Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Cидорова Вера Ивановна

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:
1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
2. Формировать профессиональные умения по заданной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Использование инновационных технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Iчасть теоретическая.

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Задачи:
1. Расширять знания воспитателей по вопросу «Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности».
2. Формировать профессиональные умения по заданной теме.

         Работая по направлению духовно–нравственного воспитания дошкольников, мы помогаем детям найти гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формируем умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учим жить в согласии с собой и совестью, развиваем чувство собственного достоинства. В качестве решения задач по духовно-нравственному воспитанию современных детей предлагается использование инновационных технологий, а именно:

- игровой технологии

- проектной деятельности;

-технология музейная педагогика; 

-технология Буккроссинг;

-коммуникативной технологии;

-информационно - коммуникационной технологии.

 Игровая технология является основным видом деятельности детей. Сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные, подвижные игры, подвижные с правилами, игровые упражнения проводятся во время образовательной деятельности, в самостоятельной и в свободной деятельности, на прогулке, в повседневно-бытовых ситуациях, беседах, во второй половине дня. Деятельность может быть организована незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В своей работе педагогу необходимо обращаться к игре: как к современной, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести.

Проектная  деятельность

Проектная деятельность. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов- это педагогическая инновационная технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей - исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. 

Примерная тематика проектов: «Мир вокруг нас», «Дерево добра», «Край в котором ты живешь», «Наши пернатые друзья», «История варежки», «Театр», «Здравствуй, масленица». Такие проекты помогают формировать в детях правильную систему ценностей.

Технология «Музейная педагогика». Технология направлена на погружение личности в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду. Основной методологический приём современного музея - интерактивность (когда он выступает в роли не только хранилища, но и живым организмом в процессе познания).

Технология «Буккроссинг» - перемещение книг. Цель буккроссинга в детском саду - повышение интереса к книгам, к чтению русских народных сказок, возрождение традиции семейного чтения. В чём суть данной технологии? Дети, прочитав сказку дома с родителями, приносят её в детский сад, чтобы поделиться и дать возможность почитать другим. В книгу вкладывается небольшое письмо, где написано: чья книга, кем и когда прочитана.

Коммуникативная  технология. Главное в технологии - речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ребенок  предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.

          В своей работе по духовно-нравственному воспитанию для усиления образовательных и воспитательных эффектов использую информационно-коммуникационные технологии. Мероприятия с использованием ИКТ не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей, развивают духовную направленность.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Через сказку ребенок получает знание о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и преградах, которые возникают у человека в жизни, учится верить в силу добра, любви, справедливости. В сказке заложена вся педагогическая мудрость наших предков. Разнообразить и сделать беседу по сказке интересной и увлекательной, можно с помощью подбора детских мультфильмов. Главная задача - показать ребенку нравственную суть каждого поступка человека, и поэтому нужно подобрать детям только позитивные и добрые мультфильмы, где дети могут высмеять зло, лень, сочувствовать одиноким, восхищаться  смелости, ценить дружбу. Каждая сказка несет в себе нравственный урок. Поэтому детям можно читать любые сказки, беседовать после прочтения о поступках героев.

II часть  Практическое задание.

Внимательно рассмотрите иллюстрации. Нужно дать быстрый ответ из названий сказок, которые воспитывают в детях нравственные качества, придумать мораль сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми;

сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации;

сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить.

Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка».Наказ слушаться родителей.

- в сказках  «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» - хитрость,

Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается -«Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»;

мудрость восхваляется -«Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»;

забота о близком поощряется -«Петушок и бобовое зёрнышко». 


Игра   «Бой пословиц».  Восстановите пословицы

Нет в мире краше, когда над ней крыша одна.

Глупа та птица, будет Родина крепка.

Если дружба велика, которой свое гнездо не мило.

Семья сильна, хорошие дети растут.

Человек без Родины  нашей.

В хорошей семье. Что соловей без песни

Добрый сын - а его добрые дела.

Добрый человек придет, словно свет принесет

Доброму слову - Отцу радость, 

Не одежда красит человека, добрый ответ.

 Народное братство, в ленивом доме пусто.

В своем доме Счастье дорогу не забывает.

В семью, где лад  и стены помогают.

В прилежном доме - густо,а  дороже всякого богатства.

Нет в мире краше Родины нашей.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Человек без Родины Что соловей, без песни

В хорошей семье хорошие дети растут

Добрый сын - отцу радость,

Добрый человек придет, словно свету принесет

Доброму слову - добрый ответ

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Народное братство Дороже всякого богатства.

В своем доме и стены помогают.

В семью, где лад, Счастье дорогу не забывает

В прилежном доме - густо а в ленивом доме пусто.

Следующая игра  будет посвящена    «Семье»

Бесспорно, семья является первичным звеном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Перед вами стоят три волшебных коробочки, в которых находятся 3 символа русского быта. А что именно, вы узнаете, правильно ответив на мои вопросы. Итак,

Что в Волшебной коробочке? Он воспринимался как священный символ. Он постоянно находился в красном углу дома под иконами. Его делил и раздавал остальным хозяин дома, прежде осенив его крестом. Им благословляли жениха и невесту, встречали молодых из-под венца и вообще всякого гостя в доме. Его клали в колыбель новорождённому. (Хлеб)

Что в этой Волшебной коробочке? В черном ящике находится символ русского быта, который долго служил признаком социального неравенства и мерой достатка в семье. В деревнях он передавался из поколения в поколение. С развитием промышленности каждый мог заказать его по каталогу или своему эскизу. На ярмарках их продавали по весу и сорту. Итак, это…..(Самовар).

В этой Волшебной коробочке лежит предмет, который является символом споров, горечи, печали, зла, из-за него начинались войны. Но это людей не останавливало, не отталкивало от этого предмета, а, наоборот, прельщало. Этот предмет встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

В этой волшебной коробочке лежит предмет, который является символом  материнства, плодородия. Наличие большой и дружной семьи является обычным и даже важным в традиции русской культуры,  когда многие поколения и расширенные родственники играют активную роль в динамике семьи, включая бабушку и дедушку, тетей, дядюшек и двоюродных братьев. Итак, это………… ( Матрешка) 

 Заключительный .  называется «Чудо-дерево»

У нас осталось последнее задание. Перед нами дерево. Представьте, что это дети. А мы, как заботливые садовники, взращиваем его, поливаем. Ждем, когда на нем появятся первые листочки, первые ростки нашей заботы, доброты. Напишите на листочках, что бы вы хотели увидеть  в детях. Это может относиться к здоровью, доброте, любви, взаимопониманию (выполнение задания)

 ( Варианты: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение, культуры поведения, чувства коллективизма, взаимопомощь, ответственность, активность, сострадание, собранность, воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций, способность не пугаться трудностей, организованность, умение управлять своими движениями, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели; умение уступить, поддаться, сдержаться; соблюдать очередность, не мешая другим, а также делиться игрушками, делать приятное сверстникам, помогать им, трудолюбие, желание помочь, милосердие, и т.д. )

Прочитайте для всех  и прикрепите  ваши листочки с пожеланиями к дереву.

Вот посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось

Вот посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось! На нашем семинаре –практикуме мы освежили и повысили  знания, профессиональную компетентность, педагогическое мастерство в осуществлении задач духовно- нравственного воспитания. Свои знания мы будем продолжать применять  на практике в своей работе, и наше общество пополнится нравственными, духовными, гуманными людьми.

На этой чудесной ноте я хочу закончить нашу с вами встречу.

Я желаю вам удачи, добра, любви и взаимопонимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание духовно - нравственной культуры у детей дошкольного возраста.

Нравственно - патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.  В настоящее время эта задача актуальна и особенно трудна, т.к. в молодых семьях вопросы в...

Воспитание духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает методы и средства нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста...

Опыт работы "Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность. Опыт содержит перспективный план кружка по изобразительной деятельности "Природа и творчест...

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Статья раскрывает проблему духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в дошкольном возрасте....

«Организация работы по направлению духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение их к культуре народов Крыма»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и   телесных; приобретения знаний об окружающем мире, образования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте п...

Формы, методы и средства воспитания духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста

Привитие духовно-нравственных ценостей у детей дошкольного возраста, различными, методами и средствами воспитания...

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей

Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей...