Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста
методическая разработка по музыке

Туранина Марина Анатольевна

       Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tantsev.igrovye_tehnologii.doc50 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста

       С древних времен известно воздействие сочетания ритмических движений и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребенок начнет слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнется развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни, в том числе и музыкальное развитие.

       Танцевальное направление занятий с малышом связано с высокой выразительностью и эмоциональностью данной формы движения, ее положительным влиянием на психическое самочувствие, совершенствование координации движений, формирование красивой походки, развивается умение слушать и слышать музыку, согласовывать свои движения с ней.

       Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к другим. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания.

       Мы не раз замечали, что дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей, улыбаются, вспоминая веселых героев мультфильмов или знакомых животных. Но дети с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами. Им трудно представить абстрактный образ, поэтому необходимо предлагать малышам только те композиции, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт.

       Ритмические музыкальные игры способствуют развитию у малышей музыкальности и пластической выразительности, гармонично развивают.

В музыкальных играх дети также создают определенный образ и передают в движении разнообразные чувства.

        Музыкально – ритмическая деятельность развивает в ребенке следующие умения и навыки: умение отметить начало и конец в движении мелодии, слышать ритмический рисунок мелодии. С помощью специально подобранных упражнений можно развить в ребенке способность воспринимать, улавливать и быстро включаться в ритм.

       Встаньте напротив детей и напевайте слова, изображая то, что говорите. Пусть малыши повторяют за Вами все движения:

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом»

     Говорить о содержании двигательно-музыкального материала и особенностях движения надо стараться образно, активизируя воображение малыша. Хорошо сопровождать слова выразительными движениями и жестами.

     Нередко бывает, что ритмические упражнения вначале исполняются детьми живо, эмоционально, с большим желанием, а затем, по мере многократного повторения, интерес ребят ослабевает. В этом случае в упражнение следует вводить дополнительные двигательные действия и выполнять его под новое музыкальное сопровождение.

     Также разнообразить ритмические упражнения и танцевальные элементы помогает игровая форма их проведения, представляющая законченную сюжетную композицию. Такая форма особенно эффективна для развития пластичности, координированности, накопления двигательных навыков.      

     Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости, удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки. Любая игра имеет свои правила, которые надо соблюдать, поэтому игры укрепляют дисциплину, приучают играющих уважать друг друга, отвечать за свои действия. В играх широко используются ходьба, бег, прыжки – все это оказывает значительное воздействие на органы дыхания, кровообращения и на двигательный аппарат.

       У детей в раннем возрасте недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Поэтому наша задача – развивать органы чувств и сенсорные умения.

      Во время выполнения танцевального движения необходимо считать, помогая уточнить темп и ритм, а закрепление ранее разученных движений может осуществляться сразу под музыку.

      Систематичность, постепенность и последовательность – основные педагогические принципы музыкального развития детей раннего возраста.

Чтобы красиво танцевать, нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С самого раннего возраста мы учимся держать правильную осанку и следить за ней. Упражнения на пластику, а также фантазия разовьет воображение ребенка, научит импровизировать под музыку.

     Занятие необходимо строить так, чтобы были задействованы оба полушария мозга. Ведь именно правое полушарие отвечает за абстрактное мышление, восприятие искусства. На занятиях важно активно уделять внимание пластике и фантазии: ведь если внимательно посмотреть вокруг, то можно заметить, что весь живой мир, вся природа находится в движении, причем движении удивительно пластичном.

     Наблюдая с ребенком за растениями, животными, птицами, рыбами, запоминайте их движения, повторяйте под музыку. От простых упражнений следует переходить к сложным, развивая фантазию и воображение. Можно предложить малышу изобразить «красивый цветок» и здесь становится видно, как таинственно бегают его глазки, с каким упорством, терпением и искренностью он воплощает в движении слова педагога. Чтобы активнее вовлекать ребенка в процесс воображения, необходимо включаться в творчество самим, изображая то, о чем говорим, сначала побуждая малыша повторять наши действия.

     Правое полушарие отвечает за творчество, с его помощью мы абстрактно мыслим. Игровые танцы в раннем развитии используются для визуального распознавания и пространственной ориентации, образного восприятия.

Левое же полушарие мозга отвечает за языковые способности, логическое мышление, математику, анализ. Все двигательные задания и музыкальные упражнения занятий развивают ориентировку в пространстве, умения анализировать и реагировать на сигнал музыкального руководителя или другого взрослого (Пусть по Вашему сигналу «Зайка!» малыш начнет прыгать на двух ногах, по сигналу «Птички!» легко побежит по комнате, а по сигналу «Лягушки!» тихо присядет.)

    Чередуйте сигналы. Проводя первый раз эту игру, покажите и объясните, как прыгает зайка, где у него лапки, а где ушки, расскажите и продемонстрируйте, как летают птички и как лягушки сидят в болоте. Повторно играя, вы можете уже не показывать, а только словесно помогать малышу, постепенно отказываясь и от подсказок, тем самым усложняя задание.

     Музыкально-двигательные упражнения дают представление о классическом танце. Эти занятия направлены на выработку необходимых хореографических навыков: укрепление мускулатуры, стоп и подъема, развитие эластичности связок и мягкость движений.

      Следует заниматься с ребенком, когда у него и у Вас хорошее настроение. Все упражнения необходимо заканчивать до того, как они смогут надоесть малышу.

     Если ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения.

     На коллективных занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Ребята учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать партнера. Все навыки и умения, приобретённые на коллективных занятиях, пригодятся малышу в дальнейшей жизни. Ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

     В группах раннего возраста (от рождения до 3 лет) занятия планируются раздельно для двух возрастных подгрупп, но в случаях, когда действия детей основаны на подражании, как на музыкальном занятии, можно заниматься со всей группой детей.

     Танцевально-двигательные занятия принесут пользу и удовольствие малышам и помогут их музыкальному развитию.

Методика Железновых «Музыка с мамой»

    Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали популярны далеко за пределами России. Диски Железновы пользуются успехом во многих странах мира, помогая развивать музыкальные способности, абсолютный слух.

     Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

      Развитие музыкальных способностей маленького ребенка, считают авторы методики «Музыка с мамой», зависит в основном от музыкального окружения в семье. Проще говоря: мама, папа или бабушка поют малышу песенки, играют на музыкальном инструменте.

      Если даже в вашей семье нет профессионального музыканта, не огорчайтесь. «Музыка с мамой» доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна. Методики Железновых отлично подходят как для индивидуальных, так и групповых занятий. Она обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!

«Ритмическая мозаика» Анны Бурениной

    Ею создано две программы для малышей: «Ритмическая мозаика» и «Топ, хлоп, малыш», рекомендованные МО РФ.

    Программа А. И. Бурениной направлена на развитие художественно-творческих основ личности и активно способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка на каждом занятии.

     Курс располагает богатым выбором (более 100) танцевальных и ритмических композиций для детей от 2 до 9 лет. Подбор музыкального сопровождения — это детские песни и мелодии, известная музыка из фильмов. Дети имеют возможность не только петь любимые песни: «Антошка», «Чебурашка» В. Шаинский, «Разноцветная игра» Савельев, но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

     В курс  включены также методы из программы «Ладушки», которая является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В этой программе раздел о развития чувства ритма выделен особо. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Для этого разработаны специальные игровые формы. Игры включаются постоянно и неоднократно повторяются. В результате дети приобретают умение чувствовать и понимать ритм.

     Автор предлагает танцы-игры — удобные по темпо-ритму, с четкими фразами. Эти мелодии великолепно подходят в качестве музыкального сопровождения для ритмических движений. Каждый танец имеет свой особый игровой образ, свою направленность и конкретные игровые задания.

Пальчиковая гимнастика Ларисы Яртовой.

      Научные исследования убедительно доказывают, что развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимо при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности.

      Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

       Методика содержит упражнения для пальцев рук ребенка, сопровождающиеся весёлой задорной музыкой.

       Все фигуры просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, развитие музыкального слуха и других музыкальных способностей. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает в будущем детям успешно овладеть навыками письма.

        Пособие предназначено для родителей, логопедов, воспитателей детских садов, музыкальных руководителей, гувернеров. Для детей с 2-х лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Слайды на тему музыкального воспитания дошкольников....

Малыш и музыка (Что нужно знать родителям о музыкальном воспитании детей раннего возраста в детском саду)

Музыкальные способности проявляются у детей очень рано. Малыш до 3-х лет - это человек, самый эмоционально отзывчивый на музыку. Поэтому ранее детство считается чрезвычайно благоприятным периодом для ...

Семинар-практикум «Использование современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста».

Семинар-практикум «Использование  современных технологий в системе музыкального воспитания детей старшего возраста»....

Мастер - класс "Игровые технологии в музыкальном воспитании детей раннего возраста"

Методическая разработка предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей групп раннего возраста ДОО...

Творческий проект на тему: "Использование фольклора в музыкальном воспитании детей ранего возраста"

Русский фольклор - одно из действенныхи ярких средств, таящий огромные возможности....