Использование сюжетов сказок в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста
методическая разработка

Музыкальная игра - сказка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование сюжетов сказок в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста

Еще Л.С. Выготский обосновал идею творческого развития ребёнка в игре и особенно в игре-драматизации. Основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, она «наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием». В настоящее время создана новая разновидность драматизации – музыкальная игра-сказка.

Музыкальная игра-сказка – это вид и форма музыкальной деятельности на основе интеграции искусств (музыка, литература, изобразительное искусство, театр), где музыка является ведущим звеном. Такая форма организации художественной деятельности детей является разновидностью слушания музыки – в игре. Этот вид творческой игры формирует музыкальную и общую культуру детей, начиная с раннего дошкольного возраста на основе накопления опыта восприятия музыки «разных эпох» и опыта сопереживания персонажам.

Дети с желанием играют в сказку, постепенно вживаясь в её образы. По ходу сказки дети слушают музыку, передавая её характер в ритмопластических импровизациях, танцах, музыкальных играх, песенных импровизациях, игре на музыкальных инструментах.

Фрагменты классических произведений нужно подобрать таким образом, чтобы музыка «откликалась» на развитие действия, драматургию сказки, чтобы каждый образ имел свою музыкальную характеристику, созвучную эмоциональному содержанию, чтобы музыка передавала картины и звуки природы.

Музыкальная игра-сказка может быть показана родителям на праздничном утреннике.

В своей педагогической практике я недавно начала использовать музыкальную игру- сказку. Для меня это новое направление, которое стало не только мне интересно, но и детям. Такие занятия, праздники, досуги несут с собой массу радостных эмоций, впечатлений, эстетический подъем. Все это заряжает оптимизмом на дальнейшую работу.

Основная цель, которая была определена в музыкальной игре-сказке: введение ребенка в яркий, эмоциональный мир музыкального искусства.

Задачи: - вызывать у детей чувство радости и побуждать их к активности;

- дать возможность получать яркие музыкальные впечатления;

- привить интерес к музыке, развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка.

- развивать сенсорные способности детей, музыкальный слух.

- подражание движениям сказочных героев, их характеру.

- развивать наблюдательность, внимание, дружеские отношения в коллективе детей,

Чтобы сказка стала яркой, я использую наглядно- дидактический материал, вязаные игрушки, с помощью которых можно показать театр, инсценировку. Мне они очень удобны тем, что игрушки можно навязать на любую тему, на любую сказку и в нужном количестве. Конечно, можно воспользоваться игрушками би-ба-бо, они тоже яркие, красивые, но их не всегда можно найти  в продаже на нужную тебе тему. Поэтому мой выбор пал на вязаные игрушки.

У меня есть набор больших игрушек по сказке «Колобок». Так, например, по сюжету этой сказки прошел утренник на 8 марта, в группе «Пуговки» (с 1,6-2г). По ходу сценария я вставляла музыкальные номера с героями, музыкальные игры, все выходы персонажей были оформлены музыкально.

Есть вязаные Снеговик и его подружка Снеговичка. По сказке «Снеговик» был проведен новогодний утренник, который тоже прошел с успехом.

Есть маленькие вязаные игрушки, я их применяю на своих занятиях, детям становится гораздо интересней, потому что они невольно погружаются в сказочную атмосферу.

Есть у меня лошадки на палочке, с помощью которых я провела музыкальную сказку-игру «Как жеребенок ветерок маму искал». Лошадки в наличии на каждого ребенка, которые я раздаю каждому в руки. С лошадками мы танцуем, отстукиваем ритм по полу (сидя на корточках), по стульчику (сидя на стульчиках), меняем темп отстукивания, стучим быстрее или медленнее.

Есть мышки –шейкеры, с которыми мы будем играть в музыкальные игры. Они очень симпатичные, гремящие, звенящие, музыкальные. Каждому ребенку раздаю мышку и игра начинается.

Есть прекрасные птички: снегирь, воробушек, синичка. Эти персонажи тоже помогали проводить сказки и своей красотой радовали всех, даже родителей.

Есть у меня вязаные овощи. С ними еще не работала, но планирую по осени поиграть в овощные игры, это на перспективу.

При использовании такой формы работы, как игра- сказка, у детей:

- слуховое внимание становится более организованным

- появилась эмоциональная реакция на музыкальные произведения, улучшается их восприятие

- расширяется словарь детей

- появляется первый опыт музыкально- игровых действий (импровизаций)

- появляется желание общаться с музыкой (т.е.слушать музыку), потому что это становится загадкой, а что же там дальше будет, прослушав до конца.

Данную форму работы с использованием игры-сказки я планирую использовать и в дальнейшем. Такая форма работы доступна и интересна, не требует у детей длительной подготовки, что важно для раннего дошкольного возраста. Даже плохоговорящие дети могут проявить себя и на равных участвовать в таком виде деятельности.

Игра - сказка оказывает огромное влияние на малышей, вызывает радостные эмоции. Содержание музыкальной игры-сказки, использование в ней классической музыки - развивают музыкальные способности детей.

Еще очень важный момент, все сказки несут в себе ДОБРО, сказки учат добру. Этот воспитательный аспект благотворно влияет на состояние ребенка. После таких сказок дети уходят из музыкального зала довольные, радостные, заряженные положительными эмоциями. А это очень важно в жизни. Из чего я могу сделать вывод: проделанная работа проводится не зря. С помощью такой формы работы я добилась решения поставленных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация:«Формы взаимодействия с родителями в процессе музыкального воспитания детей раннего возраста»

Размещение тематических материалов на мини-сайте, родительское собрание, совместные консультации детей и родителей, ежемесячные встречи, совместные утренники и не только......

Доклад для музыкальных руководителей на тему: «Оборудование процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Доклад  для  музыкальных руководителей  на тему:«Оборудование процесса музыкального воспитания  детей дошкольного возраста»...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей?...

Использование танцевально-игровых технологий в системе музыкального воспитания детей раннего возраста

    Овладение элементами танцевальных движений, игровыми упражнениями повышает уверенность в себе, коммуникативную активность, доброжелательность, внимательность к дру...

ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕСС МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В материале представлена модель музыкального занятия для детей раннего возраста, в которой непосредственными участниками были не только малыши и музыкальный руководитель, но и родители....

Творческий проект на тему: "Использование фольклора в музыкальном воспитании детей ранего возраста"

Русский фольклор - одно из действенныхи ярких средств, таящий огромные возможности....