Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsii_dlya_pedagogov_didakticheskie_igry.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Рузаева Н.Н.

Консультации для педагогов

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

  Усвоение математических знаний на разных этапах дошкольного обучения вызывает существенные затруднения у многих детей. Одна из причин, порождающих затруднения в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

  Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

  Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

  Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

  К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

  Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

 

  Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

  На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.  

Актуальностью проблемы «Интеллектуально познавательное развитие через математику», является то, что одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В ряду задач, стоящих перед дошкольниками, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.

Основными задачами работы являются:
1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  
3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.
В дошкольном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно не только для интеллектуального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья.
Таким образом, основой организации работы с детьми на моих занятиях является следующая 
система дидактических принципов:

  • создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
  • новое знание вводится  не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности);
  • обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
  • при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
  • у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
  • процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
  • обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).

Все это опирается на развивающую среду, которую я строю следующим образом:
1.  Математические  развлечения
-    игры на  плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.);
-    игры  головоломки;
-    задачи-шутки;
-    ребусы;
2.   Дидактические игры:
-    сенсорные;
-    моделирующего характера;
-    специально разработанные мною для обучения детей;
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей и развитию интеллекта. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений.

Провожу работу с детьми с учетом того, что каждому ребенку необходимо уважение к его самостоятельной, делающей первые шаги мысли. Он стремится высказать свои суждения, идеи, я одобряю его стремления понять что-то и поддерживаю. В данном случае я не стремлюсь немедленно дать ребенку «правильные» ответы на все возникающие у него вопросы, а создаю условия для разворачивания его собственных размышлений.

Для этого:

  • широко использую  иллюстрации  к книгам,  диафильмы, телепередачи познавательного направления и т.п.;
  • как можно больше рассказываю детям о жизни в разных местах и в разные времена;
  • внимательно   и   заинтересовано   выслушиваю   рассуждения детей, никогда их не критикуя;
  • ставлю развивающие вопросы;

Я определила общие  методические  подходы к организации работы. Вот типовая структура работы с каждым числом:
1.       Рассказывание   воспитателем   сказки    с   продолжением   о числовом королевстве и его новом представителе.
2.       Выявление, где встречается число в предметном  мире, в природе.      
3.       Рисование на тему числа.
4.       Лепка соответствующей цифры.
5.       Знакомство   с   соответствующим   классом   геометрических фигур, рисование, лепка их, конструирование объемных тел.
6.       Ритмические двигательные упражнения.

При таком подходе каждое число первого десятка обретает для ребенка как бы свое собственное лицо, характер, становится персонажем, который невидимо действует в окружающем его мире. Это повышает интерес детей к данной реальности

Особое внимание уделяю формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум. 

Таким образом математику  ввожу в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира. Я подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.

Большое внимание на занятиях уделяю развитию вариативного мышления и творческих способностей ребенка. Дети не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Начиная с самых первых занятий, им систематически предлагаю задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая из фигур лишнюю фигуру, ребенок может назвать квадрат, потому что все остальные фигуры – круги; он может назвать также большой круг, потому что все остальные фигуры – маленькие; или черный круг, потому что все остальные фигуры – белые. В данном случае, все предложенные варианты ответов – верные. Но вариант может быть и неверным, тогда он обсуждается, исправляется. Такой подход раскрепощает детей, снимает у них страх перед ошибкой, боязнь неверного ответа.

Я считаю, что наиболее трудным предметом для детей дошкольного возраста является математика. Не просто бывает воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения  математике;  сформировать у детей познавательный интерес;  желание и привычку думать, стремление узнать новое. Поэтому для развития познавательного  интерес  к математическим знаниям я  использую  разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, а также одно из эффективных средств   пробуждения живого интереса к учебному предмету -  игру.

Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости, любознательности. В.А.Сухомлинский.

 Поэтому занятия, по сути, являются системой игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение – они перемещаются по группе, работают с игрушками, картинками, мячами.

При выполнении игровых заданий и упражнений соблюдаю условия:   не использую оценки «лучшего», «правильного» ответа или способа действия, а выбор вариантов ответов. Создаю атмосферу эмоционального подъёма и раскрепощённости.  Снимаю с детей чувство страха за ошибку, снимаю с себя судейскую роль, не акцентируя внимание на недостатках, неудачах ребенка, не сравниваю между собой детей с разными учебными возможностями.

Игры направлены на развитие логического мышления, а именно, на умение устанавливать простейшие закономерности, порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Для развития интеллекта должное внимание уделяю развитию речи. В ходе игры не только задаю заранее подготовленные вопросы, но и непринужденно разговариваю с детьми по теме и сюжету игры.

Использую потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаю с помощью наглядных пособий.

Новые знания не даю детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Итак, через математическую деятельность с применением социально - игровой технологии у моих  детей формируются  интеллектуальные – познавательные  способности: умение обобщать, отбирать необходимую  информацию, видеть общее в единичном  явлении, самостоятельно находить решение  возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и   и вариативное мышление. У них увеличивается объем памяти и внимания. Развивается речь, умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Дети имеют возможность успешно учиться в школе, так как задача, стоящая передо мной, существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную – познавательную, но и эмоциональную сферу.

1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

2. «Ориентировка в пространстве» — Т. Мусейнова – кандидат пед — х наук.

3. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.

4. «Сенсорное воспитание» — Э. Пилюгина.

5. «Играем в числа» — серия пособий

6. «Развиваем восприятие, воображение» — А. Левина.

7. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с.

8. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.

 9. «Малыш и математика, непохожая на математику»Журнал «Знание сила»

10. «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.

11. «Ступеньки творчества или развивающие игры» Б.П.Никитин.

12. В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Консультация для родителей на тему: "Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, но...

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР.

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР.Большинство наших современников живут в системе линейного, историческ...

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников

Игра — это не только удовольствие и радость для ребенка. что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание. память, мышление. воображение малыша. Играя. ребенок может при...