Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».
материал ( группа) на тему

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_2016.docx390.05 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цель: Повышение педагогической компетенции музыкальных руководителей, обогащение знаний  о разнообразии педагогических технологий, используемых на музыкальных занятиях.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на семинаре практикуме «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста». Семинар будет состоять из двух частей.

I часть Практическая

Предлагаем вашему вниманию музыкальное развлечение для детей старшего возраста «Путешествие в Зимнюю сказку». При просмотре развлечения вам нужно записать на листе бумаги все технологии, которые будут использоваться в развлечении.

Тип: закрепление

Цель:  Углубление восприятия музыки, через интеграцию различных видов деятельности, организация музыкально-оздоровительной работы в ДОУ.

Задачи:

  • воспитательная – воспитывать в детях чувство прекрасного посредством воздействия музыки, поэзии и изобразительного искусства.
  • развивающая – развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
  • обучающая – продолжать знакомить детей с инновационной деятельностью, которая способствует разностороннему и гармоничному развитию личности.

- что основное в этой теме: использование разнообразных технологий при организации различных видов детской деятельности.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Оборудование и материалы:

Проектор, экран, ноутбук, музыкальный центр, музыкальные инструменты.

Видеоролик  

Предварительная работа с детьми:

Разучивание попевки «Доброе утро!» сл. и муз.О.Арсеневской

Разучивание песенки  «Наступили холода»  М.Ю.Картушиной

Разучивание  артикуляционной  гимнастики.

Разучивание «Зимней песенки»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Дом»

Разучивание «Озорной  польки» Муз. А.Филиппенко

Разучивание «Танца Матрешек»

Разучивание  р.н.игры «Как на тоненький ледок»

Ход НОД:

План:

  1. Приветствие: попевка «Доброе утро!»
  2. Музыкально-ритмическое упражнение «В путь»
  3. Дидактическая игра «Логический поезд»
  4. Здоровьесберегающий блок: разминка со звучащими жестами «Паровоз»
  5. Видеоролик «Зимнее утро»
  6. Слушание музыки: «Зимнее утро» П.И.Чайковский
  7. Творчество: чтение стихов
  8. Здоровьесберегающий блок: песенка-массаж «Наступили холода»
  9. Артикуляционная гимнастика
  10. Творчество: «Зимняя песенка»
  11. Пальчиковая гимнастика «Дом»
  12. Творчество: игра на музыкальных инструментах «Озорная полька» Муз.А.Филиппенко; «Танец Матрешек»; игра «Как на тоненький ледок»
  13. Релаксация
  14. Итог занятия: обсуждение.

Муз.рук.:

Здравствуйте, ребята! Посмотрите сколько у нас гостей. Мы очень рады их видеть. Давайте с ними поздороваемся с помощью нашей попевки с элементами самомассажа «Доброе утро! » сл. и  муз. О. Арсеневской

Доброе утро!                           Поворачиваются друг к другу.

Улыбнись скорее!                   Разводят руки в стороны.

И сегодня весь день              хлопки в ладоши.

Будет веселее.

Мы погладим лобик,              выполняют движения по тексту.

Носик и щечки.

Будем мы красивыми,           постепенно поднимают руки вверх,

Как в саду цветочки!             «фонарики».

Разотрем ладошки                движения по тексту песни

Сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем

Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем        потирают ушки.

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова,                 разводят руки в стороны.

Будьте все здоровы!

Муз.рук.:

Приглашаю вас, ребята, отправиться в удивительное путешествие, где чудеса ожидают нас на каждом шагу. Согласны? (да).  В путь я предлагаю вам отправится на веселом паровозе.

Ой, ребята, посмотрите, какие большие сугробы, сколько снега намело. Слайд 2

Как вы думаете, доберемся ли мы до паровоза? (да) Тогда пошли.

Музыкально ритмическое упражнение «В путь»

В музыкальном зале мы шагаем,          (идут маршевым шагом)

Ноги выше поднимаем.                          (ходьба с высоким подниманием колена)

Потопают ноги

По прямой дороге.                                  (шагают на всей стопе) .

И поскачут ноги,

Прямо по дороге,                                    (делают подскоки) .

Скакали, скакали,

И встали. Стоп!                                       (останавливаются) .

По узенькой дороге

Пойдут тихонько ноги.                            (идут на носках) .

Друг за дружкой побежали,

И нисколько не устали.                          (бегут на носках) .

И опять шагаем,

Ноги поднимаем.                                    (идут маршевым шагом)

Муз.рук. Вот и мы пришли к нашему паровозу. Слайд №3

Только поезд этот не простой, а музыкальный, в нём едут музыкальные инструменты. Нам с вами надо правильно рассадить инструменты по вагонам.

Игра «Логический поезд»

Дети «рассаживают» музыкальные инструменты по вагонам, разделяя их на группы духовые инструменты, ударные, струнные и т. д.

Муз.рук.: Молодцы! Все инструменты сидят на своих местах. И мы можем отправляться.

Разминка со звучащими жестами «Паровоз» 

Скорей вставайте друг за другом

Отправимся вместе, и дружно за чудом

Как гудит паровозик – ту- ту- ту

Как он нас по рельсам возит - чух- чух –чух

Руки согнуты в локтях – изображают движение колес.

Изображают гудок.

Повторение движений

Муз. рук.: Ребята, мы попали в зимнюю сказку. Перед нами ледяной хрустальный дворец. Посмотрите, как красиво!  Слайд 4    

Станция «Ушки на макушке»  Слайд 5

Предлагаю вам, ребята, пройти и сесть  на стулья.

Удивительное время года зима. Много нарисовано картин о зиме, написано музыки, песен, стихов. Я предлагаю вам послушать  музыкальное произведение «Зимнее утро»  русского композитора ……(фото композитора)  слайд 6  (Показываю портрет П. И. Чайковского. Ребята кто помнит как зовут этого композитора?) (ответ детей). Слушайте внимательно и скажите, какая музыка по характеру, какое настроение она создает?

Видеоролик

Дети: Музыка хмурая, вьюжная, тревожная.

Муз. рук. Когда вы слушали, какая возникла картина?

Дети: Возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то жалобно, то неуверенно, то встревожено.

Муз. рук.: Верно. А в каком темпе исполняется это произведение и почему?

Дети: Музыка вьюжная, быстрая, как будто бы метель разыгралась.

Муз.рук.: Ребята, а кто может рассказать отрывки из стихотворения Сергея Есенина «Поет зима – аукает»?

Дети:

Поет зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Отправляемся дальше на нашем музыкальном паровозе.

Песенка-массаж «Наступили холода»  М.Ю.Картушиной

До-до-до – ехать в поезде тепло,  (потереть ладошки друг о друга)

I      III    V    V  VI  V IV  III II I  

До-до-до- поглядим-ка мы в окно  (трем лоб и подбородок ребрами ладоней

                                                                       в       разные стороны.)                                                  

Да-да-да- а на улице зима, (трем предплечья)

Да-да-да- наступили холода (похлопать)

Да-да-да – превратилась в лед вода (указательными пальцами помассировать  

                                                                 крылья носа)

Ду-ду-ду- подскользнулась я на льду (растереть ладонями уши)

Ду-ду-ду- я на лыжах иду (приставить ладони ко лбу и энергично растирать лоб движениями в стороны – к середине лба)

Ды-ды-ды -  на снегу есть следы  (хлопки в ладоши)

Ди-ди-ди – ну-ка, заяц, погоди!  (погрозить пальцем)    

                   

Вот мы и приехали.

Станция «Звонкий голосок» слайд 7

Предлагаю вам, ребята, спеть «Зимнюю песню»., но сначало разомнем наши губы и язычок.

Артикуляционная гимнастика.

Влево                          Проткнуть язычком левую щеку,

Вправо,                      Проткнуть язычком правую щеку,

Раз, два,                    Еще раз левую, еще раз правую щеку,

Вверх —вниз,               Проткнуть язычком верхнюю губу,

Язычок, не ленись!        Еще раз верхнюю губу, еще раз нижнюю губу,

Губы, просыпайтесь!    «вибрато» губами,

Ротик, открывайся!       Широко открыть рот, покусать кончик язычка

Язычок, покажись          Высовывать язык вперед и убирать назад,

                                        покусывая всю поверхность языка,

А зубы-то, а зубы     Покусать нижнюю губу по всей поверхности, покусать

                                   верхнюю губу по всей поверхности,

Кусают даже губы.

Кусаются, кусаются

И не унимаются.

А губы то хохочут,          В улыбке открыть верхние зубы,

То сильно обижаются,    Вывернуть нижнюю губу, придав лицу обиженное

                                         выражение,

То весело хохочут,                 В улыбке открыть верхние зубы,

То снова обижаются                    Вывернуть нижнюю губу,

Зубам надоело кусать —              Пожевать язык боковыми зубами,

Стали язык жевать.

Язычок — не лист капустный,

Он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь,

Хорошенечко умойтесь,

Не сердитесь, не кусайтесь,      Провести язычком между верхней губой и зубами,     

                                                     провести язычком между нижней губой и зубами,  А вместе с нами улыбайтесь!       Улыбнуться.

Муз.рук.:    А теперь споем песенку. (Дети поют)

Ребята мне очень понравилось исполнение песни, пели все дружно, старались.

Поехали дальше.

Станция «Веселый оркестр» слайд 8

Пальчиковая гимнастика

C:\Users\админ\Desktop\занятие\дом.jpg

А теперь, давайте возьмем инструменты, сядем кружком, да сыграем ладком.

«Озорная полька» Муз. А.Филиппенко

Отправляемся дальше на нашем музыкальном паровозе.

Станция «Веселый каблучок»,  слайд 9

А сейчас давайте покажем, как мы умеем не только петь, но и танцевать.

Танец Матрешек

Путешествуем дальше.

Станция «Игральная» слайд 10

Игра «Как на тоненький ледок»

Дети стоят в кругу..

  1. Как на тоненький ледок            Дети поют и, постепенно приседая,

Выпал беленький снежок.       показывают руками, как падает снежок.

Припев: Эх! Зимушка-зима,                Взявшись за руки, дети идут по кругу

              Зима снежная была!            вправо, а при повторении – влево.  

  1. Выпал беленький снежок,       Дети останавливаются. «Ваня» въезжает

Ехал Ванечка-дружок.            В круг (ходит, высоко поднимая ноги)

  1. Ехал, Ваня, поспешал,           Дети стоят, «Ваня» бежит и «падает»

Со добра коня упал.                Приседает на корточки)

  1. Две подружки увидали,           Дети останавливаются, «две подружки»

Прямо к Ване подбежали.       Поднимают его, отряхивают.

  Припев.                                             «Ваня» и «две подружки» пляшут в

                                                              Кругу, остальные дети хлопают

                                                              В ладоши.

Муз.рук: Устали?. Релаксация:

Давайте отдохнём, сядем на коврик.

 Устали наши ножки – поглаживание ножек.

Ходили по дорожке – пальчиками рук по ногам прошлись.

Погладим наши ножки – поглаживание.

И отдохнём немножко – легли на коврик.

Носиком вдохнули и выдох – три раза.

А теперь все встали, потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Муз.рук. А теперь, ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

А вот и наш детский сад Слайд 11

Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).

Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось? (ответы детей.)

Если вам понравилось путешествие, возьмите с собой в группу улыбающийся смайлик, а если не понравилось грустный. Слайд 12

Дети прощаются и уходят из зала.

А сейчас давайте обсудим, какие технологии использовались в развлечении. (Ответы участников)

А сейчас , предлагаю более подробно остановиться на технологиях.

II часть Теоретическая:

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном  процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Развитие педагогической  науки показывает, что появление термина технологии и направления исследований в педагогике не является случайностью. Почему же «случайный» переход термина «технология»  из сферы информационных технологий в педагогику на самом деле не случаен и имеет под собой серьезную основу. Определение технологии, может быть сформулировано следующим образом: под технологией надо понимать совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами. Если перенести данный смысл термина «технология» в педагогику, то тогда под технологией обучения будет подразумеваться определенный способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под  управлением человека. При технологии музыкальный руководитель выполняет функцию управления средством обучения, а также функции стимулирования и координации деятельности. Ввиду того, что технология предполагает предварительное определение диагностичной цели, в первую очередь необходимо рассмотреть, возможна ли установка диагностичной цели в музыкальном образовании. В качестве таковой может выступать определенный объем музыкального материала. Таким образом, основной целью музыкального руководителя является формирование основ духовно-нравственного воспитания через приобщение к музыкальной культуре с использованием новых технологий, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Также можно выделить следующие задачи:

  • Привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • Привить основы художественного вкуса;
  • Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  • Обучить основам музыкальной грамоты;
  • Сформировать потребность в общении с музыкой.

Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI  веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьясбережения.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное  и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий.

                                       Физкультминутки

Физкультминутка это – кратковременное (в течение 1-2 минут)  мероприятие, которое способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим  ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Выполнение физминутки  «Солнышко» с участниками семинара.

                    Информационные  коммуникационные технологии

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности.

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель  – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.

Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей.  Игровые задания преследуют разнообразные цели:

  • расширение и закрепление представлений об окружающем мире;
  • развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,
  • отдельных компонентов чувства ритма;
  • развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации -

повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.
Задачи:

  • развитие музыкальных способностей дошкольников;
  • дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;
  • активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;
  • формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством  готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности  в дошкольном детстве – что очень актуально. Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

А сейчас предлагаю разгадать музыкальные ребусы с использованием ИКТ.

                           Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Кроме того, дыхательная гимнастика  через движения диафрагмы и мышцы живота осуществляет массаж внутренних органов, тренирует сердечно-сосудистую систему, повышая устойчивость к гипоксии (недостатку кислороду). Противопоказания к выполнению дыхательной гимнастики: лихорадка, тяжелое состояние ребенка и заложенность носа. Если у ребенка насморк, то сначала его нужно вылечить, а затем приступать к выполнению упражнений. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

  • Укрепление физиологического дыхания детей (без речи)
  • Тренировка силы вдоха и выдоха.
  • Развитие продолжительности выдоха.

Пение с предществующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:

- положительно влияет  на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

- способствует восстановлению центральной нервной системы;

- восстанавливает нарушенное носовое дыхание.

Выполнение дыхательной гимнастики  «Прожорливые фрукты» с участниками семинара.

Цель игры: Развитие целенаправленной воздушной струи.

Описание: Игроки должны загнать помпоны в рот фруктам.

                       

                                              Ритмопластика

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента. Танцы, ритмические движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органом, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрая реакция, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности. Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех урока. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. Требования к подбору музыки.

Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности музыка для движения должна быть:

- небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших);

 - умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших;

- 2-х или 3-частной (каждая часть музыка – контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей;

- музыкальный образ, характер, настроение  музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера – «дождик», ветер качает листики», «зайчик прыгает» и т.д. – для малышей и более сложная по художественному образу, настроению – в соответствии с музыкой – для старших).

Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

Требования к подбору движений

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть:

- доступными двигательным возможностям детей ( с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности);

- понятными по содержанию игрового образа (например, для младших – мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших – герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.);

- разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и пр.

Проведение ритмопластики «Мельница» с участниками  семинара.

Цель: развитие  плавности движений, умение изменять силу мышечного напряжения.  Создание выразительного музыкально-двигательного образа.

Описание: Участники легко раскачивают руками вперед, назад. С каждым взмахом усиливают движение.

                                             Пальчиковые игры

Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе «пальчиковых игр» ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Выполнение пальчиковой гимнастики «Помощники» с участниками семинара.

Маленькая Катя умницей была                 сгибают-разгибают большой палец

                                                                      правой/левой руки.

В комнате работу всем зверям нашла.     Дотрагиваются большим пальцем до

                                                                      Кончика других пальцев.

Чашечки собачка моет язычком.              Левая рука – чашечка, скребем                  

                                                                     пальцами правой руки по ее ладони

                                                                     движение «от себя» тыльной

                                                                    стороной пальцев.

Мышка подбирает крошки под столом.    Щипают пальцами правой руки

                                                                        Ладонь левой

Кошка коготками лавочку скребет             Скрести согнутыми пальцами

                                                                        Ладонь левой руки

Курочка рябая пол крылом метет               Скользящее движение ребром

                                                                        ладони одной руки по другой

Катя варит кашу для зверей своих             большим пальцем правой руки

                                                                     вращательные движения в ладони

                                                                      левой руки

За работу хвалит, с ложки кормит их.      Поглаживаем правой рукой левую

                                                                      Затем протягиваем левую руку

                                                                       вперед (кормим зверей)

                                                                     

             

                     Методика организации дидактических игр

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к  проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

                        В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
  • Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • Определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки и др.);
  • Подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе  которой уточняются знания и представления детей о них);
  • Объяснение хода и правил игры;
  • Показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
  • Определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью  дидактической задачи, игровых правил;
  • Подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

Проведение дидактической игры «Веселые подружки» для участников семинара.

Цель: Развитие чувства ритма.

Ход игры: Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Участники семинара повторяют ритм деревянными ложками палочками (прохлопать или протопать ногами).

                                                     Сказкотерапия

Цели: повышение внимания и заинтересованности детей на музыкальных занятиях, формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев, развитие творческих способностей, познавательного интереса.

Задачи:

  • Развивать  произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности.
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу, познавательный  интерес.
  • Развивать речь, обогащать активный словарь.
  • Обогащать положительный эмоциональный опыт.
  • Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.

Дети, которые воспитываются на народных сказках, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

Классификация сказок, применяемых на занятиях:

  • Дидактические, в форме учебного задания;
  • Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки  природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – «колдуют».
  • Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя «Я», доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.
  • Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Королевича или Белоснежку, и вместе с тем так же свободно переключается на прозаическую повседневность. Кроме ожидания необычайного, чудесного, волшебного, детскому возрасту присуща еще одна потребность. Ребенок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным взрослым, но ему не всегда это удается. В сказке же все возможно. Для педагогов же особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев. Дети всегда открыты сказке, ведь в ней прямых наставлений: здесь главный герой всегда проявляет положительные и высоконравственные качества дружелюбия, честности, отзывчивости, самоотверженности и даже героизма, являясь для детей примером для подражания. Поэтому воспитательный эффект сказки ни с чем не  сравним. В сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, особенностям народной культуры, к повадкам животных, что стимулирует познавательный интерес к окружающему миру.

Участникам предлагается проиграть сказку-шумелку «Лиса и рыба» с помощью музыкальных инструментов.

Вез дед на санях  мешок рыбы.

Лошадка бежит, копытами стучит.                  

Колокольчиком звенит.                               Удары по коробочке, колокольчик.

Видит дед на дороге лиса лежит.

Обрадовался: «Вот будет моей

Старухе воротник на шубу!».

Бросил дед лису в сани.                             Удар по барабану

А сам пошел впереди.                                 Мнем бумагу

Лошадка бежит, копытами стучит.

Колокольчиком звенит.                               Удары по коробочке, колокольчик.

А лисичка стала выбрасывать

По рыбке, да по рыбке.                               Глиссандо по металлофону

Выбросила всю рыбку на дорогу

А сама убежала.                                          Удары по барабану

 III часть Рефлексия  «Все в твоих руках»

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция, по которой надо высказывать свое мнение.

 

  • «Большой» -  для меня было важным и интересным…
  • «Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
  • «Средний » -  мне было трудно (мне не понравилось)
  • «Безымянный» -  моя оценка психологической атмосферы..
  • «Мизинец» -  для меня было недостаточно..

заключительная часть.

Игра “Аплодисменты по кругу”

Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.

Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Солнышко»

РПТО в форме

семинара- практикума  для музыкальных руководителей детских садов района

«Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»

Музыкальный руководитель: Михайлова

Татьяна Валерьевна

                                               Борзя 2016 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для родителей  «Роль домашних животных в воспитании детей дошкольного возраста»...

Презентация. Семинар - практикум для воспитателей «Современные подходы к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Презентация поможет повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах экологического воспитатания детей дошкольного возраста....

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста

    Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к дру...

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...

Технология «ОРФ-педагогика», как система музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Орф-педагогика является сферой музыкальной педагогики, где совместно с музыкальным развитием решаются важные коммуникативные, социальные задачи.Занятие в обязательном порядке включает в себя следующие...

Семинар практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей»

Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности....