Палочки Кюизенера как средство формирования первичных математических представлений у детей дошкольного возраста.
статья по математике
Палочки Кюизенера – это современная образовательная технология, которая реализуется в дошкольных учреждениях. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Палочки Кюизенера как средство формирования первичных математических представлений у детей дошкольного возраста
Математика занимает большое место в системе дошкольного образования. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Умственная задача реализуется средствами игры и в игровых действиях.
В настоящее время в практике образовательных учреждений можно встретить использование работы с палочками известного бельгийского математика Кюизенера, рекомендованными для обучения детей основам математики.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Это современная образовательная технология, которая реализуется и в дошкольных учреждениях. С помощью занимательных игр дети знакомятся с числом, величиной, геометрическими фигурами; упражняются в ориентировке во времени и пространстве. Игры способствуют формированию математического мышления; стимулируют развитие творческого воображения; воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Особенностью палочек Кюизенера является:
- принцип развивающего образования. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, направленное на решение проблем (задач, а решить учебную задачу – значит преобразовать учебный материал и открыть что-то новое).
- принцип необходимости и достаточности, который позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями, особенностями воспитанников.
Существует множество наборов с разным количеством счетных палочек, но у всех наборов общий конструктивный подход:
1.Геометрическая форма. Каждая палочка представляет собой прямоугольный параллелепипед, в основании которого — квадрат со стороной 1 см.
2.Градация по длине. Длины палочек образуют натуральный ряд: каждая следующая палочка длиннее предыдущей на 1 см. Если принять длину самой маленькой (белой) палочки за единицу, то: белая — 1 см, розовая — 2 см, голубая — 3 см, и так далее до 10 см.
3.Цветовая кодировка. Каждой длине соответствует определённый цвет. В стандартном наборе — 10 цветов: белый, розовый, голубой, красный, жёлтый, фиолетовый, чёрный, бордовый, синий, оранжевый.
4.Числовое соответствие. Длина палочки (в сантиметрах) равна числу, которое она обозначает. Таким образом, палочки визуализируют натуральные числа от 1 до 10.
5.Группировка по «семьям». Цвета подобраны так, чтобы облегчать работу с кратностями: «красная семья» (2, 4, 8) — числа, кратные 2 (розовая, красная, бордовая), «синяя семья» (3, 6, 9) — числа, кратные 3 (голубая, фиолетовая, синяя), «жёлтая семья» (5, 10) — числа, кратные 5 (жёлтая, оранжевая), число 7 выделено отдельно (чёрная палочка).
6.Универсальность использования. Палочки можно располагать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что позволяет строить из них фигуры, «лесенки», «домики» и другие конструкции для наглядного изучения математических понятий.
7.Дополняющие элементы. В комплект часто входят карточки с цифрами
от 1 до 10 и знаками арифметических действий, а также знаками отношений (<, >, =), что расширяет возможности для обучения.
Единая конструктивная логика палочек обеспечивает:
- наглядность при изучении чисел и их свойств,
- возможность манипулировать объектами для лучшего понимания
арифметических операций,
- развитие пространственного мышления и мелкой моторики.
Данная методика подходит для занятий с детьми от 2 до 7 лет. Палочки просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание чисел. Задача педагога — подключить фантазию и предлагать детям различные варианты игр и упражнений.
Специалисты делят занятия на два ключевых этапа:
Знакомство с материалами. В таком случае все выполняемые упражнения направляются на тренировку зрительного восприятия, развитие мелкой моторики. Во многом подобные тренировки аналогичны играм с мозаикой и кубиками. Все что требуется от малыша – складывать фигуры. Для этого не потребуется серьезных навыков, а сам процесс интересный, оставляет много простора для фантазии.
Выполнение практических упражнений. Они направлены на то, чтобы знакомиться со счетом, многими арифметическими понятиями. В таком случае можно просить у ребенка составить какую-то фигуру, разделить палочки по определенному признаку, длине, цвету, сложить, отнять или поделить определенные числа.
Занятия с использованием счетных палочек должны проводиться регулярно, тогда деятельность будет результативной.
Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо:
- поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
- избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Важно не только научить детей считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками символами.
Источники:
1. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера. Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет.- М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ГНОМ, 2023г.
2. Новикова В.П., Тихонова Л.И.Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
3. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект заданий с палочками Кюизенера, направленных на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста
Комплект заданий составлен в соответствии с ФГОС ДО, включает в себя задания с палочками Кюизенера, направленные на формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного во...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ" ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО САДА....

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «чис...

Палочки Кюизенера как средство формирования элементарных математических представлений дошкольников
Формирование у дошкольников элементарных математических представлений, умений и навыков, познавательных способностей и развитие логического мышления является одной из наиболее важных задач подготовки ...

Интерактивные игры как средство формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста.
Сегодня, а тем более, завтра, математика необходима огромному числу людей различных профессий. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение математических представлений, кот...
