

Митроченко Татьяна Владимировна

старший воспитатель МБДОУ д/с№1 «Рябинка»

Промышленновский район

2013

Цель: повышение уровня компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных учреждений в вопросах применения активных методов обучения; учить проводить обсуждение актуальных проблем деятельности, содействуя продуктивному обмену мнениями и координируя общие усилия, ход и направление дискуссии, используя технологию модерации.

Оборудование: картинки морских животных (4 вида) для деления на группы, листы бумаги, 4 ватмана, фломастеры, цветы красного, оранжевого, желтого, зеленого, фиолетового цветов, доска.

Ход:

Ввод в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации образовательного процесса.

Каждый из нас имеет горький опыт, когда хорошо продуманное и организованное дело не приносит своих плодов. Например, мы уверены, что наши коллеги с энтузиазмом приступят к реализации важных и нужных решений педагогического совета, но замечаем в лучшем случае безразличие, а то и закамуфлированный саботаж. В ином случае мы замечаем, что тщательно разработанное методическое совещание по актуальной, на наш взгляд, проблеме оставило равнодушными или даже вызвало сопротивление участников.

Одной из причин подобных разочарований может быть то, что обычно на занятиях, совещаниях или педсоветах считается, что есть руководитель, который все знает лучше других, поэтому он определяет порядок прохождения мероприятия, задает цели и желаемый результат. Такой подход не допускает настоящего участия присутствующих в обсуждении, не дает им права на решающее слово, а как следствие, мы наблюдаем отсутствие заинтересованности, активности и ответственности в ходе работы и в реализации решений.

Во всех перечисленных ситуациях, если мы действительно хотим заинтересованного, деятельного и ответственного участия коллег в решении важных проблем, целесообразно использовать именно технологию модерации.

Наш сегодняшний семинар состоит из двух частей: практической и теоретической. Сначала мы на практике попытаемся разобраться с технологией модерации, а затем обобщим знания теоретически.

Практическая часть:

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.

Все встают в круг. «Давайте поздороваемся друг с другом. Будем  здороваться не словами, а молча – глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение».

Упражнение «Осьминоги»

Приветствие «Море». Предлагается взяться за руки и улыбнуться друг другу. Круг замыкается – это «море».

«Море дышит» (положительный эмоциональный настрой0. Одновременно все игроки делают шаг в центр круга и громко произносят «Ш-Ш-Ш»; затем делают шаг назад и произносят этот звук тихо.

«Кто живет в море?» Ведущий предлагает пофантазировать о том, кто живет в море. «Посмотрите на свои ладони. Кого они вам напоминают?» - осьминогов.

«Игры осьминогов» (телесно – ориентированное взаимодействие). Упражнение проводится в парах. Игроки выполняют действие, о которых говорит ведущий. «Встретились два осьминога и поздоровались указательными пальцами (щупальцами), посоревновались в перетягивании средними пальцами, погладили безымянные пальцы, поцеловались большими и помахали друг другу мизинцами»

Участники семинара делятся на 4 микрогруппы с помощью картинок морских животных.

Упражнение «Мы похожи»

Цель: объединить группу

Задание: Каждой группе придумать свое название, нарисовать эмблему, объяснить название группы. (Каждая группа представляется)

«Федеральные государственные требования» - нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями.

ФГТ устанавливают принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющем собой альтернативу предметному принципу.

Упражнение «Фруктовый сад»

Какие ваши ожидания и опасения по введению в действие ФГТ? Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания, а на лимонах – опасения.

  1. Каковы причины возникновения ФГТ?
  2. Принципы построения основной общеобразовательной программы
  3. Группы требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
  4. С какими трудностями мы сталкиваемся при внедрении ФГТ?

Упражнение «Автобусная остановка»

Цель: научить обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом. Модератор ставит задачу группам – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 3 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющими записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями. «!» - отмечает те записи, с которыми полностью согласны, «?» - отмечает те записи, с которыми не согласны. Оформляет материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. Подводятся итоги.

Упражнение «По цепочке»

Участники семинара становятся в круг. Передавая из рук в руки по часовой стрелке, к примеру, мягкую игрушку, высказывают мнение о проведенном занятии.

Упражнение «Цветы из разноцветной бумаги»

Используются вырезанные цветы, разного цвета (красные – восторженное, оранжевые – радостное, желтые – приятное, зеленые – спокойное, фиолетовые – раздраженное). Каждому участнику предлагается выбрать цветок, соответствующий его настроению, и прикрепить его на доску.

Теоретическая часть

Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.

Модерация – это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса, это способ проведения учебных занятий или профессиональных совещаний, который быстрее приводит к результатам и дает возможность всем участникам принять общие решения как свои собственные

Модерация – это структурированный по определенным правилам процесс группового обсуждения в целях идентификации проблем, поиска путей их разрешения и принятия общего решения

Модератор — организатор групповой работы, активизирующий и регламентирующий процесс взаимодействия участников группы на основе демократических принципов

Метод модерации

при проведении деловых совещаний обеспечивает:

- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения при обсуждении животрепещущих проблем;

- оперативность в выработке вариантов решений и достижения согласия относительно выбора оптимального из них;

- логичное завершение обсуждения проблемы составлением плана конкретных действий;

- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в выработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.

Цель модерации – это достижение эффективного уровня деловой коммуникации при демократическом планировании и стимулировании активного участия сотрудников.

Методы модерации направлены на достижение конкретной цели и обеспечение комфортности в группе каждого слушателя

Методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения.

В ходе модерации групповой работы происходит совместное развитие и обучение и участников, и самого модератора

Модерация так же, как и другие виды сопровождения, имеет следующие характеристики:

  1. сосредоточена на конкретной проблеме;
  2. ориентирована не на конкуренцию, а на кооперацию;
  3. исключает формальный контроль и оценку;
  4. содержит способы деятельности, указывающие путь решения проблемы для группы;
  5. создает психологически комфортные условия для субъектов профессиональной деятельности

Фазы модерации

  1. фаза знакомства
  2. вхождение или погружение в тему (сообщение целей)
  3. выяснение ожиданий участников (планирование программы)
  4. передача и анализ информации (инпут)
  5. проработка содержания (групповая работа)
  6. подведение итогов (рефлексия)
  7. эмоциональная разрядка (разминки)

Знакомство. Вхождение

  1. (цель - формирование, закрепление позиции, понимание своей роли субъекта деятельности).
  2. На этапе знакомства происходит знакомство участников друг с другом; создается определенная психологическая атмосфера, доброжелательная комфортная обстановка.
  3. Далее происходит приветствие и представление организаторов, знакомство участников, сообщение темы, цели, программы дня, режима работы.

Выяснение ожиданий участников

  1. (цель - осознание собственных потребностей, целей и самоопределение на собственную деятельность в семинаре).

Данный этап обеспечивает каждому участнику возможность сформулировать свои потребности и ожидания, осознать их; учесть приоритеты и потребности всех обучающихся; обсудить всю программу работы на семинаре, представить ожидания участников; использовать материал для рефлексии

Метаплан

(цель – структурировать содержание с привлечением участников семинара).

  1. Метод презентации материала с использованием цветных карточек, на которых пишутся ключевое слово(слова или фраза), затем во время общей презентации они располагаются по значимости задач, блоков-карточек становится меньше. Потом опять презентация и систематизация карточек по значимости, но теперь их нужно обобщить и записать название укрупненных тем, присвоение символов, рейтинг и обсуждение результатов.
  2. В ходе семинара или курсов можно постоянно обращаться к метаплану.

Инпут

  1. Теоретическое вливание  в тему занятий
  2. Предполагает чередование мини- лекций по 20-25 минут

Групповая работа

(цель –проработка содержания занятия в практической деятельности)

  1. В зависимости от темы и цели семинара может быть организована совместная деятельность участников (дискуссии, деловые игры, проектирование, индивидуальная работа и т.п.).

Рефлексия

  1. (цель – оценка деятельности всех участников и организаторов этапа, упражнения, семинара, подведение итогов, что изменилось, перспективы).

Короткие разминки

  1. (цель - поддержание заинтересованности, активности и положительного настроя обучающихся)
  2. Процесс движения активизирует мыслительную деятельность, устанавливает между участниками взаимопонимание, формирует чувство команды)

Предпочтительные методы и формы образования взрослых

  1. практическая работа;
  2. формы для снятия психической нагрузки;
  3. методы консультативно-индивидуальной работы;
  4. групповые формы;
  5. активные методы обучения;
  6. проведение тренингов

При организации модерации необходимо обратить внимание на процессы, составляющие ядро метода и обеспечивающие его результативность: визуализацию, вербализацию, презентацию и обратную связь.

Под визуализацией понимается наглядное представление мнений и идей, высказанных в ходе работы, групповых решений, которые могут быть представлены словесно или в виде схем, образных рисунков. Визуализация способствует абстрагированию, выделению главного, а также структурированию и запоминанию целостного процесса дискуссии.

Вербализация, то есть словесное выражение коммуникаций, возникающих в ходе обсуждений, требует особого внимания в силу того, что общение в группах не всегда проходят упорядоченно, в режиме заинтересованного диалога.

Презентация — представление итоговых или промежуточных результатов работы в малых группах, является комбинацией вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы и т. п.) средств общения, с обязательной визуализацией. Успешность презентации, а значит и принятие группой предложенных идей, во многом зависит от уровня развития презентационных навыков.

Трудно переоценить значение продуктивной обратной связи как в ходе обсуждений, так и при принятии окончательного решения. Обратная связь представляет собой обмен содержательной и эмоциональной информацией между участниками обсуждения, что позволяет добиться точного понимания сказанного, идентифицировать проблематику дискуссии, корректировать ход обсуждения и регулировать эмоциональный настрой группы.

Для обеспечения продуктивного протекания процессов вербализации, визуализации, презентации и обратной связи целесообразно предложить группе «правила игры». Хорошо, если сама группа дополнит эти правила своими собственными предложениями, в таком случае, группа более ответственно относится к их выполнению.

Правило 1. Высказывания должны быть краткими При обсуждениях в группе каждому выступающему можно давать только ограниченное время для выступления. Для отдельного выступления можно установить регламент — 30 секунд. Если кто-то не соблюдает это время, то модератор его обязательно прерывает, указывая на оговоренное время выступлений. Чтобы прерванный не почувствовал обиду, можно предложить ему за дополнительные несколько секунд дать короткие комментарии.

Правило 2. Не разрешается говорить нескольким участникам одновременно

Чтобы с самого начала исключить перебранку и «восточный базар» оговаривается, что выступать можно только с разрешения модератора, показав свое желание поднятием руки. Модератор должен следить за соблюдением равноправия всех и не нарушать очередность желающих выступить.

Правило 3. Главные идеи и предложения должны быть визуализированы

Визуализация главных мыслей выступающих (осуществление записей, которые могут прочитываться на расстоянии и расположены в поле зрения всех участников) — это одна из основных задач модератора. Во время обсуждения, которое может длиться несколько часов, а в случае учебных занятий, может продолжиться и через неделю, никто не в состоянии запомнить все высказанное. Поэтому модератору следует коротко повторить выступление и написать главную мысль, получив на это согласие участвующих (поскольку модератор не является главным специалистом по обсуждаемой проблеме). Таким образом исключаются недопонимание и неправильные выводы.

Если модератор не успевает обеспечивать визуализацию, он может попросить одного из участников группы ассистировать ему. В ряде случаев работа будет продуктивнее, если запись осуществляют сами участники, это повышает продуманность высказываний и ответственность за них. Текущая визуализация одновременно является основой протокола обсуждения.

Правило 4. Все обсуждения ведутся письменно Если обсуждается актуальная тема, и заинтересованные участники вступают в горячие дискуссии, зачастую трудно бывает не отклониться от основной темы и соблюдать порядок обсуждений. В такой ситуации можно попросить, чтобы каждый кратко написал свою идею на карточке. Карточки потом прикрепляются к доске и спокойно обсуждаются. При таком методе не потеряется «красная нить», ни один аргумент не будет упущен, а участники останутся спокойными и не допустят обидных слов в горячей дискуссии.

Также полезно напомнить о данном правиле перед презентациями результатов работы, которые не рекомендуется прерывать. Удобно записывать вопросы или замечания на карточки для последующего обсуждения.

Правило 5.     Применять так называемые «конфликтные знаки» При любом обсуждении бывают противоречивые мнения. Они часто приводят к длительным и непродуктивным дискуссиям.

         Целесообразно, в целях экономии времени и предупреждения личностных конфликтов, использовать специальные пометки, например знак «молния», для обозначения таких высказываний, с которыми не все участники согласны. Этим также создается атмосфера, в которой все участвующие получают возможность свободного выражения собственного мнения.

Спасибо за плодотворную работу. Мы надеемся, что Вы что-нибудь новое узнали, что не зря мы все здесь сегодня собрались.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар- практикум "Использование современных методов и технологий в работе над развитием речи детей дошкольного возраста"

Цель: повысить уровень педагогическофй  компетенции по использованию современных  технологий...

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...

Семинар-практикум Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Семинар-практикумИспользование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ Цель: уточнение, систематизация представлений педагогов о современных образовательных технологиях раб...

Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных  технологий(игровой технологии и техн...