Семинар – практикум: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
методическая разработка

Ахмерова Гульназ Авхатовна

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных  технологий
(игровой технологии и технологии «Ситуация»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_-_praktikum.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №3 «Светлячок»

 МР Учалинский район РБ

Семинар – практикум:

«Использование современных образовательных технологий

 как эффективного средства

по формированию элементарных математических представлений

 у дошкольников»

Подготовила старший воспитатель

Ахмерова Г.А.

        Учалы 2020г.


Семинар – практикум:

«Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Дата проведения: 5 февраля 2020 г.

Место проведения: МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок» корпус№1, ул. Маяковского, 100.

Участники: педагоги разновозрастных групп района.

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (игровой технологии и технологии «Ситуация»).

План проведения семинара:

1. Эффективность работы по ФЭМП у дошкольников.

2. Современные образовательные технологии -  инструмент реализации современных целей дошкольного образования.

3. Игровая технология и технология «Ситуация» как эффективные средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Подготовка:  Самостоятельная  теоретическая  подготовка  педагогов  (изучение современных  педагогических  технологий  обучения,  методов  и  приемов, используемых в практике). Подготовка компьютерных презентаций, методических материалов по развитию логико-математического  развития  дошкольников, подборка  практического материала (дидактические игры, буклеты).

Оборудование: Мультимедийная установка, игры, пособия, буклеты

Ход семинара:

Ведущая 1: - Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались на семинар – практикум по теме: «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников» И первое слово предоставляем заведующему МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок» Даринбаевой Файрузе Закировне.

Вступительное слово заведующего:

Доброе утро коллеги.

 Дети - существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляя нас взрослых взглянуть на мир по-новому. Чтобы лучше их понять, необходимо самим стать чуть-чуть ребенком и взглянуть на мир их глазами.

Мир ребенка – это мир познания. Ежедневно мы отвечаем на пытливые вопросы наших ребятишек.

А сейчас  разрешите задать вопросы вам, уважаемые коллеги?

- Скажите, пожалуйста, какое сегодня число.

- Теперь скажите, какой сегодня день недели,

-Номер машины, на которой вы приехали

-  Во сколько вы вышли из дома, чтобы успеть на сегодняшнее мероприятие.

Какие знания вам помогли ответить на поставленные вопросы?

Вы правы, коллеги. Математика – удивительная наука. И как говорил Михаил Васильевич Ломоносов«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

   Наша задача с вами - развить в каждом ребенке творческую личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Не навязывать ребенку свое мнение, а давать ребенку возможность думать самому и получать удовольствие при преодолении трудностей.

  Практика показывает, что дошкольники проявляют повышенный познавательный интерес к образовательной деятельности только в том случае, особенно по математике, когда они заинтригованы и поражены чем-то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах интересной, почти волшебной.

Занимаясь по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) по авторам И.А.Помораевой,  В. А. Позиной  педагоги  столкнулись с нехваткой наглядного  и раздаточного материала, и чтобы внести новизну в образовательную деятельность, мы решили в этом году исходя из годовых задач по математике приобрести дидактические игры и методические пособия.

Задача педагога - сделать образовательную деятельность по ФЭМП (формированию элементарных математических представлений) занимательной  и необыкновенной. А как сделать, чтобы наши дети во время образовательной деятельности были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания. Что нужно для того, чтобы и воспитатели и дети получали от образовательной деятельности удовлетворение?

Заинтересовать детей! Вот об этом и сегодня наши педагоги  с вами поделятся.

Ведущий 2: Спасибо Файруза Закировна! Следующее слово предоставляем старшему воспитателю МАДОУ Детский сад №3 Ахмеровой Гульназ Авхатовне.

Выступление старшего воспитателя.

- Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. 

К числу современных образовательных технологий, которые в основном применяются в детских садах, можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  •  информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология;
  • технологии предметно – развивающей среды;
  • технология «Ситуация».

И сегодня мы с вами рассмотрим две технологии: игровую и технологию «Ситуация», применяемые нами на занятиях по математике.

Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.Другими словами, понятие «игровые технологии»  включает достаточно большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Применение игровых технологий на занятиях в ДОУ:

- делает ребёнка более активным;

- повышает познавательный интерес;

- развивает память, мышление и внимание;

- способствует развитию творческих способностей, выработке речевых умений и навыков.

Технология позволяет ребенку овладеть средствами  (речь, схемы и модели)  и способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-математический опыт).

Технология «Ситуация»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи.

В основу организации образовательного процесса  положена технология деятельностного метода Людмилы Георгиевны Петерсон.

Основная ее идея заключается в том, чтобы на каждой образовательной ступени управлять самостоятельной познавательной деятельностью детей, учитывая их возрастные особенности и возможности.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

По технологии «Ситуация» в образовательном процессе у воспитателя две роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор он выбирает способы и средства; организует сам образовательный процесс; задает детям вопросы; предлагает игры и задания. Образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: воспитатель не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!» и тому подобное, значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.

Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результаты, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем веру в свои силы. Если детям психологически комфортно в детском саду, если они свободно обращаются за помощью к взрослым и сверстникам, не боятся высказать мнения, обсуждать различные проблемы, то значит, педагогу удалась роль помощника. Роль организатора и помощника дополняют друг друга. А чтобы вам была понятна данная технология, у вас на столах лежат буклеты, где подробно описана структура технологии «Ситуация».

Ведущий 1:- Спасибо Гульназ Авхатовна! Сейчас мы вам предлагаем отойти от теории, и окунутся в мир игр. Слово предоставляется воспитателю старшей группы 1 корпуса Огородникой Ирине Николаевне.

о педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Просмотр видео (фрагмент ООД)

Вед. 2: - Спасибо Ирина Николаевна! Для следующего выступления приглашаем воспитателя старшей и младшей групп 1 корпуса Усцелемову Эльвиру Рафаилевну.

Выступление воспитателя о педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Вед. 1: - Продолжит наше выступлениео педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Хасанова Гульнара Камсовна, воспитатель младшей разновозрастной группы 1 корпуса.

Выступление о педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Вед.2: - Фаизова Лилия Раисовна работает во второй группе раннего развития, которая открылась у нас совсем недавно, и она расскажет нам об игре «Удивляй-ка», которую проводит со своими малышами.

Выступление воспитателя о педагогических технологиях, применяемых по формированию элементарных математических представлений у дошкольникови их эффективном использовании в дошкольном учреждении.

Просмотр видео (фрагмент игры)

Вед. 1: - Воспитатель старшей разновозрастной группы 2 корпуса Вильданова Аида Вильевна расскажет об игре «Соты Кайе».

Вед. 1: - Спасибо уважаемые коллеги. А перед практической частью нашего семинара хотелось бы вкратце рассказать о нашей работе, которая проводится в рамках одной из годовых задач – это развитие когнитивной сферы дошкольников как условие формирования предпосылок математического мышления: математика до школы – слагаемое успешности младшего дошкольника.

Сначала был проведен педсовет на тему «Математика до школы - слагаемое успешности младшего дошкольника». Во всех группах прошли родительские собрания на тему: «Занимательная математика» в младших группах и в старших группах «Первые шаги в математику». Ирина Николаевна Огородникова провела открытый просмотр ООД по формированию элементарных математических представлений на тему: «Математический теремок» для педагогов. Также воспитатели изготовили дидактические игры по математике и привлекли к изготовлению родителей. Дети активно играют в эти игры. В нашем детском саду функционирует семейный клуб Родительский всеобуч, целью которого является повышение педагогической культуры родителей и формирование у них первичных представлений об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Одна из тем всеобуча была «Математика – Царица наук». Все это вы можете видеть на нашем экране.

Вед. 2: - Сейчас мы вам предлагаем в качестве практической части нашего семинара-практикума поближе познакомиться с играми. Для этого предлагаем вам разделиться на 5 подгрупп и подойти к столам наших педагогов.

Практические игры. (по подгруппам на 5 столах с играми: «Палочки Кюизенера», Блоки Дьенеша, «Яблоки на тарелке», «Удивляй – ка», «Соты Кайе»)

Итог:

Вед. 2: - Длительное время дид. игры былиосновной формой обучения маленьких детей. Учиться играя! Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить. Главная особенность д.и. состоит в том, что все задания ребенку предлагаются в игровой форме. Вашему вниманию мы подготовили выставку дидактических  игр по математике, сделанные своими руками как педагогами нашего детского сада, так и родителями наших воспитанников.

Вед. 1: - Как итог хотелось бы зачитать вам притчу: «Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: ...

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

- “Всё в твоих руках”.

- А я хочу сказать: «Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным». Действительно, все в наших руках.

Вед. 2:- Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в дошкольном возрасте.

Решение:

  • Для повышения уровня развития у детей познавательных способностей в формировании элементарных математических представлений у дошкольников использовать современные образовательные технологии в ООД.
  • В родительских уголках размещать информацию  по проблеме формирования у детей математических  представлений.
  • представленная нами система работы дает положительные результаты.

Уважаемые коллеги, если у вас нет вопросов, вы можете посмотреть нашу выставку дидактических игр,  подготовленную воспитателем Димасовой Резедой Сайфитдиновной, а после приглашаем всех на блинный фуршет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (технологии «Ситуация»)....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Семинар-практикум Использование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ

Семинар-практикумИспользование современных образовательных технологий в работе с детьми с ОВЗ Цель: уточнение, систематизация представлений педагогов о современных образовательных технологиях раб...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

Семинар - практикум «Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

В вдошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи. ...