Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
консультация на тему

Музафарова Гульнара Мавлитовна

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_matematike.docx35.7 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад  №11»

Семинар-практикум 

«Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

г. Троицк, 2018г.

Семинар - практикум

Дата проведения: 31.10.2018 г.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад№ 11»

Участники: педагоги ДОУ

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам, а так же остальным педагогам ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Формы:

  • Презентация;
  • Мини лекция;
  • Проблемные ситуации
  • Практикум

Оборудование:

  • Мультимедийная установка.
  • Игры
  • Пособия

«От того, как заложены элементарные математические представления, в значительной мере зависит дальнейший путь математического развития, успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Леонид  Абрамович Венгер

1 слайд

Вступительное слово ведущего:

2 слайд Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математического развития подрастающего поколения. Проблема формирования и математического развития детей является одной из актуальных в системе дошкольного воспитания.

Именно при приобретении математических представлений, ребенок получает достаточно чувственный опыт ориентировки в разнообразных свойствах предметов и отношениях между ними, овладевает приемами и способами познания, применяет сформированные в ходе обучения знания и навыки на практике. Это создает предпосылки для возникновения материалистического миропонимания, связывает обучение с окружающей жизнью, воспитывает положительные личностные черты.

Дошкольный возраст характеризуется своими особенностями. Формирование знаний у детей происходит в тесной взаимосвязи с их практическими действиями.

3 слайд: Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача – совершенствование всей воспитательно - образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам – находчивее, сообразительнее.

4 слайд: Чем же мы, воспитатели дошкольных учреждений, должны руководствоваться, чтобы знать, о чем помнить, чему следовать, формируя у детей элементарные математические представления?

I. Мы должны   руководствоваться общедидактическими принципами, которые  лежат в основе методики обучения ФЭМП. Давайте их вспомним.

5 слайд Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

6 слайд По какой бы программе мы не работали, мы должны четко представлять ее содержание. Любая программа по ФЭМП включает разделы. Из каких же разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

Провести отличительную линию разделов от 2 младшей группы до подготовительной группы нам поможет Наталья Николаевна.

7 слайд

Основной формой организации обучения детей элементарным математическим представлениям в детском саду является непосредственно образовательная деятельность.

Давайте вспомним примерную структуру традиционной НОД по ФЭМП строится по трем этапам:

1. Организация НОД

2. Ход НОД

3. Итог НОД/Рефлексия – самоанализ деятельности и ее результатов.

Начало НОД должно быть эмоциональным, заинтересовывающим, радостным.

8 слайд  В младших группах: используются сюрпризные моменты, сказочные сюжеты.

В старших группах: целесообразно использовать проблемные ситуации.

В подготовительных группах организовывается работа дежурных, обсуждается, чем занимались на прошлом занятии (в целях подготовки к школе).

В основной части занятия количество частей и их порядок зависят от возраста детей и проставленных задач.

В младшей группе: в начале года может быть только одна часть — дидактическая игра; во второй половине года — до трех частей (работа с демонстрационным материалом, работа с раздаточным материалом, подвижная дидактическая игра).

В средней группе: обычно четыре части (начинается регулярная работа с раздаточным материалом, после которой необходима физкультминутка).

В старшей группе: до пяти частей.

В подготовительной группе: до семи частей.

Любое занятие должно быть законченным, поэтому следует обязательно подводить итог. Рефлексия позволяет подвести ребенка к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

9 слайд – Какие методы, мы используем  на занятиях по ФЭМП:

(Наглядные, словесные, игровые, практические).

Всё занятие по ФЭМП строится на наглядности.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

• Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.

• Материал должен быть различным на каждом занятии.

• Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой).

• Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы - морковки, цветочки – бабочки и т. д.)

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее.

10 слайд

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Словесную игру в средней группе покажет Ирина Казимировна.

Словесную игру для подготовительной группы  Ольга Николаевна.

11 слайд Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.

Древняя пословица гласит: «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

-Дидактическую игру во второй младшей группе покажет Светлана Вячеславовна

(Перечислить названия игр, показать при наличии, продемонстрировать 1 игру)

-Дидактическую игру в средней группе покажет Ольга Сергеевна (с использованием наглядности, сделанную своими руками)

-Дидактическую игру в старшей группе Елена Ивановна

-Очень широко используются интерактивные игры по ФЭМП, расскажет и покажет Эсмира Валерьевна.

-Индивидуальную работу по ФЭМП во второй младшей группе продемонстрирует Анастасия Павловна.

-Индивидуальную работу по ФЭМП в подготовительной работе покажет Юлия Андреевна.

-Физминутку, которую можно использовать при ФЭМП продемонстрирует Светлана Владимировна.

- Интеграция с развитием речи

Интеграция с музыкальным занятием

12 слайд  Формировать, развивать и закреплять математические представления детей можно не только в непосредственно образовательной деятельности по математике, но и во время режимных моментов, что способствует более успешному усвоению и запоминанию материала.

Подробнее об этом расскажет и покажет воспитатель старшей группы –Елена Григорьевна.

 13 слайд В детском саду нужно создавать такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребёнка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду. Для эффективного решения образовательных задач очень важно оснастить в группе уголок занимательной математики.

Рекомендации по организации Уголка занимательной математики с учетом возрастных особенностей детей представит Марина Вячеславовна.

14 слайд Педагогические ситуации.

(Что неправильно сделал педагог?  Предложите правильное поведение педагога.)

  1. В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

Правильно ли считал ребенок?

Усвоил ли он счет до пяти?

Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки?

В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

  1. Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

Какие ошибки были допущены воспитателем?

Как нужно правильно организовать это занятие?

15 слайд  На экране вы видите, как выглядит модель успешной НОД по ФЭМП.

Первое колечко в нашей пирамидке - компетентность педагога в области преподаваемой образовательной области.

Второе колечко модели успешного занятия - готовность воспитателя к НОД.

Третье колечко Пирамидки успешного занятия - выбор оптимальных методов и приёмов.

Четвёртое колечко нашей модели - правильный подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Пятое колечко - грамотная речь воспитателя.

И только при наличии всех этих компонентов, НОД будет проходить интересно, насыщенно, продуктивно.

16 слайд  Завершая наш семинар, необходимо сказать  несколько слов об ОЦЕНКЕ деятельности детей на занятии.

Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне занятий. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно, верно, очень хорошо, молодец, постарался, ты меня сегодня радуешь, ты сегодня активный, внимательный, старательный и т. д. Эти же слова можно отнести и к вам сегодня, к вашим ответам. Пусть каждый из вас выберет подходящий листочек с оценкой, и объяснит свой выбор. (приклеить к стволу дерева)

И теперь, следуя древней пословице«Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю», призываю всех педагогов делать это — внедрять в практику работы с детьми лучшее, что создано педагогической наукой и практикой.

-Нарисовать ствол, приготовить листья с оценкой

-Цитаты ученых по ФЭМП

-Выставка дидактических игр по ФЭМП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.При от...

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....