Семинар практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей»
методическая разработка
Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение
детский сад образовательного вида «Солнышко»
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию детей
(МДОУА д/с «Солнышко»)
Семинар практикум
«Использование инновационных технологий
в духовно-нравственном воспитании детей»
Подготовили воспитатели:
Камалетдинова Н.А.
г.Пыть-Ях
2024
Цель: Совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников посредством игровой деятельности.
Задачи:
- Повысить знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство воспитателей в осуществлении задач духовно- нравственного воспитания.
- Развивать умение обсуждать и согласовывать предложенные вопросы, задания.
- Развивать творческую активность участников.
Дети – это наше отражение. По образцу, данному взрослыми, они строят отношения с людьми, учатся доброте, товариществу и благородству, патриотизму к Родине и родным истокам.
ФГОС выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Современные условия развития детей диктуют использование и применение в работе педагога современных и инновационных технологий духовно-нравственного воспитания, которые должны быть направлены не на передачу готовых нравственно-этических норм, а на то, чтобы поставить ребенка в условия нравственного выбора.
Педагог должен предложить разнообразие поведенческих вариантов, лишь в этом случае у ребенка появляется моральный выбор. Он становится свободным в своем выборе и самостоятельным для принятия решения в нравственной ситуации. И именно тогда нравственная норма для него будет личностно значимой.
В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей можно использовать такие технологии:
1. Проектная деятельность
Проектная деятельность с дошкольниками позволяет повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Так как метод проектов через познавательную деятельность всегда ориентирован на результат, то такой совместный процесс достижения конечной цели, представленной в той или иной форме полезен для духовно-нравственного развития и формирования знаний, умений дошкольников в этом направлении.
Примерная тематика проектов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «История варежки», «Театр», «Здравствуй, масленица». Проекты, посвященные детским поэтам и писателям: «Агния Львовна Барто», «Сергей Михалков», «Виталий Бианки», «Сказки А.С. Пушкина». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.
2.Лэпбук.
Одной из инновационных форм работы по развитию духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста является создание «лэпбуков» различной тематики. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Он помогает в игровой форме дать детям представления о малой родине, семье, национальных традициях. Лэпбук побуждает детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Лэпбук создаётся непосредственно руками детей, взрослый принимает роль партнёра, который оказывает помощь.
Темы лэпбуков духовно-нравственной направленности: «Моя семья», «Впустите в сердце доброту», «Кем быть?», «Мой любимый город», «Хорошие и плохие поступки», «Любимые сказки».
3. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Первое знакомство с книгой у малышей начинаем с малых фольклорных форм. Именно в фольклоре нашли отражение народные культурные и нравственные традиции. Песенки, потешки воспитывают доброту, чувство любви к родителям. Я в своей работе использую макет русской избы, где элементы избы могут манятся в зависимости от возраста детей. В избе живут бабушка сказочница которая рассказывает детям сказки, потешки, прибаутки и дед сказочник к ним приходят гости про которых дети рассказывают сказки, потешки, придумывают истории. Одним из самых простых и важных средств формирования нравственного сознания для дошкольников являются все виды сказок. Моральные ценности в сказках представлены «нравственным уроком». Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, красотой, честностью. Для девочек — красная девица (умница, рукодельница). Для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый). Идеалом для ребенка являются положительные герои, к которым он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки.
Для нравственного воспитания чувств, развития эстетического вкуса у дошкольников используем художественные средства. Например: рисование по сказке. Воспитанники выражают свое отношение к героям сказки,
4. Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В своей работе педагогу необходимо обращаться к игре: как к современной, так и к народной.
1. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.
2. Дидактические игры с национальным колоритом:
«Чей сарафан?», «Укрась одежду национальным узором», «Сортируй узоры» Из каких частей состоит Российский флаг», «Какие цвета у Российского флага» и т.д.
3. Мультимедийные игры для дошкольников духовно-нравственного содержания
4. Народные игры и игрушки, как средство духовно-нравственного воспитания детей. В нашей группе живет кукла коза с помощью ее дети рассказывают потешки, разбирают различные ситуации. Коза может похвалить или по журить детей за или инные поступки.
Проведем с вами «Мозговая разминка».
1. Документ, охватывающий все основные моменты жизнедеятельности детей, иными словами – это модель учебно – воспитательного процесса в ДОУ?
(Образовательная программа ДОУ).
2. Система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его нравственно – патриотического воспитания. Что это
(Предметно – пространственная развивающая среда).
3. Земля, где ты родился (Родина).
4. целью духовно–нравственного воспитания дошкольника является
: воспитание духовно – нравственной личности ребенка.
5. проблема духовно-нравственного воспитания?
Постоянное воздействие различных потоков информации на душу ребенка, разрушительная антидуховная пропаганда СМИ. Низкий уровень духовно нравственной культуры родителей.
6. что такое духовность?
-Это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
-Это компонент культуры, содержанием которого выступают этнические ценности, составляющие основу сознания
7. Какие чувства формируются у детей в процесс нравственного воспитания
(товарищества, коллективизма, патриотизма, глубокое уважение к труду людей)
8. перечислите нравственные качества
(милосердие, доброта, ответственность, порядочность)
9. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу
(Патриотизм).
10. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом
(Страна).
5. Детская агитбригада - действенная форма воспитания и образования детей дошкольного возраста, т.к. она органически соединяет в себе духовно - нравственное содержание с необычайно яркими формами его выражения.
Стили выступлений агитбригады могут быть разными:
- Разговорный жанр;
- Песни, частушки, стихи;
- Танцевальные композиции;
- Театрализованные сценки.
Коллектив детской агитационной бригады, является как носителем информации, рупором определенной идеи, которую необходимо донести до зрителя, используя различные выразительные средства, так и сам является объектом социализирующего процесса. Тематические выступления агитбригады позволяют зрителям (детям- дошкольникам) в занимательной форме прививать основные правила и понятия духовно-нравственного воспитания.
6. Доверительные беседы
Доверительные беседы – специально организованный разговор с детьми на духовно-нравственные темы. Удачное соединение доверительных бесед с разнообразными играми, упражнениями, этюдами помогает развитию эмоциональной и духовной сфер, формированию этических представлений у детей. Доверительные беседы с детьми могут быть в форме интервью: «Возьмем интервью у мамы», «Как тебя ласково называют родители?»,
7. Синквейн
Одним из эффективных методов духовно- нравственного воспитания детей является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Технология скрайбинг
Технология скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки).
Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Эта технология была придумана британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данной технологии - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). Выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует. Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами. И самое главное в этой технологии все таки не картинки, схемы, а история, которая ведет за собой повествование.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг – техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
8. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними в виде грозди. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.
«Кластер» можно использовать на разных этапах работы по духовно-нравственному воспитанию детей. Правила составления «кластера» очень простые. Выделяем центр – это наша тема. От нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Так как не все дети умеют читать, можно использовать иллюстрированные или смешанные кластеры.
Для заполнения кластера и легкости запоминания необходимо использовать картинки, фотографии, рисунки, схемы по заданной теме.
В совместной деятельности с детьми составляем кластеры на любую из тем направлений духовно- нравственного развития детей: «Животный мир»; «Семья»; «Мои добрые поступки», «Что такое хорошо и что такое плохо» и т.п.
9. Конкурсы творческих художественных работ: Продуктивная деятельность – это лучший способ выражения эмоций детей от увиденного. Дети творят - это помогает им еще раз пережить чувство прекрасного и закрепит знания и впечатления. Подарок сделанный своими руками, детскими руками «греет». Дети с большим удовольствием делают подарки своим близким, организовывают выставки творческих работ: «Мама – мой ангел!», «Покорение космоса», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Неополимая купина».
Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики.
С этой целью в группе оформляются различные тематические «Полки красоты» (к празднику Победы, «Загадочный мир космоса» и др.).
10. Информационно-коммуникационные технологии
Использование аудио средств.
При использовании аудио средств в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников делаем акцент на использование произведений отечественного музыкального искусства. Это позволяет раскрыть высокий духовный смысл русского искусства, несущего в себе веру, добро, любовь, нравственность.
Использование видеофильмов, мультфильмов, познавательных видео роликов.
Видеофильм имеет ряд особенностей - это информационная насыщенность и сильное эмоциональное воздействие на аудиторию.
На празднике посвященному «Дню матери» можно продемонстрировать мини-фильм «Мама – слово дорогое», который осуществит важную работу в направлении духовно-нравственного развития с православным ориентированием и детей, и себя, и родителей.
Воспитательные возможности применения видеозаписей многообразны, поэтому целесообразно создать электронную тематическую картотека притч, сказок, рассказов, мультфильмов, песен, которые помогут в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников и их родителей.
Создание мультимедийных презентаций.
Мультимедийная презентация является самым быстрым и современным способом донести любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать, и соответственно получить нужную нам информацию.
Поиграем «Комплимент» - в кругу
Основу коммуникативного взаимодействия дошкольников с взрослыми и сверстниками в любом виде деятельности составляет потребность в доброжелательном внимании. Средством внимания, одобрения является комплимент. Важно, чтобы дети слышали комплименты от воспитателей, родителей, сверстников.
Вам предлагается грамотно произнести как можно больше комплиментов по следующим направлениям:
1.Одобрение внешности.
2.Одобрение личностных качеств
Говорить о духовно-нравственном воспитании необходимо с самого раннего возраста. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. В этом ему поможет использование современных и нетрадиционных технологий.
Пусть ваши дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни дошкольников и окажет исключительное влияние на последующем духовно-нравственном развитии каждого ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».
Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....
Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"
Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

СООБЩЕНИЕ «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его...

Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
В данном материале раскрыты инновационные технологие в духово-нравственном воспитании детей дошкоьнго возраста....

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.Задачи:1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное во...
Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"
Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию коррекционно-развавающих технологий...

Семинар- практикум. Использование инновационных технологий по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте ФГОС
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента...


