Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников(для педагогов ДОУ)
консультация по математике по теме
Предварительный просмотр:
Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе способов и приемов работы учитывается ряд факторов: цель, задачи, содержание формируемых математических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение воспитателя к тем или иным методам, конкретные условия и т. д. Среди многообразных факторов влияющих на выбор того или иного метода, определяющими являются программные требования. Наглядные методы при формировании элементарных математических представлений не являются самостоятельными, они сопутствуют практическим и игровым методам. Это отнюдь не умаляет их значения в математической подготовке детей в детском саду. При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воспитательно-образовательная работа в детском саду должна учитывать закономерности развития детей, исходить из требований дошкольной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в дошкольном возрасте. Первоисточником знаний детей о действительности является ощущение, чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Ощущения дают необходимый материал для формирования представлений и понятий. Характер этих представлений, их точность и полнота зависит от степени развития у детей сенсорных процессов. Познание окружающего мира дошкольниками строится при активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных.
К.Д. Ушинский отмечал, что дитя мыслит образами, звуками, красками и это утверждение подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей дошкольного возраста.
Многообразный сенсорный опыт дошкольники получают в процессе обучения элементарной математике. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество), их пространственным расположением. Усвоение сенсорного опыта не должно быть эмпирическим. Первостепенное значение в обучении дошкольников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления.
В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый в математике. Однако самой плодотворной в организации внимания дошкольников, их мыслительной активности будет работа с дидактическим материалом, содержащим познавательную задачу; ребенок уже при этом ставится перед необходимостью решать ее самостоятельно.
Очень важно, чтобы деятельность по восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом совпадали, сочетались с деятельностью познания. В противном случае дидактический материал будет бесполезен, а иногда может и отвлекать детей. Это относится как к количеству используемого материала, так и к тому, насколько полно материал выполняет свои дидактические функции.
Каждая дидактическая задача должна находить свое конкретное воплощение в дидактическом материале, иначе снижается образовательная ценность. Но важно помнить, что неоправданное обилие материала затрудняет целесообразность действия ребенка с ним, создает только видимость содержательной деятельности, за которой не редко стоит лишь механическое подражание действиям педагога или сверстников.
Особое значение имеют выбор дидактического материала в соответствии с задачами обучения, наличие в нем познавательного содержания. Обучающее воздействие обеспечивает лишь такой дидактический материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма, пространственное расположение) кроме этого дидактический материал должен соответствовать возрасту детей, быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Обучение обследовательским действиям должно соединяться со словесным обозначением способов работы с материалом.
Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности.
процесса.
Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент для формирования на их основе математический понятий. Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценно владение математическими знаниями и умениями. Сделать обучение наглядным - это не только создать зрительные образы, но включить ребенка непосредственно в практическую деятельность. На занятиях по математике, в детском саду воспитатель в зависимости от дидактических задач использует разнообразные средства наглядности. Например, обучению счету можно предложить детям реальные (мячи, куклы, каштаны) или условные (палочки, кружочки, кубики) объекты. При этом предметы могут быть разными по цвету, форме, величине. На основе сравнения разных конкретных множеств ребенок делает вывод об их количестве, в этом случае главную роль играет зрительный анализатор.
В другой же раз эти же самые счетные операции можно выполнить, активизируя слуховой анализатор: предложив подсчитать количество хлопков, ударов в бубен и др. Можно считать, опираясь на тактильные, двигательные ощущения.
Требования к наглядному материалу.
Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
- предметы для счета и их изображения должны быть известны детям, они берутся из окружающей жизни;
- чтобы научить детей сравнивать количества в разных совокупностях, необходимо разнообразить дидактический материал, который можно было бы воспринимать разными органами чувств (на слух, зрительно, на ощупь);
- наглядный материал должен быть динамичным и в достаточном
количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим
требованиям.
Особые требования предъявляются по методике использования наглядного материала. При подготовке к занятию воспитатель тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использован данный наглядный материал. Необходимо правильно дозировать наглядный материал. Негативно сказывается на результатах обучения, как недостаточное его использование, так и излишки.
Наглядность не должна использоваться только для активизации внимания. Это слишком узкая цель. Необходимо глубже анализировать дидактические задачи и в их соответствии подбирать наглядный материал.
Так, если дети получают начальные представления о тех или других свойствах, признаках объекта, можно ограничиться небольшим количеством средств. В младшей группе знакомят детей с тем, что множество состоит из отдельных элементов, воспитатель демонстрирует множество колец на подносе. При ознакомлении детей, например, с новой геометрической фигурой - треугольником - воспитатель демонстрирует разные по цвету величине и форме треугольники (равносторонние, разносторонние, равнобедренные, прямоугольные). Без такого разнообразия невозможно выделить существенные признаки фигуры - количество сторон и углов, невозможно обобщить, абстрагироваться. Для того чтобы показать детям различные связи, отношения, необходимо объединять несколько видов и форм наглядности. Например, при изучении количественного состава числа из единиц используются различные игрушки, геометрические фигуры, таблицы и другие виды наглядности на одном занятии.
Способы использования наглядности в учебном процессе различные -демонстрационный, иллюстративный и действенный. Демонстрационный способ (использование наглядности) характеризуется тем, что сначала воспитатель показывает, например геометрическую фигуру, а потом вместе с детьми обследует ее. Иллюстративный способ предполагает использование наглядного материала для иллюстрации, конкретизации информации воспитателем. Например, при ознакомлении с делением целого на части воспитатель подводит детей к необходимости этого процесса, а потом практически выполняет деление. Для действенного способа использования наглядного материала характерна связь слова воспитателя с действием. Примерами этого может быть обучения детей непосредственному сравнению множеств путем накладывания и прикладывания или обучение детей измерению, когда воспитатель рассказывает и показывает, как нужно измерять. Очень важно продумывать место и порядок размещения используемого материала. Демонстративный материал размещается в удобном для использования месте, в определенной последовательности. После использования наглядного материала его необходимо убрать, чтобы внимание детей не отвлекалось.
Совместные игры воспитателя с детьми по развитию высших психических функций.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Развитие памяти у ребёнка
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Выделяют три типа памяти:
1) наглядно-образную память — помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов;
2) словесно-логическую — преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
3) эмоциональную — лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Кроме этого существует разделение памяти на два вида: кратковременную (материал запоминается быстро, но ненадолго) и долговременную.
Следует помнить, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Это означает, что механический способ запоминания хуже, чем осмысленное запоминание.
Люди различаются и тем, какой материал они лучше всего запоминают: бывает память зрительная, слуховая и двигательная (память на движения).
Для каждого возраста характерны свои особенности памяти. В возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память (когда человек прилагает усилия (волю) для запоминания или припоминания). Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти возникает и развивается словесно-логическая память.
Развивать память помогают заучивание стихов или сказок и рассказы об увиденном во время прогулок.
Как развивать внимание у ребенка
Внимание — это форма организации познавательной деятельности. Выделяют три основных вида внимания:
1) непроизвольное — возникает как бы само собой, без усилия воли;
2) произвольное — требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Оно необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо;
3) после произвольное — возникает в процессе обучения или работы как интерес, увлеченность, вдохновение, снимающие волевое напряжение.
Одно из важных качеств внимания — устойчивость. Это способность сохранять долгое время сосредоточенность на одном виде деятельности.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. В основном внимание является непроизвольным и остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам.
Психологи говорят, что для формирования произвольного внимания ребенка нужно просить его рассуждать вслух.
Игры для развития памяти и внимания детей
Мы ходили в зоопарк
◈ Эту игру можно проводить с группой детей.
◈ Первый игрок начинает: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра».
◈ Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона».
◈ Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка.
◈ Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.
Вспомни, как было
Необходимый инвентарь: различные учебные принадлежности, кукла, мягкая игрушка.
◈ Расскажите ребенку историю: «Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности».
◈ Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради» и т. д.
Запомни и нарисуй
Необходимый инвентарь: картинки, бумага, карандаши.
Вариант 1
◈ Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.
Вариант 2
◈ Покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.
Съедобное-несъедобное
Игра способствует развитию внимания, знакомит с признаками предметов
Необходимый инвентарь: мяч.
◈ Правила игры: вы кидаете ребенку мяч, называя какой-нибудь предмет. Ребенок должен поймать мяч, если названо съедобное, и отбить мяч обратно, если вы назвали несъедобное.
◈ Можно играть детским коллективом и кидать мяч по кругу.
Кто наблюдательнее?
Игра способствует развитию внимания и восприятия
◈ Правила игры: по очереди называйте предметы с каким-нибудь признаком, например все круглое (сладкое, желтое). Предметы повторять нельзя.
◈ Играть можно большим коллективом. В этом случае тот, кто не вспомнил слово, выбывает из игры.
Кто летает?
Игра способствует развитию внимания, мышления
◈ Правила игры: вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего объекта вы машете руками, как крыльями.
◈ Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить его с толку.
Лабиринты и ходилки
Игры способствуют развитию устойчивости внимания
◈ Можно нарисовать самим или купить в магазине готовые. Ходилку, в которой каждый игрок должен добраться до цели, можно нарисовать на обычном альбомном листе.
◈ Для этой игры вам понадобятся фишки (подойдут разные пуговицы) и кубик. Придумайте и обозначьте на дороге к цели различные препятствия, бонусы и задания. Оговорите правила, поставьте фишки на начало игры и ходите, кидая кубик по очереди.
Прогулка в картинках
Игра способствует развитию внимания, восприятия, воображения, памяти.
Необходимый инвентарь: альбом или бумага, цветные карандаши или фломастеры.
◈ Попросите ребенка нарисовать то, что он видел на прогулке. Не помогайте ему рисовать, можно задавать наводящие вопросы, думать вместе... Он обязательно нарисует то, что произвело на него впечатление.
Нарисуй узор
Развивает зрительную память, внимание, мелкую моторику рук
Необходимый инвентарь: картинки с узорами, чистая бумага, ручка или карандаши.
◈ Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Найди пару
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти подходящую пару. Обязательно спросите, почему он так или иначе составил пары.
Найди отличия
Игра способствует развитию внимания, восприятия, умения сравнивать
Необходимый инвентарь: игрушки (парой), картинки из специальных наборов.
◈ Попросите ребенка посмотреть и найти отличия.
«Хлоп» или «топ»
Игра способствует развитию внимания
◈ Правила игры: вы называете различные предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если вы назовете животное, или топнуть ногой, если услышит слово «дом».
◈ Более сложный вариант: просите ребенка проделывать какое-либо действие (на ваше усмотрение), если вы назвали предмет, который может быть красного цвета (тонет в воде, не намокает и т. п.).
Будь внимателен!
Игра способствует развитию внимания, навыков самоконтроля
◈ Договоритесь с ребенком, что он повторяет слова, которые вы произносите. Но весь секрет в том, что слова определенной категории повторять нельзя (см. предыдущую игру). Например, нельзя повторять слова, обозначающие посуду.
Найди игрушку
Развивает внимание, умение находить по описанию, умение ориентироваться в пространстве
Необходимый инвентарь: любая игрушка.
◈ Задача ребенка — по описанию найти игрушку, находящуюся в комнате. Одновременно с описанием игрушки можно указать ее месторасположение (например: справа от ребенка).
Посмотри и запомни
◈ На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
◈ Для начала ребенок может просто проговорить, что изменилось. Затем предложите ребенку все предметы вернуть на свои места.
◈ Начинайте с небольшого количества предметов (например, с трех), постепенно увеличивая его.
◈ Меняйтесь ролями с ребенком — нет ничего лучше, чем пример любимой мамы. Родителям, кстати, эта игра тоже очень полезна.
Послушай и запомни
◈ Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — сон. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово.
◈ Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
◈ Обязательно меняйтесь ролями.
Игры на развитие внимания и памяти для детей с ОНР.
Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.
Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе.
Игра «Будь внимателен»
Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
В дальнейшем можно набор команд расширить.
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает - не летает», «Съедобный - несъедобный».
Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.
Игра «Послушай и запомни»
Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.
Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
Обязательно меняйтесь ролями
Игра «Посмотри и запомни»
На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
Игра «Нарисуй узор»
Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.
Игры на развитие внимания, памяти и мышления у старших дошкольников
Хитрый лисенок
Цель игры: развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, активизировать словарь детей.
Оборудование: игрушки лисенок, медвежонок, кот
Ход игры: воспитатель предлагает детям занять свои места и немного поиграть. Затем он показывает всем одну из подготовленных игрушек и просит запомнить все, что можно: какого она цвета, во что одета, какие-либо особенности и т. д.
После этого дети рассказывают все, что запомнили. Если этого недостаточно, то воспитатель задает наводящие вопросы. Если ребятам игра понравилась, то ее можно проводить чаще, меняя при этом игрушки, переодевая их в другую одежду. Это помогает не только развивать речь, но и учить детей отличать похожие предметы, подмечать небольшие изменения.
Когда малыши лучше освоят правила игры, можно проводить ее иначе. Для этого выбирают водящего и показывают ему, например, лисенка в течение нескольких секунд, затем просят отвернуться и как можно подробнее рассказать об игрушке.
Портной
Цель игры: развивать мелкую моторику пальцев, память, умение сосредотачивать внимание на определенном предмете. Обучать плетению различными нитями.
Оборудование: картонные или фанерные пластины размером 20 х 30 см с проделанными отверстиями на расстоянии 2–3 см друг от друга; разноцветные толстые нити для плетения для каждого ребенка, образец плетения косичек
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам внимательно рассмотреть все те предметы, которые приготовлены на столах, и говорит, что сегодня все будут учиться плести косичку. Руководитель показывает образец и уточняет у детей, какого цвета нити, которыми было это сплетено.
Далее малыши берут нить красного цвета и закрепляют ее на верху дощечки, затем вдевают ее в отверстие второго ряда и т. д. Все повторяют действия за воспитателем. После того как красная нить будет вплетена, можно начинать работу с желтой, затем с зеленой тесемкой. Так у ребят получается косичка, сплетенная из разноцветных шнурков.
Если ребятам легко дается плетение таким образом, то можно при помощи нитей прикреплять, например, детали к чему-либо (крышу к домику, дерево на полянку).
Сколько стало
Цель игры: развивать внимание, память, умение сосредотачиваться на определенном предмете довольно длительное время, учить ребят различать понятия «много», «очень много», «немного», «мало», «один», «два», «ни одного» систематизировать знания, полученные ранее.
Оборудование: набор кубиков, несколько кукол, крупные картинки с изображением овощей и фруктов.
Таким образом, ребята четко различают такие слова, как «один», «два», «ни одного», «много», «очень много», а также узнают, что последние понятия определяются только в сравнении.
Ход игры: воспитатель показывает детям предметы и картинки, которые были подготовлены для игры, и просит рассказать, что они видят, что можно делать с этими вещами. Ребята внимательно рассматривают подготовленный материал и говорят, что кубики нужны, для того чтобы строить: из них можно сделать домик, гараж для машины и многое другое. Фрукты и овощи необходимы нам для еды. С куклами играют девочки.
После того как все ответят, руководитель спрашивает, сколько кубиков находится на столе, много или мало. Дети говорят, что много или очень много, этого достаточно, чтобы построить что-либо.
Затем воспитатель выясняет, сколько овощей и фруктов изображено на рисунке, один или два. Дети трех-, четырехлетнего возраста способны не только различать понятия «один» и «два», но и считать до пяти.
Следующим этапом вводится понятие «ни одного». Для этого руководитель показывает одну куклу и спрашивает малышей, сколько игрушек они видят. Дети отвечают, что одну. После воспитатель убирает все со стола и спрашивает снова, сколько стало теперь.
Где это растет
Цель игры: продолжать формирование словаря ребенка, первичные представления о растениях и о том, как они растут, научить устанавливать элементарные связи между предметами, различать понятия «овощи» и «фрукты», развивать память, быстроту мышления, наблюдательность.
Оборудование: альбомные листы с нарисованными на них овощами и фруктами, такими как морковь, редис, апельсин, банан, яблоко, груша, огурец, помидор, картофель, свекла, хурма
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам сыграть всем вместе в довольно забавную игру, суть которой заключается в том, чтобы определить разницу между фруктами и овощами и разделить предложенные карточки на две категории. Сначала руководитель интересуется у детей, какие овощи им знакомы. Затем задает вопрос, какие фрукты они любят больше всего. Когда все ответят на данные вопросы, можно спросить, в чем же заключается разница между овощами и фруктами.
Если ребята затрудняются ответить на данный вопрос, то можно спросить, как растут фрукты, на деревьях или в земле. Подобный вопрос станет небольшой подсказкой малышам и поможет понять, что овощи растут, как правило, в земле (картофель, свекла) или почти на земле (помидор, огурец).
Теперь можно приступать к игре. Для этого дети делятся на 2 группы и придумывают самостоятельно название.
Когда все готово, воспитатель поочередно каждой команде показывает картинку с изображением овощей или фруктов, а ребятам необходимо определить, что именно на ней изображено.
Можно придумать и другие варианты проведения данной игры.
1. Воспитатель раскладывает на детский стол множество подготовленных карточек с изображением овощей и фруктов, а ребят просит разделить их на две категории.
2. Руководитель показывает малышам по три карточки (с изображением томата, огурца, груши), в которой одна является лишней. Задача детей найти лишнюю иллюстрацию. Таким образом дети в игровой форме запоминают и усваивают разницу между такими понятиями, как «овощ» и «фрукт».
Чья мама
Цель игры: учить детей различать взрослых животных и их детенышей, а также правильно называть их, развивать разговорную речь детей, память, мышление, внимание и наблюдательность, учить образовывать некоторые названия детенышей по аналогии, например лев – львенок, тигр – тигренок.
Оборудование: картинки с изображением взрослых животных и их детенышей: кошка – котенок, собака – щенок, лев – львенок, черепаха – черепашка, мышь – мышонок, тигр – тигренок и др
Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места и поиграть с друзьями. Но для этого сначала необходимо определить, с какими животными знакомы дети. Руководитель предлагает ребятам разделиться на две команды и по очереди называть животных, которые живут в лесах и рядом с человеком. Группы ребят называют по порядку зверей, если одна из команд затрудняется дать ответ, то ход переходит к следующей. За каждый правильный ответ дети получают 1 очко. В своеобразной разминке побеждает группа ребят, которая наберет большее количество очков.
Следующим этапом воспитатель предлагает детям научиться образовывать названия детенышей некоторых животных по аналогии с тем, которые назовет руководитель, например кошка – котенок, лев – львенок, мышь – мышонок, тигр – тигренок и т. д.
Далее можно предложить игру, правилами которой является необходимость подобрать к детенышу его маму и сказать, как это животное называется. Воспитатель показывает картинку с изображением щенка и просит назвать взрослое животное этого же вида (собака). Подобным образом ребята не просто запоминают названия некоторых животных, но и учатся образовывать формы этого слова.
«РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ (от 3 до 7 лет)
Психическое развитие ребенка - сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.
В последние годы в лаборатории психологии НИИ дошкольного воспитания АПН России были проведены исследования, позволившие глубоко проникнуть в содержание умственных способностей, развивающихся в дошкольном детстве. Выяснилось, что основа развития этих способностей - овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач, условных заместителей, реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначальное замещение возникает в детской игре, когда кубик начинает обозначать кусок мыла, а палочка - термометр. Позднее не только предметы начинают обозначать другие предметы, но и сам ребенок, беря на себя роль, обозначает тем самым другого человека – доктора, маму, продавца.
Игровое замещение – начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинных значений слов, которые не только обозначают предметы и явления, но и указывают на то, какие признаки этих предметов являются важными, существенными.
Овладение внешними формами замещения и наглядного моделирования, выступающими в виде использования обозначений, чертежей, схематических рисунков, изображений и т. д., ведет к появлению возможности употреблять заместители и наглядные модели «в уме», представлять себе их с помощью того, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий.
Игры и упражнения направленные на развитие психических процессов у детей от 3 до 7 лет использовались в исследовании проводимом во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Дошкольникам предлагалась усложняющаяся система заданий на замещение и наглядное моделирование, включенная во все виды детской деятельности и во все типы занятий, предусмотренные «Программой воспитания и обучения в детском саду».
Были подобраны те игры и упражнения, которые могут быть представлены детям каждого возраста без предварительного обучения.
Задания группировались следующим образом:
1. На обозначение предметов;
2. На анализ построения предметов;
3. На выделение пространственных отношений;
4. На использование логических отношений;
5. На создание новых образов.
Первый тип заданий предполагает использование детьми разного рода заместителей, обозначение с их помощью разнообразных предметов. Причем в одном случае заместители обладают сходством с обозначающими предметами по тем или иным признакам, в другом имеют чисто условный характер. Задания формируют у детей как умение выполнять действие замещения. Обозначать предметы теми или иными заместителями, так и обратное умение «расшифровывать» значение заместителей, подбирать к ним соответствующие предметы. К этому же типу заданий относятся загадки, содержащие словесные обозначения признаков предметов, за которыми необходимо «увидеть» сам предмет.
Три последующих задания направлены на развитие способностей к наглядному моделированию. Два из них посвящены выделению и обозначению при помощи наглядных моделей различных отношений между предметами и их частями. Это - пространственные отношения, обозначенные при помощи схем, чертежей, планов.
Цель подобных заданий - усвоение детьми связей между моделями и представленными объектами (предметами и пространственными ситуациями).
Еще один, четвертый, тип заданий способствует освоению логических операций. Он требует группировки объектов или их расположения по определенному принципу на основе выделения и учета существенных признаков. Наглядные модели выражает здесь сам принцип решения задачи.
Наконец особую (пятую) группу представляют задания, в которых обозначение при помощи заместителей (знаков и символов) и использование наглядных моделей служит основой для создания новых образов. Они также развивают способности к замещению и наглядному моделированию, но в условиях решения задач на воображение - самостоятельное придумывание рисунков, рассказов, сказочных событий и др.
Заданиям придана игровая форма доступных и интересных для детей упражнений. Все они апробированы на практике и распределены по возрастным группам. Начиная со второй младшей. Игры и упражнения: «Придумай сам», «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород», «Загадки и отгадки», «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Через ручеек». «Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Сложи картинку». «Нарисуй палочками картинку», «Поезд», «Какая игрушка? », «Что это такое? », «Дети на прогулке», «Камушки на берегу», и т. д.
Протокол
семинар-практикум для воспитателей ДОУ по теме:
"Совместные игры воспитателя с детьми по развитию высших психических функций"
«__ «_______20___г №
Присутствовали:
Воспитатели ДОУ: Морозова Н.Н, Гидройц Е.Н, Филько Е.Н, Фенина Т.В, Кемайкина Е.В, Маньшина Е.А, Фесенко В.Н, Пыдык Г.П, Киселёва Т.В,Нешкова Н.И,Корогод,Филько Е.В,Сузик С.А,Миронова Л.В,Герасименко Е.А
Отсутствовали: Петренко С.В, Бочкарь И.В
Повестка дня
1.Об информации о работе семинара .Доклад Стрельниковой Л. В, учителя-дефектолога.
2.Об играх воспитателя с детьми по развитию высших психических функций в разных возрастных группах. Доклад Стрельниковой Л.В, учителя-дефектолога.
3.Практическая часть. Проводит Стрельникова Л.В, учитель-дефектолог.
1.Слушали: Стрельникову Л.В, учителя-дефектолога. Познакомила с планом семинара-практикума.
2.Слушали: Стрельникову Л.В .Познакомила педагогов с играми воспитателя и детей по развитию высших психических функций в разных возрастных группах. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
3.Слушали: Стрельникову Л.В.Провела игры для развития памяти, внимания, воображения. Такие как: «Дорисуй», «Возьми приз», «Что сначала, что потом», «Волшебные фигуры», «Комплимент», «Доскажи словечко», «Обсуждение покругу». Формировала интерес и эмоционально-положительное отношение к играм по развитию высших психических функций. Проанализировала данные игры, сделала вывод.
Выступали: Фенина Т.В (воспитатель), Небоянова О.А (педагог-психолог) ,Пыдык Г.П(воспитатель).
Небоянова О.А.Заданиям придана игровая форма доступных и интересных для детей упражнений. Все они апробированы на практике и распределены по возрастным группам. Начиная со второй младшей. Игры и упражнения: «Придумай сам», «Зверюшки на дорожках», «Сложи узор», «Посади огород», «Загадки и отгадки», «Маленькие и большие ножки», «Солнышко и дождик», «Через ручеек». «Наседка и цыплята», «Лохматый пес», «Сложи картинку».
Фенина Т.В Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания.
Пыдык Г.П. Психическое развитие ребенка - сложный и многосторонний процесс, включающий формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Но основным его содержанием является развитие тех психологических качеств, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования при решении разнообразных задач.
Решение:
1.Проводить обзор литературы, знакомиться с новинками игр по развитию высших психических функций. ( Срок выполнения –постоянно. Ответственные воспитатели групп).
2.Использовать в работе предложенные игры по развитию высших психических функций, на занятиях и в индивидуальной работе.(Срок постоянно, ответственные воспитатели групп).
председатель Е.Д Корж
секретарь Е.В Пилюк
Семинар-практикум для воспитателей
на тему: «Совместные игры воспитателя с детьми по развитию высших психических функций"
План:
1.Консультация для педагогов ДОУ: «Совместные игры воспитателя с детьми по развитию высших психических функций в разных возрастных группах. (доклад Стрельниковой Л.В, учителя-дефектолога).
2.Практическая часть: проведение с педагогами игр по развитию памяти, внимания, мышления, воображения (Стрельникова Л.В).
Консультация для педагогов
По теме: «Игры на развитие внимания и памяти для детей с ОНР».
Подготовила: Пыдык Г.П
(воспитатель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников
Принцип наглядности утверждает, что сознательное овладение знаниями и формирование у дошкольников научных представлений...
Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Работа по ФЭМП...
Консультация «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
От эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит в дальнейшем успешность обучения математике в начальной школе.Часто от взрослых можно услышать, что математика – с...
Доклад на тему: Роль наглядности в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Целесообразность использования дидактического материала определяется тем, как восприятие и действия с ним способствуют овладению детьми знаний, ради которых и нужны средства наглядности....
Использование наглядных средств обучения для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ТНР
Большинство детей с ЗПР не проявляет активого интереса к решению математических заданий. При этом, испытывая затруднения, фактически они не обращаются к взрослому за помощью, однако охотно ее принимаю...
Использования наглядности как средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОВЗ
Использование наглядности в обучении детского сада является существенным фактором, способствующим успешному развитию детей. Оно помогает детям лучше усваивать и запоминать учебный материал, развивает ...