Технология проблемного обучения, как эффективное средство формирования элементарно математических представлений дошкольника
консультация по математике

Корсакова Елена Александровна

Консультация для педагогов

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Технология проблемного обучения, как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников»

Слайд 2

Одной из важных задач, выделяемой ФГОС в работе дошкольного образовательного учреждения, является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Целостное развитие ребенка заключается не только в приобретении им конкретных знаний и умений, а в первую очередь в развитии у него способности самостоятельно мыслить, принимать решения, уметь рассуждать, творчески решать поставленные перед ним задачи.

Слайд 3

Одним из методов решения этих вопросов является технология проблемного обучения. Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача материала происходит через создание проблемной ситуации , которая является для ребенка интеллектуальным затруднением, в результате которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Слайд 4

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.

Слайд 5

Средством создания проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы: Проблемные вопросы; проблемные задачи; проблемное задание. Проблемный вопрос - это не просто воспроизведение знания, которое уже знакомо детям, а поиск ответа на основе рассуждения. Т.е., вопрос «Когда опадают листья?» предполагает конкретный ответ на основе знаний – это просто вопрос. А вопрос «Почему осенью опадают листья?» является проблемным, т.к. требует от детей при ответе на него рассуждений.

Слайд 6

Проблемная задача: дети должны найти решение на поставленный в задаче вопрос. Пример: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».

Слайд 7

Проблемное задание « Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Помогите лисе напиться из кувшина?» Ответ на поставленное задание дети отыскивают, опираясь на имеющиеся знания из рассказа Л.Толстого «Хотела галка пить» или же приходят к поиску решения самостоятельно на основе опытнической деятельности, организованной воспитателем.

Слайд 8

Чтобы создать проблемную ситуацию педагог должен владеть специальными методическими приемами : Подводить детей к противоречию и предлагать им самим найти способ его разрешения; Рассматривать различные точки зрения на один и тот же вопрос; Побуждать детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; Ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения). Определять проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские). Деятельность педагога сводится к созданию проблемной ситуации, формулировке предлагаемой проблемы, управлению поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Слайд 9

Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения 3 . Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

Слайд 10

Сегодня мы более подробно остановимся на использовании метода проблемного обучения при формировании элементарных математических представлений. Развитие математического и логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. А ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. Именно поэтому приобщение к математике в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу и решать сложные познавательные задачи

Слайд 11

В содержание программы по ФЭМП включен ряд основных разделов, по которым работают педагоги: количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени и ориентировка в пространстве. Раздел «Количество и счет». Рассмотрим пример традиционного построения образовательного процесса : Задача : дать детям представление о том, что для определения порядкового места предмета среди других существенное значение имеет направление счета. « К спортивным соревнованиям стадион украсили разноцветными флажками. Детям дается задание посчитать на каком по порядку месте находится красный, синий флажок? Какого цвета второй, седьмой флажок. А если мы изменим направление счета и будем считать справа налево, на котором по счету месте окажется красный флажок? и т.д .»

Слайд 12

Проблемная ситуация « Как лягушонок научился считать» На озере жили лягушонок и цапля. У каждого из них была своя кочка-домик. Цапля жила между четвертой и шестой кочками , считая слева . А лягушонок помнил только то, что его домик находится на пятой кочке. Вопросы : где живет лягушонок? Как лягушонку найти свой домик? Варианты ответов: Лягушонок живет на пятой кочке, если считать слева направо. Лягушонок живет на любой кочке, где не живет цапля. Лягушонок живет на пятой кочке, если считать справа налево.

Слайд 13

Решение проблемы: сначала дети находят домик лягушонка, считая слева направо. Некоторые тут же отвергают это решение, считая, что цапля и лягушонок не могут жить в одном домике, потому что цапля может проглотить лягушонка. Ведь она живет на пятой кочке (между четвертой и шестой). Второй вариант тоже отклоняется, так как по условию задачи лягушонок живет на пятой кочке. Дети приходят к выводу, что правильный – третий вариант ответа. Дети находят пятую кочку, считая справа, - там домик лягушонка. Они убеждаются в том, что при определении места предмета нужно всегда указывать, с какой стороны считать. Вывод: место предмета зависит от направления счета.

Слайд 14

Раздел «Величина» с равнение предметов при помощи условной мерки «Спор рыбаков». Рыбаки поймали каждый по одной рыбке и спорят у кого же рыбка длиннее. Задание: с помощью условной мерки сосчитать, скольким условным меркам равна длина щуки? карася? Какая же рыба длиннее карась или щука?

Слайд 15

Проблемная ситуация «Измерь удава». Сюжет: Мартышка и попугай решили узнать длину удава и стали измерять его шагами. Мартышка сообщила попугаю , что длина удава 5 шагов. Попугай удивился, ведь у него получилось, что длина удава равна 10 шагам. Вопрос: почему получилось разное количество шагов (10 и 5)? Г ипотезы: Мартышка и попугай измеряли разных удавов. У мартышки большие шаги, а у попугая –маленькие.

Слайд 16

Решение проблемы: Первое предположение отклоняется , поскольку по условиям задачи измеряется один удав. Обсуждая второй вариант ответа, дети отмечают разницу в мерках-шагах мартышки и попугая. Это правильно, но дети не видят связи между длиной удава, размером шагов и результатом. Далее педагог организует практическую ситуацию, где дети при помощи условных мерок различной длины проводят измерение длины (условного удава) Вывод: При измерении одинаковой величины разными условными мерками чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Слайд 17

Раздел «Форма » «Знакомство с четырехугольниками». При традиционном способе знакомства с четырехугольниками воспитатель показывает квадрат и спрашивает: как называется эта фигура? Сколько у неё углов, сторон, вершин? Так же рассматривается прямоугольник, ромб, трапеция. Постепенно педагог подводит детей к тому, что любая фигура, имеющая четыре стороны ,четыре вершины, четыре угла называется четырехугольником.

Слайд 18

Проблемная ситуация: «О чем спорили четырехугольники». Детям предлагается загадка: Четыре сторонки, Четыре угла, Четыре вершинки, вот и я! На доске нарисованы четырехугольники. Вопрос: какой четырехугольник может быть отгадкой? Почему? Варианты ответов: Отгадкой могут быть квадрат и прямоугольник. Ромб и трапеция могут быть отгадкой. Все четырехугольники могут быть отгадкой.

Слайд 19

Решение проблемы: Дети рассматривают фигуры, Все ответы обсуждаются. Большинство детей теперь обращает внимание на сходство характерных признаков четырехугольника: четыре вершины, четыре угла , четыре стороны. Все четырехугольники могут быть отгадкой. Вывод : наличие четырех сторон , четырех вершин и четырех углов является признаком любого четырехугольника

Слайд 20

Раздел «Ориентировка в пространстве ». Большое внимание в образовательной деятельности по математике уделяется ориентировке. Детям предлагаются игровые задания: лабиринт- «Узнай кто какой машиной управляет»; « Нарисуй схему движения по указанному плану ».

Слайд 21

Проблемная ситуация «Пробки на дорогах». Детям-«водителям» предлагается перевезти грузы по маршруту. Выдается карта с обозначением маршрутов. Нужно определить как можно больше маршрутов доставки грузов. Кто обнаружит самое большое число маршрутов – водитель-победитель! Что будет, если пробка на дороге А. (сколько и каких маршрутов можно предложить )? А если пробка на дороге Б ? Б и В? И т.п.

Слайд 22

Применение данной технологий позволит: • сделать процесс формирования элементарных математических представлений у детей более эффективным; • развить у дошкольников познавательные интересы; • развить способность строить простейшие умозаключения; • сформировать мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации. • способствовать развитию логического мышления у дошкольников . При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления на математическом материале повысится результативность этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка .

Слайд 23

Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего, он додумается сам . Дайте возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

Слайд 24

Спасибо за внимание ! Презентацию подготовила Учитель-дефектолог Корсакова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"

Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...

Игровые ситуации как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет.

Игровые ситуации всегда нужны и важны при организации образовательной деятельности с воспитанниками среднего возраста.  Отрабатывать счет предметов, развивать мыслительные процессы детей, познова...

Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников   Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «чис...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников

Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...