ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка по математике

Тропникова Наталья Анатольевна

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_femp.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ  В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Дата проведения: 15.04.2021 г.

Место проведения: детский сад

Участники: педагоги ДОУ

Цель: Методическая консультация и практика молодым специалистам, а так же остальным педагогам ДОУ.

Задачи:

  • Способствовать совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в подготовке и проведении непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений.

Формы:

  • Презентация;
  • Мини лекция;
  • Проблемные ситуации

Оборудование:

  • Мультимедийная установка, мольберт с магнитами.

Ресурсный пакет:

  • Программа семинара-практикума;

Актуальность проблемы

Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений навыков.

А как сделать, чтобы дети во время НОД были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т. д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Об этом мы сегодня и поговорим.

Самое главное, что для осуществления грамотного обучения дошкольников, их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики, психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы, уметь планировать работу в области ФЭМП.

Таким образом, педагог в детском саду должен:

1) хорошо знать программу в целом и программу той возрастной группы, в которой он работает в текущем учебном году;

 2) знать возрастные и индивидуальные особенности своих воспитанников;

 3) уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения;

4) знать методические основы развития у детей математических представлений;

5) постоянно повышать квалификацию, быть в курсе современных достижений науки и практики воспитания дошкольников.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование   системы   элементарных   математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам стать непосредственными участниками игрового тренинга, выполнив задания которого, вы сможете, может быть, ответить на свои вопросы по затруднениям и выстроить свою систему организации формирования элементарных математических представлений у своих дошколят:

1 задание

Каждому участнику предлагается написать на листочке ромашки проблему, с которой он сталкивается в работе по ФЭМП у своих воспитанников (выставляется ромашка на мольберт, зачитываются проблемы).

2 задание

Участникам предлагается ответить на вопросы:

1. Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП?

Принцип наглядности Я.А. Коменский называл "золотым правилом" дидактики, согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Он отмечал, что "если мы намерены насаждать в учащихся истинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

2. Из скольких разделов по ФЭМП состоит программа каждой возрастной группы?

I. «Количество и счет»: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

И. «Величина»: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

«Форма»: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

«Ориентировка в пространстве»: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V.        «Ориентировка во времени»: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие «чувства времени».

3. Перечислите методы, используемые на занятиях по ФЭМП

Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям, т.е. вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;
  • логическая последовательность;
  • разнообразие формулировок;
  • небольшое, но достаточное количество;
  • избегать подсказывающих вопросов;
  • умело пользоваться дополнительными вопросами;
  • давать детям время на обдумывание...

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;
  • на поставленный вопрос;
  • самостоятельные и осознанные;
  • точные, ясные;
  • достаточно громкие;
  • грамматически правильные...

Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.

- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?

- в старшем – в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Для чего?

Древняя пословица гласит: «Я слышу — и я забываю, я вижу — и я запоминаю, я делаю — и я понимаю».

4. Какие приемы применяются на занятиях по ФЭМП?

  • Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).
  • Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).
  • Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).
  • Вопросы к детям.
  • Словесные отчеты детей.
  • Предметно-практические и умственные действия.
  • Контроль и оценка.

5. Всѐ занятие по ФЭМП строится на наглядности. Воспитатель должен помнить, что наглядность - не самоцель, а средство обучения. Неудачно подобранный наглядный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный повышает эффективность обучения.

- Какие два вида наглядного материала используются в детском саду? (Демонстрационный, раздаточный.)

Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям – каким?

- Быть разнообразным на одном занятии, динамичным, удобным,

- Быть в достаточном количестве.

- Предметы для счета и их изображения должны быть известны детям.

- И демонстрационный, и раздаточный материал должен отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.

1 задание

Участникам предлагаются педагогические ситуации.

 В конце учебного года воспитатель средней группы поставила перед детьми игрушки: елочку, матрешку, грибок, кубик. Вызванный ребенок так считал: "Елочка одна, грибок один и еще кубик один”. На вопрос "сколько всего игрушек”, ребенок не смог ответить.

Вопросы:

 Правильно ли считал ребенок?

 Усвоил ли он счет до пяти?

 Правильно ли подобрал воспитатель для закрепления навыков счѐта игрушки?

 В какой возрастной группе был бы удачен подбор таких игрушек?

2 задание

 Воспитатель повесил на доске таблицу с различным расположением фигур на плоскости. Дети внимательно ее рассмотрели, рассказали, где какая фигура находится. Затем, когда таблицу убрали, они должны были выложить фигуры на своих листках. Все правильно ВЫПОЛНИЛИ задание. Но вызванный ребенок не смог рассказать, где какая фигура находится. Воспитатель упорно добивался от него правильного ответа, остальные дети в это время начали играть с фигурами, шуметь.

Вопрос:

 Что неправильно сделал педагог?

 Предложите правильное поведение педагога.

3 задание

 Воспитатель приносит на подносе много новых красивых машинок, спрашивает детей: "Сколько у меня машин?”. Дети отвечают: "Много”.

Воспитатель подходит к детям и дает каждому в руки одну машину, затем спрашивает Сашу: "Сколько я тебе дала машин?”. Мальчик внимательно рассматривает машину, проводит пальцем по колесам, кабине, катает ее, на вопрос не отвечает. Другие дети также не ответили на вопрос воспитателя, их внимание было сосредоточено на действиях с машинами.

Вопросы:

 Почему дети не отвечали на вопросы воспитателя?

 Какие ошибки были допущены воспитателем?

 Как нужно правильно организовать это занятие?

4 задание

 Занятие предыдущее перед ФЭМП в младшей группе затянулось, вместо положенных 10 - 15 минут воспитатель провела занятие 25 минут. Дети очень утомились и не хотели заниматься математикой. Воспитатель всё же провела занятие, где учила детей использовать в речи слова много и один, но дети были не активны, не слушали педагога, разговаривали, не могли усидеть на месте.
  Анализ проблемной ситуации возникшей во время занятий по ФЭМП:
  - воспитатель при проведении любого занятия должен точно планировать время проведения занятия; дети данного возраста очень утомляемы, поэтому усвоение им программы в полной мере возможно лишь при правильном планировании времени занятий; 

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(Ответ: В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего).

5 задание(общее)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Опыт работы "Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"...

Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

Семинар - практикум "Повышение мастерства педагогов ДОУ в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников"

Методическая консультация и практика молодым специалистам, а также остальным педагогом ДОУ....

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Консультация для педагогов Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

Памятка для педагогов «Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

В организации и содержании каждой игры следует продумывать создание проблемной ситуации. В игру добавляются моменты проблемной ситуации, используются действия, которые направлены против чего-то.При от...

Семинар-практикум «Повышение мастерства педагогов ДОУ по организации работы в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Материал предназначен для молодых или не имеющих большого опыта работы педагогов, т.к. в нём раскрываются теоретические и метоические основы организации работы по ФЭМП....