Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
методическая разработка по математике
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Подготовила: Суханова Д.Е., воспитатель
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки детей к школе. Детей следует научить считать и оперировать числами, т. к. это способствует развитию их интеллекта и познавательной сферы.
В наше время на ступени дошкольного образования особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам. Одним из таких средств является широко известный во всём мире дидактический материал – палочки Кюизенера, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером.
Универсальность, абстрактность и высокая эффективность являются основными особенностями этого дидактического материала. Цветные палочки можно применять на практике с детьми, начиная с трёхлетнего возраста. Палочки Кюизенера являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка.
Палочки Кюизенера решают ряд задач в развитии и формировании математических представлений дошкольников.
К таким задачам относятся: освоение прямого и обратного счёта, деление целого на части и измерение объектов, величины, высоты, длины, ширины, знакомство с понятиями цвета, а также с составом числа и последовательностью числового ряда.
Палочки Кюизенера развивают фантазию, воображение, творческие способности детей и позволяют им овладеть теми способами действий, которые необходимы для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Цветные палочки в процессе игр и упражнений способствуют усвоению таких понятий как: «столько же», «больше - меньше», «больше (меньше) на 1, 2…», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и меньших чисел.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей младшего дошкольного возраста
«Четвертый лишний»
Задачи:
- закреплять умение различать цвет палочек, правильно его называть,
- развивать умение рассуждать и логически мыслить
Можно положить перед ребёнком три палочки одного цвета и одну палочку другого цвета. Предложить найти лишнюю палочку. Аналогично можно предложить найти лишнюю палочку среди разложенных 2-ух длинных палочек и одной короткой и наоборот.
«Путешествие на поезде»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по размеру, оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда на перроне собирается много пассажиров и сообщает детям, что они ждут, когда поезд отправится в путь. Но проблема в в том, что вагончиков нет. Детям предлагается составить из палочек - вагончиков поезд: от самой длинной палочки до короткой или наоборот.
«Лесенка высокая и низкая»
Задачи: продолжать учить детей различать палочки по величине,
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда в цирке на арене выступают дрессированные собачки, им для выступления нужны 2-е лесенки: высокая и низкая. Предлагает детям для большой собачки сделать высокую лесенку, а для маленькой собачки – низкую лесенку.
«Забор высокий и низкий»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- учить выкладывать из палочек забор разной величины высокий и низкий, используя понятия «длинная палочка», «короткая»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда бабушке нужна помощь, чтобы построить высокий забор, чтоб не ушли со двора домашние животные и низкий забор, чтобы не разбежались их детёныши.
«Домики большой и маленький»
Задачи:
- продолжать учить детей различать палочки по величине,
- оперировать понятиями «короткая», «длинная»
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда зайчику и лисичке зимой негде жить и предлагает построить для них домики. Все вместе решают построить для лисички большой домик, отбирая для этого длинные палочки, а для зайчика маленький домик, отбирая короткие палочки.
Игровые упражнения с палочками Кюизенера для детей старшего дошкольного возраста
«Едем в гости на поезде» Задачи: способствовать овладению счётом
Воспитатель создаёт игровую ситуацию, когда животные едут в гости на поезде. Предлагает построить железную дорогу. Дети выбирают палочки самые длинные, соединяют их в рельсы, а палочки вполовину короче будут являться шпалами. У поезда есть вагоны (палочки, например, в 6 см), в вагонах есть строго определённое количество мест. Воспитатель интересуется у детей:
- сколько палочек-малышек можно разместить в вагоне? (6 штук)
- кто ещё может ехать в вагоне вместе с двумя малышками? (1+1+2+2=6; 1+1+4=6)
«Дополни фигуру»
Задачи:
- развивать воображение,
- умение анализировать
Воспитатель выкладывает половину рисунка, разделив картинку осью посередине. Предлагает дополнить рисунок такими же элементами и закончить картинку. Это могут быть различные предметы, например, тарелка, мяч, кувшин и т.д.
«Что пропало»
Задачи: развивать внимание, память
Воспитатель выкладывает перед детьми несколько палочек (3-4 шт.), предлагает представить, что это конфеты. Дети смотрят на конфеты (палочки), пытаются запомнить, какие именно конфеты лежат перед ними. Воспитатель просит детей закрыть глаза или отвернуться, в этот момент убирает одну палочку, дети открывают глаза, воспитатель сообщает, что одну конфетку съели, просит детей назвать, какую именно конфетку съели.
«Магазин»
Задачи: освоение деления целого на части, отношений «больше – меньше – равно»
Воспитатель приглашает детей в магазин и сообщает, что надо расплачиваться за товар денежками (палочками).
Чтобы детям было легче найти нужную палочку, воспитатель раскладывает белые палочки - “единички” в ряд и дети по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать
нужную палочку, прикладывая её к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится необходимая палочка, “покупатель” расплачивается ею и получает свой товар.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/12/picture-628998-1631452052.jpg)
Игровые ситуации как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников 4-5 лет.
Игровые ситуации всегда нужны и важны при организации образовательной деятельности с воспитанниками среднего возраста. Отрабатывать счет предметов, развивать мыслительные процессы детей, познова...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/18/picture-420671-1616044174.jpg)
Нетрадиционные дидактические пособия как эффективное средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
В этой статье мне бы хотелось рассказать вам о своем опыте использования нетрадиционного материала при создании дидактического пособия для занятий с детьми по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/01/picture-1336020-1622575539.jpg)
Технология проблемного обучения, как эффективное средство формирования элементарно математических представлений дошкольника
Консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/05/picture-1341210-1628156820.jpg)
Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/27/picture-1104683-1548586877.jpg)
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/17/picture-1290095-1605577637.jpg)
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «чис...